Елена АМБРОСЕВИЧ,
воспитатель
ГУО «Ясли-сад №14 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умения считать количественным счётом в пределах пяти, умения узнавать геометрические фигуры и называть их, различать форму предметов, обозначать её с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа; представления о частях суток (утро, ночь), о моделировании частей суток, умении определять части суток по описанию, обозначать части суток цветовой моделью; представления о двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги): верх, низ, справа, слева;
– развивать мышление, внимание, зрительное восприятие, память;
– воспитывать чувство уверенности в себе, интеллектуальные чувства.
Материал: магнитная доска, демонстрационная цветовая круговая модель «сутки», по два круга (жёлтый и чёрный) на каждого ребёнка; демонстрационный материал с изображением солнца, ёлки, домика, медведя из геометрических фигур; демонстрационный материал с изображением геометрических фигур, лист картона и вырезной материал (осенний листок) на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель и дети становятся в круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: – А теперь, ребята, посмотрите на наших гостей, воспитателей других групп и подарите улыбку и им.
Ребята, сегодня утром на своём столе я нашла письмо, которое адресовано нам. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем.
«Дорогие, ребята! В нашем Королевстве Математики случилась беда! Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства. И теперь все геометрические фигуры спрятались и забыли свои имена, числа перепутались, ночь и утро поменялись местами, непонятно, где левая, а где правая стороны. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. С уважением, Королева Математики».
– Ну, что, ребята, поможем жителям Королевства? (Ответы детей.)
– Тогда отправимся в путь. Но чтобы справиться с трудностями, мы должны быть дружными и помогать друг другу. А чтобы попасть туда, нужно сказать волшебные слова: «Топну, хлопну, повернусь, в Королевстве Математики окажусь!» (Дети выполняют действия со словами.)
Воспитатель: – Вот мы с вами и оказались в Королевстве Математики, и встречает нас сама Королева.
Воспитатель открывает ширму, за которой находится Королева Математики.
Воспитатель: Ребята, КоролеваМатематики приготовила для вас интересные задания и хочет посмотреть, как вы с ними справитесь. (Задания написаны на карточках, которые принесла Королева Математики.)
Задание № 1
Воспитатель: Королева Математики хочет послушать, как вы умеете считать.
– Посчитайте хором до 5.
– Матвей, посчитай до 3.
– Алина, посчитай до 4.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Королева Математики довольна.
Задание № 2
Воспитатель: Ребята, посмотрите на рисунок (Показывает демонстрационный рисунок, на котором из геометрических фигур нарисованы дом, ель, медведь, солнце). Королева Математики хочет расколдовать этот рисунок и узнать, куда же подевались геометрические фигуры.
– Что изображено на этом рисунке?
– Из каких геометрических фигур состоит дом, ель, медведь, солнце?
– Посчитайте, сколько на рисунке квадратов, треугольников?
– Чего больше?
Воспитатель: – Молодцы! Геометрические фигуры вы нашли, и с этим заданием вы тоже справились!
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
– Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте сделаем гимнастику для глаз – пусть наши глаза немного отдохнут.
Гимнастика для глаз «Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо– влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно опускают глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Глаза поднимают вверх.)
Задание № 3
Воспитатель: – Перед вами лежит лист картона – это наша лужайка, а рядом – листок с дерева. Возьмите в правую руку листок. Подул ветер-озорник и сорвал листок с дерева, полетел наш листок и упал прямо в середину лужайки – положите его туда.
– А ветер всё кружит и кружит наш листок. Вот понёс он его вправо, потом влево, потом вверх, затем вниз и вновь вернул его в середину лужайки. (Дети, в соответствии со словами воспитателя, кладут листок в нужное место. Затем можно и индивидуально попросить выполнить задание.)
– Матвей, а положи свой листок в нижний левый угол.
– Марта, положи свой листок в верхний левый угол.
– Виолетта, а твой листик полетел в верхний правый угол.
– Марк, твой лист улетел в нижний правый угол.
Воспитатель: – Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились и правильно определили стороны. Королева Математики осталась довольна.
Физкультурная пауза
Один, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Один! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, один и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Дети садятся на стульчики.
Задание № 4
Воспитатель: – Ребята, посмотрите в окно. Какая сейчас часть суток? (Ответы детей.) А как мы можем определить, что сейчас утро? (Ответы детей.)
– Правильно, ребята, небо светлеет, восходит солнце.
Воспитатель выставляет демонстрационный материал (демонстрационная цветовая круговая модель «сутки»).
Воспитатель: – Ребята, этот круг – сутки. Сколько в нём частей? (Ответы детей). Это четыре части суток: утро, день, вечер, ночь. Чёрная часть – ночь, белая – день, жёлтая – утро, синяя – вечер. Давайте расскажем Королеве о том, когда какая часть суток бывает. Я буду рассказывать про то, что бывает ночью или утром, а вам надо будет угадать и показать тот круг, который обозначает часть суток, о которой шла речь.
Воспитатель раздаёт детям по два круга – чёрного и жёлтого цвета – и объясняет:
«Маленьким жёлтым кругом мы будем показывать утро, а чёрным – ночь».
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский сад все собираются.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ёжик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже.
Это время нам знакомо,
Это время для подъёма.
На зарядку становись,
Умываться не ленись!
Скорее завтракать садись!
За стеной шуршат мышата,
Спят игрушки и ребята.
Это время – время сна,
Спит за окнами сосна
Спит в кроватке наш Ванюша,
Рядом спит его игрушка
Физкультурная пауза
Вот как солнышко встаёт: выше-выше-выше.
(Дети возле стульчиков стоят и подтягиваются высоко.)
К ночи солнышко зайдёт ниже-ниже-ниже.
(Дети медленно садятся на корточки и закрывают голову руками.)
Хорошо-хорошо солнышко смеётся.
(Дети встали, руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)
А под солнышком нам всем весело живётся.
(Руки на поясе, повороты головы влево – вправо.)
Задание № 5
Воспитатель выставляет на мольберт карточки, на которых изображены определённые геометрические фигуры, одна из которых лишняя.
Воспитатель: – Ребята, Королева Математики хочет узнать у вас, какая геометрическая фигура здесь лишняя и где она находится? (Ответы детей по желанию.)
Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! Королева осталась очень довольна вашей работой и приготовила вам сюрприз. А чтобы найти его, нужно проявить свои знания в умении ориентироваться в пространстве. Матвей, попробуй ты. Повернись направо, ещё раз направо и сделай три шага вперёд, остановись, повернись направо и… что ты видишь?.. Сюрприз.
После того как дети найдут сюрприз, воспитатель говорит:
– Вот и подошло к концу наше путешествие в Королевство Математики, нам нужно возвращаться назад в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Топну, хлопну, повернусь, в детском саду окажусь!»
– Ну вот, ребята, мы с вами опять в нашей группе. Скажите мне, где мы с вами сегодня побывали? Что там мы делали? Какое задание было интересным? А какое вызвало у вас трудности?
– А теперь, оцените вашу работу: если занятие было интересным и вы со всем справились, то возьмите себе солнышко; а если вам было неинтересно и возникли какие-то трудности – тучку.