Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования на уроках биологии сервисов Web 2.0. Описание опыта педагогической деятельности

- 15:30II И III СТУПЕНИ, Биология. Идеи, Методичка

Ирина БОРИСЕНКО,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно»

irinabo2010f@gmail.com

 

 

 

 

1 Информационный блок

1.1 Тема опыта

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования на уроках биологии Web 2.0.

 

1.2 Актуальность темы

Наиболее острой проблемой школы сегодня является снижение интереса учащихся к учению, что ведёт к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. В решении проблемы активизации учебной деятельности особую роль играет правильное понимание сущности понятия «активность ученика». Она обеспечивается в результате применения учителем системы дидактических способов, средств и создания необходимых условий. Побуждение ученика к активной учебной деятельности – одна из основных задач каждого учителя [6, с.17].

Сегодня учащимся трудно запомнить большой объем неструктурированной информации. Гораздо легче усваивается четко сконструированный учебный материал, наглядно и логически преподнесенный и многократно переработанный. Актуальность темы обусловлена одной из эффективных технологий активизации обучения – визуализации учебной информации. Использование приемов визуализации на уроках биологии, информационно-коммуникативных технологий, в частности сервисов Web 2.0, позволяет развивать у учащихся образное мышление, способности к анализу и сравнению, умение работать в команде. Учащиеся работают с большим потоком информации, поэтому необходимо формировать такие виды информационных умений, как информационно-поисковые, информационно-аналитические.

Наиболее продуктивным методом активизации познавательной деятельности при изучении биологии я вижу использование сервисов Web 2.0, позволяющих учащимся участвовать в процессе изучения темы, выборе основного. Ведь на сегодняшний момент для всех выпускников школ важны метапредметные результаты, достижение которых зависит от умения анализировать, находить важное, отбрасывать второстепенное, уметь систематизировать и структурировать объём информации.

 

1.3 Цель опыта

Обобщить использование сервисов Web 2.0 как эффективного средства активизации познавательной деятельности учащихся.

 

1.4 Задачи опыта

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

1. Изучить, проанализировать и описать приемы и методы работы педагога с использованием сервисов Web 2.0 для активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Отобрать и апробировать сервисы Web 2.0, способствующие активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

3. Разработать фрагменты и планы уроков с применением сервисов Web 2.0.

4. Проанализировать эффективность и результаты внедрения и использования данных технологий в учебный процесс.

 

1.5 Длительность работы над опытом

Работа по формированию педагогического опыта осуществляется с 2018 года в следующем порядке:

1) подготовительный этап (изучение литературы по теме опыта, разработка системы деятельности);

2) этап практической реализации (отбор, разработка заданий, внедрение разработанной системы деятельности в собственную педагогическую практику);

3) анализ результативности использования системы деятельности;

4) трансляция опыта (проведение открытых уроков и мастер-класса, выступление на школьном и районных МО).

 

2 Описание технологии опыта

     2.1 Ведущая идея опыта состоит в том, что использование на уроках биологии сервисов Web 2.0 является эффективным средством, способствующим активизации и развитию познавательного интереса учащихся.

 

2.2 Описание сущности опыта

Одной из важнейших проблем в современной школе является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. В современном мире, где широкое распространение приобрели информационно-коммуникационные технологии, педагог должен постоянно осуществлять целенаправленную работу по стимулированию у учащихся познавательной деятельности. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому предмету необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотношение их выбора с содержанием учебного материала, возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся и индивидуальными способностями. Учащийся, которому изучение дисциплины приносит удовольствие, не нуждается во внешнем побуждении к обучению, поскольку он занимается в силу своего внутреннего желания. Вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями можно посредством создания мощных внутренних стимулов к обучению [5, с.34].

Актуальным ресурсом для активизации познавательной деятельности и формирования информационных и коммуникационных компетенций учащихся являются сервисы Web 2.0 Определение Web 2.0 дано Тимом О’Рейлли в 2005 году. В это понятие он включил большое число сайтов, которые предоставляют пользователям базовые функции, в основном, на безвозмездной основе. Сервисы Web 2.0 играют большую роль в развитии информационной образовательной среды, благодаря доступности, открытости, интерактивности, коллективному взаимодействию, что весьма значимо для реализации задач образования.

Рассматривая сервисы Web 2.0 с точки зрения использования в образовательном процессе, можно отметить их достоинства для уроков биологии:

– продуктивное использование ресурсов разных пользователей и своих собственных;
– устная и письменная коммуникация;
– повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности;
– повышение качества используемых наглядных материалов;
– возможность создания образовательных ресурсов разной степени сложности с учётом потребностей и возможностей обучающихся.

 

1. Сервис Mozaik 3D – 3D-модели для изучения школьного курса биологии. Сервис позволяет увидеть многие объекты в объеме. Mozaik 3D позволят создавать цифровые уроки, задания, электронные тетради.

2. Сервис Canva – сервис по созданию презентаций, рабочих листов, плакатов, ментальных карт, интерактивных видео. Имеются готовые шаблоны, но можно создавать и свои.

3. Сервис Padlet – это виртуальная доска, на которую можно прикреплять фото, заметки, ссылки, все виды файлов, в том числе аудио и видео. Доски Padlet очень разнообразны и удобны. Учитель может загружать и отображать видео, фотографии или документы для учащихся, чтобы они могли видеть и реагировать. Таким образом, все учащиеся участвуют в процессе обучения и могут комментировать одни и те же фотографии, видео или вносить в них другие источники, и каждый может видеть ответы групп. Поэтому Padlet используется для совместной работы по сбору идей, мозгового штурма, рефлексии и т.д.

4. Сервис Quizizz.com – это бесплатный образовательный онлайн-сервис, позволяющий создавать и проводить уроки и викторины, или использовать выбранные из каталога готовые викторины. Интернет-сервис Quizizz.com позволяет проводить конкурсы и викторины в режиме реального времени. Облачная система дает возможность создать игру, вывести её на большой экран или экран ноутбука, подключить участников с применением мобильных устройств.

При помощи этого сервиса можно:

– провести тестирование или опрос;
– провести игру или викторину;
– организовать соревнование;
– организовать домашнюю работу;
– отслеживать результаты каждого учащегося.

Использование сервисов Web 2.0 позволяет вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний, как для понимания, запоминания, так и для развития мышления, памяти и способов интеллектуальной деятельности. Кроме этого, технология позволяет «свернуть» и «развернуть» большой объем информации в рамках предмета, более детально рассмотреть каждый узел в отдельности. Сервисы Web 2.0 можно использовать на всех этапах урока (Приложение 1).

После посещения семинара, где использовались сервисы Web 2.0, у меня возникло желание использовать их на своих уроках, чтобы облегчить учащимся усвоение, систематизацию, повторение и использование знаний. Сначала идею реализовала на уроках биологии в 8-х классах. Затем пошла дальше.

Первое использование сервиса Mozaik 3D показало, что учащимся понравилась новая форма работы, им было легче через несколько уроков вспомнить пройденный материал. Данный сервис я использовала в 9-м классе при изучении темы «Слуховая сенсорная система» (Рисунок 1).

Рисунок 1. Строение органа слуха. Слуховой процесс

 

Учащиеся, используя приложение на телефоне, изучают слуховую сенсорную систему, отдельные элементы, и на этапе закрепления изученного материала выполняют задания.

При изучении темы «Общие принципы организации и работы нервной системы» с помощью сервиса Mozaik 3D учащиеся рассмотрели передачу нервных импульсов и работу синапсов (Рисунок 2).

Рисунок 2. Работа синапса

 

В 11-м классе при изучении темы «Фотосинтез» учащиеся с помощью сервиса Mozaik 3D могут рассмотреть суть фотосинтеза (Рисунок 3), структуру листа растения (Рисунок 4), процесс фотосинтеза в листе растения, световую и темновую фазы фотосинтеза (Рисунок 5).

Рисунок 3. Суть фотосинтеза

Рисунок 4. Структура листа растения

Рисунок 5. Процесс фотосинтеза

 

Ментальные карты (интеллект карты) – это знания в виде координатно-матричных каркасов опорно-узлового типа для наглядного, логичного и последовательного усвоения учебной информации. Разработка и построение ментальных карт облегчает подготовку учителя к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, делает оперативной обратную связь.

Ментальные карты можно использовать на трех уровнях: передача учащимся в качестве дидактического материала; составление совместно с учащимися при повторении или изучении нового материала, самостоятельная разработка учащимися по готовой ключевой модели или по выделенным координатам.

При составлении ментальных карт я пользуюсь сервисом Canva. При изучении темы «Общие принципы организации и работы нервной системы» учащимся было предложено составить ментальную карту (Рисунок 6).

Рисунок 6. Общие принципы организации и работы нервной системы

 

При изучении темы «Строение и функции головного мозга» в 9-м классе учащиеся составляли ментальную карту о локализации важнейших функций мозга самостоятельно в парах, после чего была организована защита своих моделей (Рисунок 7).

Рисунок 7. Функции головного мозга

 

В 11-м классе при изучении тем «Жизненный цикл клетки», «Репликация ДНК» учащиеся использовали виртуальную доску Padlet, где были прикреплены дополнительные материалы по данным темам (Рисунок 8), видео о процессе репликации ДНК (Рисунок 9).

                                                 

Рисунок 8. Жизненный цикл клетки                                     Рисунок 9. Репликация ДНК

В 9–11-х классах я активно использую сервис Quizizz.com для создания викторин, опросников (Рисунок 10).

Рисунок 10. Ядовитые растения, животные, грибы

 

Эти материалы, я использую как на этапе проверки домашнего задания, так и на этапе закрепления изученного материала. Во вкладке отчеты я могу проверить ответы учащихся, как каждого индивидуально, так и динамику ответов всего класса (Рисунок 11).

Рисунок 11. Ответы учащихся

 

2.3. Результативность и эффективность опыта

Практическая реализация педагогического опыта осуществлялась на базе ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно» и сопровождалась постоянным отслеживанием результатов. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся проводилась с использованием анкеты-опросника Спилберг-Андреева (Приложение 2). Данные, полученные с помощью диагностики, свидетельствуют об эффективности использования сервисов Web 2.0 на уроках биологии. За период постоянного применения новшества в урочной деятельности учащихся увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации, уменьшилось число учащихся с отрицательной мотивацией (Приложение 3).

Мониторинг результатов учебной деятельности учащихся 9-10-х классов по биологии показал положительную динамику среднего балла (Приложение 4, рисунок 1).

Для диагностики усвоения учебного материала проводился тематический контроль в виде контрольной работы. Каждая контрольная работа анализировалась, фиксировались в таблице ошибки, допущенные каждым учеником, что позволяло проследить динамику изменений по сравнению с предыдущей контрольной работой (Приложение 4, рисунок 2).

По данным диаграммы видно, что успеваемость учащихся повысилась. Постепенно растет количество учащихся, занимающихся на высоком, достаточном и среднем уровнях.  

В ходе реализации педагогического опыта увеличилось количество учащихся обучающихся в профильных классах, успешное участие учеников в предметных олимпиадах по биологии. В 2020/2021 году учащаяся Александра Пташиц стала участницей дистанционной олимпиады для десятиклассников, изучающих факультативный курс «Введение в аграрные профессии», где в личном зачете получила диплом II степени. Одним из заданий этой олимпиады было представить в виде интернет-плаката при помощи инфографики агропромышленный комплекс своего региона. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Информационный плакат

 

Учащиеся 7–8-х классов принимали участие в районных этапах республиканских конкурсов «Юный натуралист», «Зеленые школы», «Энергомарафон» (2019/2020 учебный год), где создавали видеоролики и плакаты, были награждены дипломами I степени. В 2020/2021 учебном году учащиеся приняли участие в апробации международного сетевого проекта «В здоровом теле – здоровый дух!».

В процессе использования сервисов Web 2.0 на уроках биологии для активизации познавательной деятельности наблюдаются следующие положительные моменты:

– активизируется мышление учащихся;
– вырабатывается умение самостоятельно принимать творческие решения;
– повышается уровень мотивации и интереса к изучению предмета, особенно у школьников с низким уровнем обученности;
– происходит повышение результативности обучения не за счёт увеличения объёма учебной информации, а за счёт глубины и скорости её переработки;
– все учащиеся оказываются включенными в учебный процесс, совершенствуются умения и навыки самостоятельной работы.

В своей деятельности учащиеся отмечают следующие изменения: возрастает интерес к учебной деятельности, появляется желание выучить учебный материал, самостоятельно выполнять задания.

 

3 Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование сервисов Web 2.0 на уроках биологии для активизации познавательной деятельности подтверждает их эффективность для формирования ключевых компетенций, облегчения процесса усвоения нового материала, подготовки к урокам. И как следствие – повышение мотивации обучения, развитие познавательного интереса к предмету. Учащиеся стали более коммуникабельными, отличаются уверенностью и умением отстоять своё мнение, самостоятельностью мышления. Они креативно решают поставленные перед ними задачи, и смело идут к намеченной цели.

Для достижения максимальной эффективности необходимо применения сервисов Web 2.0 в практике как можно большего числа учителей-предметников. Для этого нужно разработать систему обучения учителей использования сервисов Web 2.0 в образовательном процессе, а также алгоритм по внедрению данных сервисов в образовательный процесс.

Сервисы Web 2.0 могут быть использованы при проведении факультативов, внеклассных мероприятий, методических семинаров. Этот опыт будет интересен учителям биологии и других предметов, которые развивают ключевые компетенции учащихся.

По данной теме опыта было проведено восемь открытых уроков, три мастер-класса для учителей школы. В настоящее время я принимаю участие в международном дистанционном Марафоне “Купаловские проекты”, где являюсь автором сетевого проекта.

 

Приложение 1

Фрагмент урока

Тема урока: Вирусы

Цель урока: сформировать представление о вирусах как неклеточной форме жизни.

Задачи:

обучающие: изучить строение вирусов, проникновение вирусов в клетку и их размножение;

развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, анализировать, делать выводы, развивать навыки коммуникативного общения;

воспитывающие: расширять кругозор, формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Учебно-методическое обеспечение: учебник, компьютер, проектор, презентация по теме «Вирусы», сервис Quizizz.com, сервис Canva.

 Ход урока (фрагменты)

На этапе проверки домашнего задания учащиеся выполнили тестовую работу с использованием сервиса Quizizz.com. https://clck.ru/fbcgi   

На этапе изучения нового материала учащимся было предложено следующее задание.

Просмотрите презентацию «Вирусные заболевания» и составьте ментальную карту «Вирусные заболевания человека».

 

Приложение 2

Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста.

 

Анкета-опросник для учащихся 9-х классов.

Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружочком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках биологии в школе, как вы обычно чувствуете себя там.

 

Уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Анкета-опросник

 

Приложение 3

Результаты мониторинга предметной мотивации и эмоционального отношения к учению
учащихся 9-х классов (2019/2020 учебный год)

 

Результаты мониторинга предметной мотивации и эмоционального отношения к учению
учащихся 10-х классов (2020/2021учебный год)

 

Приложение 4

Рисунок 1. Сравнительный анализ годовых отметок

Рисунок 2. Тематический контроль

 

 

Список использованных источников

1 Биология: учеб. пособие для 9-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О.Л.Борисов, А.А.Антипенко, О.Н.Рогожников. – Минск : Народная асвета, 2019. – 215 с.: ил.
2 Биология: учеб. пособие для 10-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.С.Маглыш, В.А.Кравченко, Т.Я.Довгун. – Минск : Народная асвета, 2020. – 279 с.: ил.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий