Людмила ЛАЗАРЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 41 г. Мозыря»,
Гомельская область
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей коммуникативной культуры. Важной составляющей эффективного процесса по формированию коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является художественная литература, которая открывает прекрасный мир природы и человеческих чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и взаимоотношений между людьми, развивает мышление и воображение, обогащает эмоциями детскую душу.
Работу провожу как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Для формирования у детей интереса, чувства симпатии к сверстникам, развития умения быть дружелюбным, вежливым, добрым использую сценарии активизирующего общения «Надо дружбой дорожить», «Добрым быть совсем непросто» на основе художественных произведений Н.Носова «На горке», Е.Пермяка «Самое страшное», М.Зощенко «Не надо врать» и др.
Чтобы дать воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли после прослушивания сказок, рассказов, использую беседы.
Например, после прочтения рассказа Л.Толстого «Косточка» дети отвечают на следующие мои вопросы:
– Что вас больше всего взволновало (огорчило) в этом рассказе?
– Одобряете ли вы поступок героя?
– Чтобы ты хотел сказать герою рассказа?
– Как бы ты поступил в его ситуации?
– Чтобы ты посоветовал мальчику?
Большой интерес у детей моей группы вызывает такой приём, как воображаемые диалоги с литературными героями.
Например, после прослушанного детьми рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», детям предлагаю представить, что они спросили бы при встрече с Павликом. Вопросы детей бывают такими:
– «Павлик, почему ты все время огорчаешь родных?»
– «Павлик, а как тебе помогло волшебное слово?»
– «Павлик, тебе понравилось быть вежливым мальчик?»
А воображаемые ответы Павлика были следующими:
– «Со мной никто не хотел дружить»;
– «Меня учили говорить красиво, но я не слушал».
Ежедневно провожу индивидуальную работу, направленную на формирование у воспитанников мотивов поведения, которыми они могли бы руководствоваться в своих поступках, на объяснение норм и правил человеческой морали. Как правило, содержанием этих бесед являются реальные жизненные ситуации.
Например, читая рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным», знакомлю детей с очень симпатичным маленьким человеком, который на всю жизнь запомнил слова мамы «Тайное становится явным». Подвожу детей к понятию «тайна», (секрет, неизвестное другим, что-то неразгаданное). Предлагаю детям оценить поступок мальчика, ответив на следующие вопросы:
– Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
– А какой по характеру на самом деле Дениска? (весёлый, озорной, выдумщик, умеет признать свою вину…);
– А как бы вы поступили на месте мальчика?
– А что бы вы сказали Дениске, повстречавшись с ним?
Такая постановка вопросов даёт детям возможность выразить свои чувства и мысли. А повторное чтение понравившихся эпизодов доставляет им наслаждение, и они с удовольствием отвечают на вопросы, требующие воспроизведения знакомого содержания.
Коммуникативные ситуации, которые использую на занятиях после ознакомления с художественным произведением, дают возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью сверстников найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения.
С большим интересом проходят игровые тренинги с телефоном, например, «пригласи Винни-Пуха к себе в гости», «уговори Красную Шапочку не идти к бабушке через лес», «успокой Танюшу».
Систематическая деятельность взрослых по ознакомлению детей с художественной литературой является важным условием формирования у детей коммуникативной культуры.