Наталья ЗАЯЦ, воспитатель дошкольного образования,
Галина АЛЕСИЧ, воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 34 г. Мозыря»,
Гомельская область
Перед современным воспитателем стоит непростая задача одновременно быть педагогом и новатором. Миссия и цель современного воспитателя дошкольного образования состоит в том, чтобы создать и организовать такую образовательную деятельность, которая была бы основана на творческой и самостоятельной реализации поставленных целей и, конечно, была бы направлена на развитие креативного мышления детей.
В учреждениях дошкольного образования проводится комплексная работа, направленная на общепсихологическую подготовку ребёнка к школе, и специальная подготовка детей к усвоению тех предметов школьного курса, которым они будут обучаться в начальных классах.
При работе с детьми старшей группы зачастую педагоги сталкиваются с вопросами, как заинтересовать и увлечь детей на занятиях при подготовке к обучению грамоте. Помимо традиционных методик мы в своём образовательном процессе всё шире используем современные виды конструкторов, в частности, конструктор Bunchems.
Конструктор Bunchems – это набор разноцветных шариков, изготовленных из мягкого пластика, которые прилипают друг к другу с помощью ворсинок, похожих на ворсинки репейника. Шарики легко сцепляются друг с другом и легко разделяются. Именно многочисленные ворсинки воздействуют на пальцы, кисти и ладони ребёнка, что стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Конструктор Bunchems не вызывает у детей негативного отношения, и вся работа по обучению грамоте воспринимается ими как игра.
При использовании этого конструктора на занятиях по обучению грамоте у воспитанников развивается внимание, усидчивость, способность выполнять инструкции, что в дальнейшем поможет слушать и слышать учителя в школе, а также развивается мелкая моторика руки.
Предлагаем игры, которые в занимательной и интересной форме помогут воспитателям дошкольного образования в работе по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» с использованием конструктора Bunchems.
Игра «Жили-были звуки» (гласные звуки)
Цель: формирование навыка звуко-буквенного анализа, умения определять позицию звука в слове.
Ход игры
Ребёнку предлагается произнести названия предметов, нарисованных на листе. Определить, какой гласный звук есть в каждом из этих слов. Например: ослик, зонт, осы, дочка, осень, озеро, нож.
Познакомить детей с тем, что для обозначения гласных звуков будем использовать Bunchems красного цвета. В конце игры дети строят домик красного цвета для гласных звуков.
Игра «Жили-были звуки» (твёрдые и мягкие согласные звуки)
Цель: формирование навыка звуко-буквенного анализа, умения определять позицию звука в слове.
Ход игры
Ребёнку предлагается произнести названия предметов, нарисованных на листе. Определить, какой согласный звук есть в каждом из этих слов. Например: часы, черепаха; зайка, зима, зарядка.
Познакомить детей с тем, что для обозначения твёрдых согласных звуков будем использовать Bunchems синего цвета, а для обозначения мягких согласных звуков будем использовать детали конструктора зелёного цвета. В конце игры дети строят домик синего цвета для твёрдых согласных звуков, а для мягких согласных звуков построят зелёный домик.
Игра «Звуковые дорожки» (гласные, согласные звуки)
Цель: упражнять детей в соотнесении артикуляции со звуком, закреплять представления о гласных и согласных звуках, воспитывать внимание.
Ход игры
Педагог произносит любой звук, а дети определяют, какой. Если согласный, то берут синюю или зелёную деталь, если гласный, то красную. Шарики Bunchems между собой соединяются. В конце игры сравнить: какая дорожка длиннее, тех звуков и было больше произнесено.
Игра «Паровозики»
Цель: упражнять в различии звуков по твёрдости и мягкости, развивать мелкую моторику рук, воспитывать дифференцированную реакцию на звук.
Ход игры
Два паровозика собрались в путь. Воспитатель называет слова (зубы, собака, лиса, заяц, санки, дом, медведь, лист, бабочка, зима, сорока и т.д.)
Если ребёнок в начале слова слышит твёрдый согласный, то цепляет синий «вагончик» (шарик конструктора) к синему паровозику, если слышит мягкий согласный, то цепляет зелёный «вагончик» к зелёному паровозику. В конце можно сравнить, какой паровоз длиннее.
Игра «Выложи букву»
Цель: формирование графического образа буквы, развитие мелкой моторики.
Ход игры
Ребёнку предлагается трафарет буквы (изображение), он должен выложить на нём деталями конструктора букву.
Усложнение: выложить букву по памяти; определить первый звук в слове и выложить букву; определить последний звук в слове и выложить букву.
Игра «Вылечи букву»
Цель: формирование и закрепление знания букв, развитие мелкой моторики.
Ход игры
Пишется любая буква, затем стирается её часть, так, чтобы буква оставалась узнаваемой. Ребёнку предлагается «вылечить» букву, выложить из деталей конструктора недостающую часть.
Игра «Звуковые загадки»
Цель: формирование умения находить слово по схеме звуко-буквенного анализа, развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Ход игры
Один ребёнок составляет с помощью деталей конструктора схему слова, а другой придумывает слова к данной схеме.
Игра «Построй предмет с заданным звуком»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Ход игры
Говорим ребёнку определённый звук, предлагаем придумать слово, начинающееся с этого звука, построить данный предмет из конструктора.
Игра «Определи последний звук в слове и построй разноцветную гусеницу»
Цель: формирование понятий «начало», «середина», «конец» слова, умения определять последний звук в слове, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; воспитание усидчивости.
Ход игры
Ребёнок берёт картинку и произносит слово, называет последний звук, в соответствии со звуком берёт нужный элемент конструктора. Всего семь картинок. Например: дом, девочка, огонь, слон, улитка, рысь, лук
Если задание выполнено правильно, то получается разноцветная гусеница.
Игра «Составь узор»
Цель: закрепление умения выполнять звуковой анализ слова.
Ход игры
Педагог располагает перед ребёнком картинку. Просит назвать слово и выполнить звуковой анализ, а затем составить схему слова с помощью элементов конструктора.
Игра «Гласные звуки и буквы»
Цель: закрепление представления о гласных звуках и буквах, умения называть слова с заданным звуком, развитие мышления.
Ход игры
Игрок бросает кубик и делает ход согласно выпавшему числу на кубике. Остановившись на круге, игрок называет звук, а затем слово с этим звуком. Можно назвать слова с заданным звуком в начале слова, середине и конце. Если игрок ошибается, то пропускает ход. Игральные фишки – цветной конструктор Bunchems.
Игра «Магазин»
Цель: закрепление умения детей делить слова на слоги.
Ход игры
Детям раздаются денежки – конструктор жёлтого цвета Bunchems. На полке в «магазине» – картинки с изображением овощей и фруктов.
Дети по одному подходят к продавцу (воспитателю) и говорят, что они хотят купить, разделяя слова на слоги с помощью хлопков (количество слогов – столько денежек (деталей конструктора)).
Игровое пособие «Укрась улитку»
Цель: закрепление представлений о гласных и согласных звуках, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры
На улитке расположены буквы. Ребёнок определяет, какая буква (гласная или согласная) и обозначает её соответствующим цветом: гласная – красный шарик Bunchems, согласная – синий.
Игровое пособие «Разноцветная кукуруза»
Цель: закреплять представления детей о гласных и согласных звуках, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры
На каждом зёрнышке изображена буква. Нужно закрыть букву деталью конструктора Bunchems: гласная буква – красной, согласная буква – синей.
Пособие выполнено из фетра.