Мастер-класс «Использование информационных технологий на учебных занятиях по химии как средство повышения информационной компетенции педагогов»

- 12:26Методичка, Химия. Мастер-класс

Ольга ОМЕЛЬЯНОВИЧ,
учитель химии
ГУО “Гимназия 1 г. Новогрудка,
Гродненская область

 

 

Цель: создание условий для повышения информационной компетенции педагогов по внедрению электронных ресурсов и средств обучения в процесс преподавания химии в школе.

Задачи:

– создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
– продемонстрировать опыт работы с электронными образовательными средствами и ресурсами.
– передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
– совместно отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

 

1-й этап. Организационный (до пяти минут)

Цель: психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.

Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас у себя в гостях! Сегодня вы станете участниками мастер-класса «Использование информационных технологий на учебных занятиях по химии как средство повышения информационной компетенции учащихся».

При подготовке к занятию, я наткнулась на слова немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Фридриха Герберта. «Смертный грех учителя – быть скучным».

Предлагаю вам высказаться на эту тему. Очень надеюсь, что среди нас нет и не будет скучных учителей.

Психологически настраиваются на работу, участвуют в обсуждении.

 

2-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса (5-7 минут)

Цель: диагностика первичного педагогического опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.

Методическая задача: создать условия для диагностики первичного профессионального опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения «проблемного поля» мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах  и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте».

Перед тем, как начать более детально рассмотрение сегодняшней темы, я предлагаю вам заполнить Google-форму, ответив на несколько вопросов о том, как вы используете ИКТ на своих учебных занятиях.

1. Как часто вы используете ИКТ на своих учебных занятиях?

2. Какие электронные средства и ресурсы вы чаще используете:
   а) готовые программные продукты;
   б) созданные самостоятельною.

3. Считаете ли вы, что современный учитель должен использовать ИКТ на своих учебных занятиях?

Представление и обсуждение результатов.

Сегодня на мастер-классе я планирую предоставить вам свой опыт работы по данному направлению, показать вам различные методы, приемы и формы, которые можно использовать при организации занятия с использованием ИКТ.

А что хотите получить от занятия вы? Какие ваши ожидания?

Отвечают на вопросы теста.

Участвуют в обсуждении результатов опроса.

Определяют свою цель участия в мастер-классе.

 

3-й этап. Презентация педагогического опыта учителем-мастером (до 15 минут)

Цель: систематизация и обобщение опыта по использованию информационных технологий на учебных занятиях по химии для повышения информационной компетенции учащихся.

Методическая задача: обеспечить условия для совершенствования навыков использования информационных технологий участниками мастер-класса для применения на своих учебных занятиях.

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

1) кратко характеризует основные идеи технологии;
2) описывает достижения в работе;
3) доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующую об эффективности технологии;
4) определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

Слушают выступление учителя-мастера, задают уточняющие вопросы, определяют для себя полезные моменты в представленном опыте.

 

4-й этап. Проведение имитационной игры (до 12 минут)

Цель: знание участниками мастер-класса вариантов использования электронных средств обучения.

Методическая задача: создать условия для формирования знаний участниками мастер-класса о вариантах использования различных электронных средств и ресурсов при проведении учебных занятий по химии.

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися

Слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии

 

— Уважаемые участники мастер-класса! Сейчас я предлагаю вам представить себя учащимися 7-го класса. Итак, тема нашего занятия: «Первоначальные представления о валентности». (ЭСО Химия 7 класс, Теория – Первоначальные представления о валентности). Нам с вами предстоит узнать, что такое валентность, какая она бывает, научиться составлять формулы веществ по валентности, определять валентность по формулам веществ.

Рассказываю по презентации о валентности, говорю о том, что она бывает постоянная и переменная.

Показываю в словаре терминов определение валентности. (ЭСО Химия 7 класс, Словарь терминов – Валентность).

Далее разбираем алгоритм «Составление формул бинарных соединений по валентности», делаем задание № 1. Разбираем алгоритм «Определение валентности химического элемента по формуле бинарного соединения», выполняем задание № 1. (ЭСО Химия 7 класс, Задачи и задания).

 

СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЯ ПО ВАЛЕНТНОСТИ

Попробуйте сами!

№1. Составьте формулы соединений, в состав которых входит кислород (запишите его в формуле на втором месте) и такие химические элементы: N(II), As(V), Cr(III), Li, Cu(I), S(VI), Si(IV), Ni(II), B.

№2. Составьте формулы соединений при помощи значений валентности элементов, которые входят в их состав: а) Cu(II) и S(II); б) Si(IV) и Cl(I); в) W(VI) и О; г) C(IV) и S(II); д) Al и P(III); е) Cr(III) и Br(I); ж) S(VI) и F; з) P(III) и Cl(I); и) Al и S(II).

— Для закрепления пройденного материала, предлагаю вам пройти к компьютерам и выполнить тест. (ЭСО Химия 7 класс, Тестирование – Валентность).

5-й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса (5 минут)

Цель: осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.

Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе.

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Мастер выполняет роль консультанта, организует работу слушателей и управляет ею.

Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение результатов учебного занятия.

Участники мастер-класса оставляют свои впечатления, оценку, пожелания на виртуальной он-лайн доске для совместного использования Linoit (Ссылка).

                                                                                  

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий