Использование мнемотаблиц и графических схем на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

- 11:08Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Кристина АНДРЕЙЧУК,
учитель-дефектолог
ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»,
Гомельская область

k_andreychuk@ mail.ru                           

 

 

 

С началом каждого нового учебного года в нашем учреждении образования начинается целенаправленная работа по коррекции всех сторон речи детей: изучение состояния речевого развития каждого воспитанника с фиксированием результатов диагностики в индивидуальных речевых картах, составление перспективных планов, календарно-тематическое планирование, разработка конспектов занятий, создание дидактических игр и адаптация имеющихся игровых пособий, поиск новых методов и приемов работы.

В век компьютерных технологий, трудно удивить воспитанников чем-то простым. Но, как говорят, кто ищет – тот всегда найдёт. У нас появилась идея создать авторское дидактическое пособие «Мнемодом».

Дидактическое пособие полифункциональное, включает в себя пять папок:

– мнемотаблицы по лексическим темам;
– мнемоквадраты на липучках по лексическим темам;
– графические схемы по лексическим темам;
– мнемотаблицы по сказкам;
– дополнительный материал, который включает в себя мнемотаблицы по артикуляционной гимнастике, скороговоркам, чистоговоркам, стихотворениям и текстам на автоматизацию и дифференциацию звуков.

На коррекционно-развивающих занятиях с использованием пособия «Мнемодом» в качестве средства визуализации воспитанникам стало намного интереснее, они стали более организованными в деятельности, активизировались все психические процессы.

Использование мнемотаблиц и графических схем на коррекционно-развивающих занятиях позволяет обогатить словарный запас воспитанников (от пассивного переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку при дальнейшем обучении в школе), сформировать умение составлять распространенные предложения, рассказы из пяти и более распространённых предложений, правильно произносить все звуки в связной речи.

В авторском игровом пособии «Мнемодом» подобраны, систематизированы и применены на практике мнемотаблицы и графические схемы.

Для усложнения работы по составлению описательного рассказа при помощи мнемотехники детям предлагаю самостоятельно зарисовать графическую схему. Суть графических схем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – весь текст зарисовывается схематично. Глядя на графические схемы – рисунки, дети легко воспроизводят текстовую информацию, что способствует формированию умения составлять описательный рассказ, развитию внимания, наблюдательности, образованию наиболее отчетливых и правильных представлений о предметах и явлениях, активизации словаря.

В сюжетно-ролевой игре «Кафе «Сладкоежка» при обучении составлению описательных рассказов я использовала «Меню», что побуждает детей говорить, отвечать не односложно, а развернутым предложением. Схемы и таблицы, наборы предметных картинок значительно ускоряют понимание и запоминание. Яркий и красочный материал привлекает внимание, активизирует познавательную деятельность на занятии.

Детям очень нравится составлять рассказы в обратном порядке (игра «Шагаем назад»). По инструкции воспитанники проходят схему с конца к началу. Эта игра помогает понять особенности структуры описательного рассказа, наглядно показывая, что от изменения порядка описания план рассказа не нарушается. У детей происходят заметные улучшения в развитии связной речи, мышления, развиваются зрительное восприятие и память.

Следовательно, использование отобранных и систематизированных мнемотаблиц и графических схем на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует развитию всех сторон речи, что и является основной целью работы учителя-дефектолога.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий