Автор предлагает использовать работу с бумагой как эффективный метод для формирования национальной идентичности у детей с тяжёлыми множественными нарушениями. Представленный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям-дефектологам, заинтересованным родителям для совместных домашних занятий с детьми.
Елена КОЗИНЦЕВА,
воспитатель
ГУО «Мозырский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область
Национальная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенной нации, стране, культурному пространству. Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого и его помощи.
Как же помочь ребенку с ТМН научиться быть собой, понять свое предназначение и научиться жить самостоятельно? Считаю, что в этом отношении наиболее эффективно формировать национальную идентичность через работу с бумагой. Ведь именно предметно-практическая деятельность наиболее близка, доступна и понятна ребенку с ТМН. Кроме того, использование такой техники помогает сохранять эмоционально-положительное отношение к занятиям.
И хочется еще раз вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Этим я могу объяснить, почему связала формирование национальной идентичности с бумажной пластикой.
На основе наблюдений за свободной деятельностью детей пришла к необходимости формирования национальной идентичности через создание изображений белорусских национальных предметов быта, одежды, символики посредством некоторых техник бумажной пластики. Это работа с катышками и квиллинг. Эти виды работы с бумагой были выбраны, исходя из интересов детей и их возможностей.
Бумажная филигрань – «квиллинг», открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности и мелкую моторику рук. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров на зубочистку и создании при помощи полученных форм различных композиций, узоров.
Для создания символичного узора на национальной одежде, посуде я с детьми использовала бумагу. Ребята учились сравнивать национальную одежду и узоры на ней с современной одеждой. Рассматривали символы, изображенные на белорусской национальной одежде. В ней преобладает орнамент красного цвета на белом фоне. Белорусскую рубашку, фартук, косынку ребята украшали узором в технике квиллинг. Сначала было подготовлено достаточное количество мелких элементов. Затем на шаблоны одежды выкладывали узоры.
Не каждый ребенок может правильно пользоваться клеем, поэтому я наносила точечно клеем узор, а ребенок на него приклеивал нужные формы. Создавая композиции из крученой бумаги своими руками, дети развивают внимание, привыкают к аккуратности, развивают художественный вкус и мелкую моторику рук.
Еще один вид бумажной пластики – объемная аппликация бумажными катышками. Очень интересные поделки получаются из комочков бумаги. Сделать комочек достаточно легко – нужно только взять мягкую бумагу или салфетки, которые легко скатываются в шарики. Комочки разных размеров из бумаги делают методом сминания. Важно смять бумагу так, чтобы комочек получился плотным, и готовая поделка потом не развалилась.
Изображения белорусских национальных рушников ребята украсили узором из бумажных катышек. Праздничные рушники имели богатый и яркий декор. И на традиционных праздничных полотенцах часто изображались ромбы. Это символ солнца, который обозначал пожелание богатства, света, счастья. Ромбы счастья изображены и на Государственном флаге Республики Беларусь.
Ребята с большим удовольствием занимались скатыванием бумаги и созданием узоров на изображениях рушников и горшков. Этот вид деятельности несложный и легко дается детям.
Я заметила, что дети стали лучше ориентироваться при различении белорусской национальной одежды, предметов белорусского быта и с интересом выполняют задания по теме.
Результатом наших занятий стал макет белорусской избы, которую мы с ребятами «обставили» в белорусских народных традициях. Там и печь, и тканый ковер, и вышитые рушники и многое другое.
Использование техники «бумагопластика» с целью формирования национальной идентичности сочетает в себе обучающий и развивающий компоненты и привносит в занятия дополнительную эмоциональную окраску. Представленный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям-дефектологам, заинтересованным родителям для совместных домашних занятий с детьми.