Сценарий занятия о малой родине может быть легко адаптирован для любого населенного пункта.
Оксана КРАПИВНИЦКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
высшей квалификационной категории
ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи»,
Гродненская область
Программные задачи:
– расширить представления детей о поселке, в котором живут, об отличительном знаке поселка – гербе;
– познакомить с особенностями архитектурных строений, памятными местами;
– расширить знания о белорусском национальном костюме, белорусском геометрическом орнаменте, основными его элементами;
– совершенствовать умения детей составлять коллективную композицию путем лепки;
– развивать речевую активность, зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
– воспитывать у детей любовь к родному поселку, желание приносить пользу своему поселку.
Материал и оборудование: костюм Старца, мультимедийная презентация, овощи и фрукты, «подзорные трубы», разрезные картинки одежды белорусского национального костюма, полоски с узором белорусского геометрического орнамента, картинки предметов одежды, макет улицы городского поселка, доски для лепки на каждого ребенка, пластилин.
Ход занятия
Дети заходят в группу и становятся в круг
Старец:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Старец: Здравствуйте, мои родные. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (Мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край).
– «Родной край» – как вы думаете, что это? (Это место, где мы родились и выросли). У каждого из нас есть малая родина. Как же называется поселок, в котором, вы ребята, живете? (Кореличи).
– Расскажите мне о своем поселке.
Словесная игра «Какой мой поселок?»
Старец:
– Ваш поселок принимает много гостей из других городов, значит он какой? (Гостеприимный)
– В вашем поселке живут много людей, поэтому он …(Многолюдный)
– Когда поселок украшают к празднику флагами, как можно назвать его? (Праздничный)
– В вашем поселке много деревьев и кустарников, значит он какой? (Зеленый)
– В вашем поселке высаживают много цветов… (Красивый и цветущий)
– Когда по улицам поселка ездят много машин, епети он мтпноаится? (Шумным)
Старец: Ребята, я предлагаю отправиться на экскурсию по родному поселку на автобусе и выполнить много интересных заданий. Помогать вам будут в пути старинные часы. Как услышите их бой, значит, задание выполнено правильно. Согласны? Тогда занимайте место в автобусе.
Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда. Звучит песня «Вот мы в автобусе сидим». Дети выполняют движения согласно тексту.
Старец: Стоп. Смотрите прямо, что же это перед нами? (Огород)
Старец: Но мы ведь должны попасть в городской поселок? Что же случилось? А, кажется, я понял. Как вы думаете, поселок, когда он возник, был большой или маленький? (Маленький).
А людей в нем было много или мало? (Мало). В основном люди в то время работали на огороде. Давайте попробуем разобраться, какие овощи выращивали, а какие не выращивали в нашем поселке.
Игра «Найди лишнее»
Детям предлагаются овощи и фрукты и две корзинки. Задача – разделить «местные» плоды и плоды «заморские». (Это картофель, он растет в нашем поселке. Это банан, он не растет в нашем поселке).
Звучит бой часов.
Старец: Часы говорят, что вы справились с этим заданием.
Изображение герба г.п. Кореличи
Старец: У каждого поселка, городаесть свой отличительный знак. Это герб. Такой герб есть и у нашего поселка.
– Какую форму имеет герб нашего поселка? (Щита).
– Сколько золотых поясов расположено на голубом поле щита? (Два).
– Что изображено на золотых поясах? (Голубые цветы льна).
– Сколько всего цветов льна изображено на гербе городского поселка? (Семь).
Звучит бой часов.
Старец: Вы справились и с этим заданием. Отправляемся дальше. Все уселись, поехали …
Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда. Звучит песня «Вот мы в автобусе сидим». Выполняют движения согласно тексту.
Старец: Поселок рос, людям нужно было множество вещей. И в поселке стали появляться мастера. Как красиво одеты наши мастера!
– Как называется такая одежда? (Белорусский национальный костюм).
– Чем она украшена? (Орнаментом).
– Давайте посмотрим, какого цвета больше в орнаменте? (Красного).
Старец: Правильно. Красный цвет означает жизнь, радость, веселье. А черный цвет – это грусть, горе. Поэтому его очень мало в орнаменте. А сейчас уточним элементы узора. А поможет вам в этом подзорная труба. Помните, в подзорную трубу можно увидеть только один объект (Я вижу красную полоску, ломаную линию, ромб, уголок, клеточку, крестики, точки).
Старец: Предлагаю вам, мои ребятки, помочь мастерам. Те, у кого на столах лежит белая звездочка, должны разложить картинки с изображением одежды, начиная от самой тонкой. Те, у кого на столах лежит красная звездочка, должны сложить разрезную картинку и назвать предметы национального костюма на белорусском языке. Те, у кого на столах лежит зеленая звездочка, продолжат узор белорусского орнамента на полоске.
Звучит бой часов.
Старец: Вы справились и с этим заданием. Отправляемся дальше.
Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда. Звучит песня «Вот мы в автобусе сидим». Выполняют движения согласно тексту.
Старец: Поселок становился все больше и больше. В нем появились разные здания и памятники, которыми вы гордитесь и с удовольствием рассказываете о них жителям других городов. Расскажите и мне об этих местах.
Появляются изображения достопримечательностей нашего поселка, и дети читают стихи.
Мемориальный комплекс «Звезда»
9 мая, в День Победы
Мы вспомним тех, кто воевал.
Кто не задумываясь, с честью,
За наше счастье жизнь отдал.
Музей
Наш краеведческий музей
Богат историей своей.
И кто в музее не бывал,
Тот, значит, край не весь узнал!
Дом Культуры
Это место, где рады любому,
Кто хочет и петь, и плясать,
И в праздник, чему научился,
Со сцены готов показать.
Больница
В этом здании врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь, готовы –
Отпускают лишь здоровых.
Школа
Школа – весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Звучит бой часов.
Старец: Вы справились с этим заданием. Да, в вашем поселке много разных зданий и домов. Давайте и мы с вами поучимся строить дом.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук – раздается всюду стук,
(Стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(Показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком, и с трубой.
(Складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(Движениями рук показываем дым)
На двери висит замок,
(Руки в замок)
Отворяем ворота,
(Разводим ладони рук в стороны
Проходите все сюда.
(Сгибают и разгибают пальцы обеих рук)
Старец: Дома мы с вами научились строить, теперь можно построить одну из улиц нашего поселка. А для этого нужно готовый кусок пластилина превратить в дом. Обратите внимание как.
Изображение последовательности лепки дома из пластилина.
Коллективная лепка «Наша улица»
Дети садятся за столы, берут готовые бруски пластилина и превращают их в дома (прикрепляют крышу дома, закрепляют на пластилине окна.) Готовые работы располагают на макете улицы.
Старец: Посмотрите, ребята, какая красивая улица у нас получилась. А чтобы она стала ещё краше, нужно посадить вдоль улицы деревья. Но прежде скажите мне, кем хотите стать и какую пользу принести нашему посёлку. (Хочу быть художником, чтоб рисовать природу своего поселка и т.д.).
Дети ставят деревья вдоль улицы.
Все вместе:
Мы живем,
Мы растем
В родном поселке нашем.
Так пусть живет!
Так пусть цветет!
Наш поселок ещё краше!