В материале автор рассказывает об эффективных методах арт-терапии, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми со стёртой формой дизартрии.
Галина КОРОЛЬ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Светлогорска»,
Гомельская область
В современной педагогической практике уровень требований к организации, проведению и содержанию логопедических занятий достаточно высок. Коррекционно-развивающие занятия должны быть многовариантными: с использованием литературных персонажей, героев мультфильмов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр. Таких методов и приёмов известно много. Один из них арттерапия – художественная терапия, терапия искусством. В учреждении образования арттерапия – это метод коррекции и развития речевых навыков воспитанников посредством художественного творчества.
Хочу представить свой опыт работы с детьми со стертой формой дизартрии в группе интегрированного обучения и воспитания посредством арт-терапевтических методов. Применяемые методы коррекции не являются самостоятельными. Их использование служит созданию благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Дети с дизартрией могут произносить правильно большинство изолированных звуков, но в речевом потоке они слабо автоматизированы. Артикуляционные движения могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность, несоразмерность выполнения произвольных движений и недостаточность их силы. Дети слабо ощущают положение языка, губ, с трудом находят направление артикуляционных движений, необходимых для произношения звуков. Именно поэтому на коррекционных занятиях постоянно уделяется внимание развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, силы и высоты голоса, мимических мышц, просодических компонентов речи.
Это нелегкая работа для детей, и чтобы ребенок выполнял ее с удовольствием, в практике работы используются арт-терапевтические методы:
– музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки);
– кинезитерапия (воздействие через коррекционную ритмику);
– имаготерапия (воздействие через образ, драматизацию);
– вокалотерапия (воздействие через пение).
Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех ее центров. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозгу. При дизартрии следует формировать у детей умение выполнять продолжительный вдох и выдох, умение произвольно переходить от грудного к брюшному типу дыхания, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и нос.
При организации работы в данном направлении я применяю метод музыкотерапии, который способствует обучению основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При организации работы с детьми мне помогает владение музыкальным инструментом – баяном.
Прослушивание музыкальных классических произведений в сочетании с работой над дыханием, пальчиковой гимнастикой, самомассажем губ, щек, языка значительно сокращает время работы на данном этапе.
Этап автоматизации поставленных звуков в речи требует длительной работы. Использование вокалотерапии на коррекционных занятиях, способствует не только достижению хороших результатов, но и приносит удовольствие и радость воспитанникам.
При этом следует учитывать некоторые особенности использования музыкотерапии на коррекционных занятиях:
– громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, и не тихо);
– для прослушивания использовать произведения, которые нравятся всем детям;
– продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.
У детей со стертой формой дизартрии отмечается общая моторная (двигательная) неловкость, недостаточная координация движений. Эти нарушения служат причиной отставания в формировании навыков самообслуживания, с задержкой развивается мелкая моторика, ребята, как правило, не любят рисовать и лепить. В данном случае на помощь приходят такие методы арттерапии, как кинезитерапия (воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику) и имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию, драматизацию).
Включение в образовательный процесс элементов кинезитерапии и имготерапии способствует укреплению организма ребенка, развитию музыкального и фонематического слуха, памяти, воображения, внимания; улучшению осанки и координации движений. Зачастую в процессе коррекционных занятий можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные – дисциплинированными.
В дошкольном возрасте связь между движениями и психическим развитием достаточно тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении. Практика работы показала, что кинестетические упражнения помогают снять напряжение в мышцах артикуляционного аппарата, снимают скованность при выполнении движений.
Театральная деятельность близка и понятна воспитанникам дошкольного возраста. Применение элементов имаготерапии, основанной на развитии творческой активности детей, использовании технических приёмов возрастающей сложности: пересказ прозаических произведений детской литературы, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация, позволяет осуществлять переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребёнком, способствует развитию диалогической речи. Наиболее актуальными в работе с детьми дошкольного возраста являются такие методы имаготерапии, как куклотерапия и сказкотерапия, которые захватывают ребенка, вызывают яркие положительные эмоции.
Применение в коррекционно-развивающей работе кукло- и сказкотерапии содействует совершенствованию всех сторон речи ребёнка, развитию способности к глубокому образному мышлению, раскрепощению эмоций, автоматизации и дифференциации звуков, позволяет развивать у детей чувство эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазию.
Качественный анализ результатов диагностики показывает значительные улучшения по всем направлениям коррекционной работы: нормализуется просодическая сторона речи, артикуляционная и мелкая моторика, графомоторные навыки, фонематический слух, связная речь, познавательные процессы, расширяется кругозор детей.
Таким образом, при организации работы с элементами арт-терапии на коррекционных занятиях создается атмосфера игры и творчества, что помогает детям раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, формирует положительную познавательную мотивацию.