В материале представлен сценарий игры с элементами экспериментов для дошкольников средней и старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Лилия ЛИТАВОР,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 34 г. Лиды»,
Гродненская область
Цель:
– формировать представления о свойствах объектов неживой природы (глина, песок, камни), развивать умения в процессе экспериментирования определять свойства песка, глины, камней;
– развивать связную речь, эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе творческих задач;
– развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики; развивать коммуникативные навыки;
– закрепить правила поведения в музее;
– воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу; не разрушать условия жизни лесных обитателей; воспитывать высокую культуру личности средствами детского туризма.
Оборудование: игрушка-ай-стоппер Муравей Флика, шкатулка-«смехотрон», детские рюкзаки, фонарик, лупа с подсветкой, два ноутбука, оборудование для опытов, материал для изобразительной деятельности, фликеры, макет «Слои земли», энциклопедия, запись песни В.Шаинского «Вместе весело шагать», видео на электронном ресурсе «Конкурс «Опыты с почвой».
Ход игры-экспериментирования
На «листочке» «сидит» Муравей Флика (игрушка-ай-стоппер), его принёс на листочке сильный ветер (центр драматизации).
Воспитатель: Флика испугался и очень хочет вернуться домой. Дети, вы согласны ему помочь, пройти вместе дорогу к подземному царству, полную заданий и испытаний? Надо хорошо подготовиться и взять необходимые предметы для похода и экспериментирования.
Дидактическая игра «Соберем рюкзачок»
Дети выбирают необходимые предметы для проведения опытов, снаряжение в познавательно-исследовательском центре.
Проблемная ситуация «Муравьишка Флика ходит медленно. Как ускорить путь к подземному царству?»
Воспитатель: Муравья понесем по очереди, это ускорит движение.
Под песню «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского дети отправляются в путешествие.
Воспитатель: Вот и речка. Но Муравьишка Флика не умеет плавать, как мы.
Дети (предлагают способы): накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку; связать веточки, и пусть он как по мостику пройдет; посадим на листик и будем вместе дуть, он и переплывёт; посадим на деревянное бревнышко, дощечку, веточку и будем ее толкать по воде перед собой…
Воспитатель: Молодцы, теперь давайте переплывем речку.
Ритмическое упражнение «К речке быстро мы спустились»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
Вместе – раз, это брасс,
Один, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой.
Видим холмик небольшой…
Ура, Муравьишка Флика вернулся домой!
Выполнение заданий в учебно-дидактическом центре
Воспитатель: Муравьишка Флика предлагает рассмотреть его домик на картинке.
Работа с учебно – наглядным пособием «Удивительный мир природы», с. 23 – Дети рассматривают схему муравейника и рассказывают, как живут муравьи.
Работа с учебно-наглядным пособием «Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. В гостях у строчки», с. 18 – Дети выполняют задание «Лесная академия». Обводят и продолжают линии, не отрывая руки от листа бумаги до конца строки.
Воспитатель: Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья…
Пальчиковая игра «Дождик»
Воспитатель: Флика предлагает спрятаться от дождя в подземном царстве. Но дальше дорога в подземное царство проходит в темноте (групповое помещение затемнено), поэтому предлагаю использовать светоотражающие элементы.
Игровое упражнение «Найди фликер».
Из предложенных предметов дети выбирают фликеры с использованием фонарика, лупы с подсветкой и поясняют свойства светоотражающих элементов, их роль для безопасной жизнедеятельности. Дети надевают фликеры и «спускаются» в подземное царство.
Рассматривание детьми пробирок с песком, глиной, минеральной солью, размещение их соответственно на макете «Слои земли».
Воспитатель: Флика очень любит экспериментировать с песком, глиной, камнями и предлагает и вас научить!
Просмотр видео «Опыты с почвой» с использованием ноутбуков по подгруппам.
Воспитатель: Ребята, Флика предлагает повторить вместе опыт № 1 «В почве есть воздух» и № 4 «В состав почвы входит песок и глина» в лаборатории «Капсула времени» в познавательно-исследовательском центре.
Дети повторяют правила безопасности при проведении опытов. Проводят опыты самостоятельно с опорой на картинки-схемы опытов с почвой.
Вместе с Муравьем Фликой – экскурсоводом направляются в мини-музей «Подземное царство», рассматривают экспонаты.
Дети высказывают свои впечатления от посещения подземного царства.
Воспитатель: К сожалению, муравейники часто разрушают.
Все вместе рассматривают сюжетные картинки дидактической игры «Стань другом природы».
Воспитатель: Флика спрашивает, поможете ли вы защитить его муравейник? (Да). Что сделать, чтобы бы домик муравья Флики никто не разорял? Давайте придумаем фантастическое насекомое.
ТРИЗ-игра «Фантастическое насекомое»
При помощи морфологического диска дети выбирают части тела от различных насекомых (большие глаза от стрекозы, жало от осы, рога от жука-оленя, туловище от пчелы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика).
Дети рисуют фантастическое насекомое, придумывают ему название. Работы складывают в сундучок-смехотрон. Сундучок-смехотрон оставляют около муравейника.
Воспитатель: Ребята, теперь, наши фантастические насекомые будут охранять дом Муравьишки Флики – муравейник. Флика вас благодарит, а за то, что вы такие молодцы, он передал вам подарок – энциклопедию о почве и её обитателях.
Дети возвращаются в группу, рассматривают энциклопедию и размещают ее на «умной полочке» в библиотечно-релаксационном центре, делятся своими эмоциями.