Авторское пособие «Галактика безопасности» – это игровой комплекс, который представляет собой игру-ходилку, включающую в себя игры и задания по теме безопасности и безопасного поведения в различных условиях.
Полина САВКО, воспитатель,
Ольга КУНЕВИЧ, воспитатель
ГУО «Ясли-сад г.п. Мир Кореличского района»,
Гродненская область
Цель: формирование основ культуры безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Правила игры
Игроки бросают кубик и перемещаются по игровому полю (перемещение определяется броском). В игре присутствуют дополнительные правила, дающие право идти вперед, назад или оставаться на месте. Если игрок попал на желтый круг, то он не получает задания и пропускает ход, если на круг другого цвета – получает задание из конверта под номером, соответствующим номеру на круге. Дети по очереди бросают кубик и выполняют задания и пошаговые действия от старта к финишу.
Игровой комплекс ГАЛАКТИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1 Игра-задание «Как вести себя при пожаре»
Цель: расширить представления о правилах безопасного поведения при пожаре; развивать умения определять безопасные условия жизнедеятельности в быту.
Описание: детям предлагается объяснить причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций, описать алгоритм действий в случае возникновения пожара.
2 Игра «Причины пожара»
Цель: закреплять представления о причинах возникновения пожара в домашних условиях: опасные электроприборы, спички, газовая плита, розетки; развивать умение правильно действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
Описание: детям предлагается найти картинки, где изображены предметы или ситуации, являющиеся причинами пожара, пояснить выбор.
3 Игра «Экипировка пожарного»
Цель: закрепить представление о форме пожарного, различных частях экипировки (шлем, обмундирование).
Описание: детям предлагается рассмотреть черно-белый вариант экипировки пожарного и с помощью липучек прикрепить цветной вариант той или иной экипировки, пояснить назначение.
4 Задание «Выбери то, что нужно пожарному»
Цель: расширить представление о профессии пожарного; развивать умение выбирать из общего числа предметов необходимое обмундирование и инвентарь пожарного.
Описание: из множества предметов на картинке ребёнку необходимо выбрать и обвести лишь те, которые необходимы пожарному, выбор пояснить.
5 Игра «Найди пять отличий»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
Описание: необходимо рассмотреть внимательно две представленные картинки и найти, чем они отличаются.
6 Задание «Собери картинки»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Описание: предлагается четыре черно-белых картинки. Необходимо собрать по кусочкам представленные картинки из разрезных деталей.
7 Игра «Пожарная техника»
Цель: закрепить представление детей о профессии пожарного, необходимой для спасателей техники, развивать внимание, мышление, наблюдательность.
Описание: в игре представлены теневые силуэты различной пожарной техники. Необходимо найти правильный цветной вариант, прикрепить и назвать данную технику, ее вид и предназначение.
8 Игра «Пожарный щит»
Цель: закрепить представление детей о профессии пожарного, необходимых для него инструментах.
Описание: в игре представлены черно-белые силуэты инвентаря на пожарном щите. Необходимо найти правильный цветной вариант, прикрепить и назвать, для чего применяется тот или другой инструмент.
9 Игра «Горит – не горит»
Цель: расширить представление о материалах, из которых сделаны предметы, их отличительных свойствах; развивать умение определять материалы на свойство горючести.
Описание: детям предлагается распределить картинки с изображениями предметов, которые горят или не горят, назвать их, пояснить выбор.
10 «Найди лишний предмет»
Цель: закрепить представление о предметах, которые являются пожароопасными.
Описание: из представленных на карточках предметов нужно найти лишний, который является причиной пожара. Ответ пояснить.
11 Игра «Опасно – безопасно»
Цель: закрепить представление об опасных и безопасных предметах.
Описание: детям предлагается распределить картинки с изображениями предметов по кармашкам «Опасно» и «Безопасно», выбор пояснить.
12 Игра «Моя безопасность»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения дома, на улице.
Описание: детям предлагаются картинки различных опасных ситуаций, которые могут с ними произойти. Ребятам необходимо распределить по игровым полям, какие опасные ситуации могут произойти дома, а какие на улице, пояснить свои ответы.
13 Игра «Безопасность на воде»
Цель: закрепить представление о правилах безопасного поведения на водоемах, формировать навыки безопасного поведения на воде в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.
Описание: детям предлагаются картинки, зачитывается загадка. Ребенку необходимо из представленных картинок найти отгадку.
14 Игра «Безопасность на природе»
Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения на природе; значимости безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Описание: детям предлагаются картинки, зачитывается загадка. Ребенку необходимо из представленных картинок найти отгадку, прикрепить её к игровому полю, ответ пояснить.
15 Игра «Я – спасатель»
Цель: уточнить знания детей об алгоритме оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Описание: ребенку предлагаются различные ситуации. Необходимо найти картинки и прикрепить их к игровому полю в правильной последовательности, пояснив алгоритм действий.
16 Задание «Отгадай и найди»
Цель: развивать умение отгадывать загадки, основываясь на практических знаниях характерных признаков предмета или действия.
Описание: ребенку читается загадка, необходимо ее отгадать, найти и прикрепить картинку с отгадкой.
17 Задание «Огонь – мой друг или враг»
Цель: продолжать формировать представление об элементарных правилах пожарной безопасности, закрепить знания о том, как и куда сообщать, когда возник пожар.
Описание: ребенку предлагаются карточки с сюжетом, которые ребёнок должен объяснить и положить в соответствующий кармашек «Огонь – друг» или «Огонь – враг», вспомнить алгоритм вызова службы спасения в случае пожара.
18 Задание «Экстренные случаи»
Цель: расширить представление о службах экстренной помощи, развивать умение определять необходимую службу в различных ситуациях.
Описание: ребенку зачитываются разные ситуации, предлагается назвать номер телефона службы в том или ином экстренном случае, соединить номер телефона с машиной экстренной службы.
19 Игра «О чём говорит светофор»
Цель: закрепить знания детей о светофоре, его предназначении, значениях цвета.
Описание: детям зачитываются стихотворения, а им нужно определить, о каком цвете идет речь, назвать его значение на светофоре. После повторения правил дорожного движения ребятам предлагается собрать дорогу, расставить на ней дорожные знаки.
20 Игра «Ситуации на дороге»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге.
Описание: ребятам предлагаются различные ситуации, как опасные, так и безопасные. Необходимо объяснить, как нужно вести себя в той или иной ситуации.