Использование ИКТ на уроках искусства. Интерактивная лента времени как основной компонент преподавания учебного материала  

- 16:29II И III СТУПЕНИ, ИКТ, Методичка, Музыка, хореография, искусство

В материале представлен опыт создания интерактивного проекта «Лента времени «Искусство советской эпохи» и мобильного приложения «Искусство советской эпохи».

Екатерина ПРИЛИЩ,
учитель истории, обществоведения, искусства
ГУО «Ленинский УПК ясли-сад – средняя школа»
Слуцкого района,
Минская область

 

В нашей жизни большую роль играют информационные технологии. Новой ступенью в развитии преподавания искусства являются интерактивные ленты времени. На уроках искусства (отечественной и мировой художественной культуры) учитель может сталкиваться с трудностями усвоения учениками материала. Не каждый учащийся может сопоставить определённое направление искусства с эпохой, в которой творили его представители. Учитель и интерактивные приёмы с использованием новых технологий призваны помочь ученику усвоить хронологически структурированный материал. Ленты времени являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Среди образовательных задач одной из главных является задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, ученик должен уметь самостоятельно получать новую информацию, анализировать знания, решать проблемные задачи. Таковым является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда ученики оказываются вовлечены в процесс познания во время урока.

В І четверти 2021/2022 учебного года мною был разработан и внедрён в учебный процесс интерактивный проект «Лента времени «Искусство советской эпохи» и мобильное приложение «Искусство советской эпохи». Наполнение информацией ленты времени чётко соответствует учебной программе, которая включает в себя изучение раздела 4 «Искусство советской эпохи» на уроках в 9-м классе.

Проект разработан на платформе StoryMapJS. Лента времени состоит из 32 хронологически выстроенных слайдов, где отображаются основные этапы искусства советской эпохи. В проекте используется геометки, каждое событие привязано к определённому месту и отображено на географической карте. В мобильном приложении структура проекта сохраняется. Приложение разработано на платформе GoNative и доступно для скачивания для пользователей IOS и Android.

 

Лента времени «Искусство советской эпохи» характеризует основные этапы искусства советского периода:

1. Становление искусства советской эпохи.
2. Искусство Беларуси 1920–1930 годов.
3. Советское искусство о Великой Отечественной войне.

Своей главной целью при разработке данной ленты времени я видела создание условий для формирования у учеников навыков установления хронологической последовательности и знакомство с основными этапами развития искусства советской эпохи.

Также лента времени наполнена проблемными вопросами, интерактивными заданиями, которые разработыны на платформе https://learningapps.org и видеофрагментами.

При изучении темы § 15 «Искусство о войне: музы не молчали» на слайде, который посвящён музыке, размещена ссылка на видеофрагмент, где Дмитрий Шостакович исполняет фрагмент 7-й симфонии.

В 1942 году в блокадном Ленинграде прозвучала Симфония № 7 до мажор Дмитрия Шостаковича. Автор назвал её «Ленинградской», посвятил жертвам Ленинградской блокады и героям Великой Отечественной войны. Эту симфонию слушали и немцы, в этот день её транслировали по радио. Многие из них впоследствии писали, что именно в это день они поняли: война проиграна.

 

При изучении искусства Беларуси 1920–1930 годов ученикам предлагается выполнить интерактивное задание https://learningapps.org/watch?v=pni9epyg322 «Между традицией и авангардом», где учащимся нужно выполнить упражнение на закрепление усвоенного материала. В задании можно увидеть имена трёх белорусских художников того периода: Михаила Филипповича, Алены Киш, Язепа Дроздовича, также краткую информацию о каждом. Ученики 9-го класса должны сопоставить имена и сведения о них.

Каждый слайд ленты времени – это карта с геометкой с места событий, год, краткая информация о теме и яркая картина либо фотография, которая описывает событие. Т.е. информация структурирована и наглядна, что для учеников является неотъемлемым плюсом, так как они её легче усваивают.

Особенностью ленты времени является хронологически выстроенный материал с использованием интерактивных географических карт. Т.е. каждый ученик видит не только когда появилось определенное направление в искусстве, но и где. Любое событие отображается на карте, что способствует формированию картографических знаний у учащихся, интегрированных в исторический и искусствоведческий процессы.

 

Как итог, у учеников были выявлены следующие образовательные результаты:

1) Ученики более структурировано смогли усвоить материал.

2) У учащихся сформировался навык установления хронологической последовательности при изучении искусства советской эпохи.

3) Были выявлены ярко выраженный интерес и любознательность при изучении темы проекта, благодаря использованию мультимедийных технологий.

4) Была разработана не только интерактивная лента времени на платформе сайта, но и мобильное приложение. Каждый ученик мог сканировать QR-код и ознакомиться с лентой времени не только на мультиборде, но и на своём мобильном устройстве. Любой учащийся может установить на свой смартфон это приложение и ознакомиться с ним в удобное для него время.

5) В учебный процесс были внедрены интерактивные приёмы работы с учащимися, которые позволили более углубленно изучить основные этапы развития искусства советской эпохи.

XXI век – время новых технологий. Время, когда ученик значительную часть дня проводит в мире гаджетов. Интерактивная лента времени и мобильное приложение «Искусство советской эпохи» разработаны для того, чтобы учащиеся могли учиться с удовольствием. Каждый ученик сможет с легкостью сканировать QR-код либо скачать мобильное приложение и открыть на своем смартфоне. Т.е. вместо игр, просмотра социальных сетей учащийся сможет обучаться в любой точке, независимо от наличия бумажных носителей. Мир новых информационных технологий – это мир современных подростков. А мы, учителя, должны идти в ногу со временем.

Ссылка на проект:
https://uploads.knightlab.com/storymapjs/0cb2d8600cb3c4ae63b9ff223a21c6ff/iskusstvo-sovetskoi-epokhi/draft.html

Ссылка для скачивания мобильного приложения: https://gonative.io/share/mqmlyp

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий