Закрепление изученного материала. Чтение слов с буквой Г/г. Урок по учебному предмету «Обучение грамоте (обучение чтению)» в 1-м классе

- 12:20Методичка, Начальная школа. Сценарии

В материале представлена разработка плана-конспекта урока обучения грамоте для учащихся первого класса. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для первоклассников. Урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной (букварный) период обучения грамоте, соответствует календарно-тематическому планированию. На уроке используются различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа, фронтальный опрос. Материал могут использовать в своей практике учителя начальных классов, учителя-дефектологи, воспитатели группы продлённого дня.


Татьяна ЗАЙЦЕВА
,
учитель начальных классов
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»,  
Гомельская область

 

 

Тема: Закрепление изученного материала. Чтение слов с буквой Г/г.

Цель: закрепление умений учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой Г/г на основе освоенных способов действия.

Задачи:

– учить выделять звуки [г], [г’] из потока речи; читать слоги, слова, предложения с буквой г, Г;
– содействовать развитию умения выделять и различать звуки в словах, формированию навыка чтения, развивать познавательный интерес, стремление к приобретению новых знаний и умений;
– создавать условия для благоприятной и продуктивной работы на уроке, воспитания заботы и уважения к старшим.

Оборудование: Букварь О.И.Тиринова, учебное пособие для 1-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, предметные картинки, условные обозначения звуков, магнитная доска, карточки-таблицы для индивидуальной и парной работы, фишки для звукового анализа, гексы для групповой работы, аудиозапись «Гномики» студии «Дельфин», магнитофон.

 

Ход урока

I Организационный этап

Цель: организация класса, проверка готовности к уроку посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

Учитель: Ребята, чтобы урок получился удачным, давайте с собой возьмём улыбку и хорошее настроение. Улыбнулись друг другу! Желаю, чтобы у нас сегодня всё получилось.

 

II Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель: обеспечение мотивации, создание условия для определения темы и задач урока учащимися, актуализация опорных знаний и умений.

Звучит отрывок песни «Гномики» детской эстрадной студии «Дельфин».

Учитель: Ребята, кто-то к нам на урок опоздал? Ваши предположения? (Ответы детей). Верны ли наши предположения, узнаем, когда разгадаем шифровку (обводим в кружок или подчёркиваем нужные слоги).


Задание:
по координатам прочитать слоги, составить слово.

Игра «Шифровка»
А2, Б1, В3  _______________________

Учитель: А вы знаете, кто такой гном? (Гном – сказочный персонаж, обычно безобразный, бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища). А каких бы вы хотели увидеть гномиков на уроке? (Ответы детей). Увидеть их мы сможем только тогда, когда сделаем звуковой анализ слова ГНОМИКИ, используя фишки.


Задание:
в паре составить схему слова ГНОМИКИ (2 учащихся – у доски).

Звуковой анализ слова «гномики»

 

Игра «Живой звук»
7 учащихся по желанию выходят к доске и берут фишки для звукового анализа. Учитель даёт им установку.

Учитель: Подойди ко мне, пожалуйста, ударный гласный звук; второй твёрдый согласный звук; первый безударный гласный звук; первый мягкий согласный звук; первый твёрдый согласный звук; второй безударный гласный звук. Какой звук остался? На доске открываются картинки с изображением гномиков и сундука.

Учитель: Гномики пришли с сундуком (у учителя на столе и иллюстрация на доске). Как вы думаете, что они там хранят? (Ответы детей). Гномы никому не доверяют свои сокровища. Но может сегодня нам повезёт, и они будут щедры к нам? Ведь в гости приходят с подарками. Ребята, как вы думаете, почему к нам сегодня пришли в гости именно гномики? (В этом слове есть буква “Г”, звук [г])

Объявление темы и задач урока (Учащиеся самостоятельно ставят задачи, используя подсказки: читаем, узнаём, исследуем, закрепляем).

 

III Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий.

Учитель: Гномики не просто зашли в гости, но и принесли задания, которые предлагают нам выполнить.


Задание 1 (работа в паре). «Узнай имя»

Прочитать слова. В первой строке подчеркнуть первые слоги, во второй – вторые слоги. Прочитать подчёркнутые слоги.

ГЕНА ШАГИ
ЛЕГО ГРУША

Вывешиваются таблички со словами Гоша (под гномом с синей шапочкой) и Геша (под гномом с зелёной шапочкой). 

Учитель: Почему слова напечатаны с большой буквы? Как вы думаете, почему один гномик в синей шапочке, а второй в зелёной? (Ответы детей).


Задание 2. «Исследователи»

Исследовать и охарактеризовать первый звук каждого слова, используя условные обозначения (Приложение 1)


Задание 3. Речевая разминка

Учитель: Каждое утро гномики делают зарядку. Давайте и мы выполним некоторые упражнения.

На дыхание: «Доброе утро», «Радость».
Артикуляционная: «Шарик», «Расчёска», «Язык-кисточка».
Речевая: прочитать скороговорку глазами, шёпотом, быстро с радостью.

У Ангелины ангина, ангина у Ангелины.


Игра «Не ошибись».
Учащиеся при чтении скороговорки гласные произносят вслух, согласные – хлопают, пробел – произносят слово «вжик», запятую и точку – показывают кулачком.

 

Физкультминутка

Если услышите звук [г] – хлопают мальчики, девочки приседают, [г’] – хлопают девочки, мальчики приседают:

книга, ноги, иголки, дорога, снегири, гном, игра, гиря, гитара, косточка.

 

Игра «Поймай звук». Учащийся читает стихотворение наизусть, дети выбрасывают кулачки, когда услышат звуки [г], [г’].

Как-то раз весёлый гном
Услыхал за речкой гром.
И спросил у грома гномик:
– Громик, громик, где твой домик?
И ответил гному гром:
– Видишь тучку? Там мой дом!
Гномик по лесу гулял.
Гномик ягодки собрал.
Дождик грянул проливной.
Зонтик гном не взял с собой.
Гномик спрятался под гриб.
Гном по имени Филипп.

Учитель: Гномики надеются, что вы каждый день прилагаете в учёбе старание и упорство.


Задание 4. Учимся читать

Упражнение 1. «Слоговая дорожка». Прочитать первую, затем вторую строку, выделяя ударные гласные. При помощи хлопков показать получившийся ритм (вместе). Третью строку прочитать с соседом. Четвёртую – прочитать на одном дыхании. Пятую строчку в паре.

Слоговая дорожка


Упражнение 2.
Задание: прочитать слоги с буквой “Г”. Составить слова из слогов. Найти слог, в котором звук есть [г’].

Составь слова


Упражнение 3. Игра «Пчёлки»
(чтение с разной силой голоса). 1 хлопок (делает учитель) – читаете тихо, 2 хлопка – обычным голосом, 3 хлопка – читаете громко, 4 хлопка – читаете про себя, только глазками.

Задание к таблице:

– Круг 2. Какое слово лишнее? Объясните свой выбор?
– Квадрат 1. Какое слово лишнее? Почему? 
– Круг 3. Какое слово лишнее? Объясните свой выбор?
– Квадрат 2. Зачитайте самое длинное слово. Что оно обозначает?
– Найдите слова, которые напечатаны с большой буквы. Объясните.

Музей слов (иллюстрации):

Гид – проводник, экскурсовод, сопровождающий и объясняющий осматриваемые ими достопримечательности; справочник, путеводитель по достопримечательным местам, выставкам, музеям и др.
Гостиная – комната для приёма гостей.


Игра «Не зевай»
(фронтально). Слово-ответ на каждый вопрос начинается со звука [г] или [г’].

– Где живёшь?
– Где стоит ваша машина?
– На чём любите играть?
– Где останавливаются иногородние гости? 

 

IV Этап первичной проверки понимания изученного

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Задание (работа в паре): прочитайте слова и попробуйте представить, о чём будет текст.

На доску вывешивается карточка со словами: блины, гости, внуки, бабуля, работа.

Учитель: Предположите, о чём будет текст? Слушайте внимательно вместе с гномиками текст. Я буду задавать вопросы по содержанию текста.
Первичное восприятие текста (чтение с остановкой).

Внуки бабы Клавы
У бабы Клавы гости. Это внуки: Иван, Антон, Влад и Роман. Долго гостили внуки у бабули. С утра они работали. Иван дрова рубил. Антон забор ставил. Роман траву косил. Влад воду носил. Устали внуки.

1-я остановка
– Кто приехал в гости к бабе Клаве? Почему устали внуки? Как вы думаете, что будет дальше? (Ответы детей).

А у бабули к столу блины готовы. Баба Клава звала внуков к столу:
– Кому блинов? Кому молока?
– Этот блин и молоко Ивану.
– Этот блин и молоко Антону.
– Этот блин и молоко Владу.
– Этот блин и молоко Роману.
Блины с маслом и молоком вкусны!

2-я остановка
– С чем подавала баба Клава блины внукам? Кому в рассказе было радостно? Объясните свой ответ. (Ответы детей).

Баба Клава говорила:
– Кому добавки?
– Нам добавки! – говорили внуки.
Внуки рады. Баба Клава рада. Внуки у бабы Клавы добры и заботливы.

– Кто остался рад? Верны ли ваши предположения о содержании текста? (Ответы детей).

 

Физкультминутка

Жил-был маленький гном. (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу»)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем-всем-всем говорил: (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу улыбайтесь! (улыбаются).

 

V Этап закрепления новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

1) Орфоэпическая разминка (орфографическое чтение, орфоэпическое чтение, чтение с постановкой ударения): ЗВА-ЛА, ДО-БРО, ДО-БРЫ, ГО-ТО-ВЫ, МО-ЛО-КО, ЗА-БО-ТА, ДО-БАВ-КА, ГО-СТИ-ЛИ, РА-БО-ТА-ЛИ, ГО-ВО-РИ-ЛИ.

2) Чтение по частям (букварь, стр.88–89)

Чтение 1 части (по цепочке).

Учитель: Сколько было внуков? Назовите их имена. Сколько гостили внуки? Почему они работали? Разве в гостях работают? Назовите, кто что делал? Найдите и зачитайте слова, состоящие из трёх слогов. Слова с буквой г.

3) Чтение 2 части (жужжащее чтение).

Учитель: Что приготовила бабуля? Как вы думаете, понравились ли блины детям? Почему?

4) Чтение 3 части (шёпотом).

Учитель: Зачитайте слова бабушки, слова детей, передав радость. Почему внуки добры и заботливы? Почему блины были так вкусны? Ребята, как вы помогаете своей бабушке? Какое самое любимое бабушкино угощение для вас?

 

VI Этап применения знаний и способов действий
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Составление картины по тексту, используя гексы.

Учитель: Ребята, гномики всегда открывают свои сокровища только тем, кто умеет работать дружно, быстро и правильно. Я вам предлагаю составить  картину этого текста, используя гексы (работа в группах, одна группа у доски).

Пересказ у доски по составленной картине (могут получиться разные варианты).

 

VII Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Гномики уверены, что ваше трудолюбие поможет вам справиться с последним заданием.

Задание: Восстановить пословицу, объяснить её смысл:

Хорошо, а дома, в гостях, лучше.

Учитель: Назовите слово, в котором есть изучаемая буква. Охарактеризуйте звук, который она обозначает.

 

VIII Этап подведения итогов занятия
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.

Учитель: Какая буква была главной на уроке? Докажите, что заглавная буква Г нужна? Назовите слова со звуками [г], [г’].

Учитель: Трудно ли было работать на уроке? Почему? Какие задания вызвали затруднения? Понравились больше всего? Как вы думаете, гномики довольны вашей работой на уроке? Откроется ли сундучок? Появляется картинка открытого сундучка. Чему научились? Какие знания положите в сундучок?


IX
Этап рефлексии

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения.

Учитель: Ребята, у вас в букварях спрятаны маленькие гномики. Давайте оценим свои достижения, используя эти картинки. Если у вас всё получилось, то расположите гномика около открытого сундучка, если вам было некомфортно, неинтересно и вы ничего не поняли – около закрытого. (Сюрпризный момент: учитель открывает сундук и вручает подарки учащимся от гномов).

 

Таким образом, развитие навыков работы со словом, текстом и информацией становится одной из главных целей работы учителя на первой ступени общего среднего образования. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа должна вестись систематически и целенаправленно.

 

Приложение 1

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий