Как мы Весну спасали. Сценарий квест-игры для детей старшей группы (5–6 лет)

- 15:29Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Методическая разработка квест-игры для детей старшего дошкольного возраста, направленной на формирование экологически грамотной личности ребёнка, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранительном направлениях, воспитание уважительного и этичного отношения к дикой природе, желания не нарушать естественный ход ее существования.

 

Галина ЖУК,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 2 г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

 

Цель: формирование основ экологической культуры посредством игровой деятельности.

Программные задачи:

– формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы, устанавливать связи между объектами и явлениями природы, взаимосвязи в экосистемах;
– развивать умения характеризовать сезонные изменения в мире растений и животных с приходом весны, узнавать и называть по внешним признакам, плодам растения леса, луга, сада, поля;
– узнавать и называть виды перелётных и зимующих птиц, насекомых, рыб;
– воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, желание активно защищать и беречь природу.

Материал и оборудование: костюмы Сороки, Весны, Яблоньки; музыкальный центр; пять конвертов с заданиями; карта путешествия; таблички-указатели с названиями точек путешествия; пять ключиков; игрушка кота; картинки с изображением деревьев и плодов (яблоня, груша, вишня, слива, сосна, ель, рябина, дуб, клён); графическое изображение насекомых к игре «Путаница»; семена ржи, пшеницы, ячменя; сборник детских загадок, закличек, приговорок, пословиц; цветок из бумаги или картона с лепестками по количеству участников в игре; макет дуба; четыре ёмкости небольшого размера, картинка с изображением контуров насекомых, пересечённых между собой для игры «Путаница».

 

Ход игры

Ведущий: В некоторое царство-государство пожаловала Весна-красна. А нам-то зима уже наскучила?! Пора зиму прочь гнать, Весну-красну в гости звать. Хотите её увидеть? Давайте позовём все вместе Весну:

Ау, ау, аукаем, весну зааукаем:
Март, март – солнцу рад,
Апрель, апрель – несет капель,
Май, май – нивку засевай.
Ау, ау, Весна-красна, ждём тебя в гости,
Ау, ау, Весна-красна, приди к нам с радостью.
                                                       М. Мельников.

Влетает Сорока.

Сорока:

Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут лесной газетой.

Сорока: Здравствуйте, ребята! Я к вам прямо из леса. Новость-то какая! Баба Яга Весну спрятала за пятью дверями, под пятью замками. Чтобы Весну спасти, надо ключики от дверей найти.

Ведущий: Что же делать? Неужели нам придётся без Весны быть?

Сорока: У меня есть волшебная карта, на которой отмечено, где находятся ключи от дверей, за которыми спрятана Весна. Чтобы ключик получить, надо выполнить задания.

Ведущий: Ну как, ребята, вы готовы выполнить все задания и спасти Весну? А не побоитесь? Давайте посмотрим на карту, куда же нам направляться. (Рассматривают карту). Мы должны пройти: Волшебный лес, Озеро Знаний, Сад Чудес, Луг Головоломок, Поле Мудрости. Становитесь все за мной. Отравляемся в путь.

Мы идём в волшебный лес,
Полный сказочных чудес.
По тропинкам мы пойдем
На полянку попадём.
Раз, два, три, четыре, пять,
Лес готов всех нас встречать.

 

Станция «Волшебный лес»

Упражнение «Звериная тропа»

Ведущий: Теперь превращаемся в зверей и проходим пять шагов как зайчата, три шага как медвежата, четыре шага, как лиса, семь шагов как волчата.

Дети имитируют движения зверей.

Ведущий: Ребята, посмотрите, а вот и дуб с золотой цепью и Кот Ученый надежно ключ охраняет. Чтобы ключ получить, нужно выполнить все задания Кота Учёного.

Загадки

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
                                 (Лес)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
                                  (Берёза)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
                                  (Елка)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
                                  (Липа)

Малы и неказисты,
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
                                  (Рябина)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками …
                                  (Сосна)

Ведущий: Как в лесу деревья готовятся к встрече Весны? (У них набухают почки, начинается движения сока). Кто ещё в лесу готовиться встречать Весну? (Птицы, звери.)

 

Игра «Прилетели птицы»

Ведущий: Я буду называть перелётных птиц, но если вдруг вы услышите о ком-то другом, то будете хлопать.

Прилетели птицы:
Утки и спицы,
Ласточки, стрижи,
Грачи и ужи.
Соловьи, лягушки,
Скворцы и кукушки.
Жаворонки, капли,
Медвежата, цапли.

Ведущий: Утки, ласточки, грачи, соловьи, скворцы, кукушки, цапли – это перелётные птицы или зимующие? (Перелётные.)

 

Упражнение «Угадай птиц по характеру»

Важная, сердитая, крикливая, длинноклювая. (Ворона.)
Шустрый, маленький, быстрый, драчливый, коричневый. (Воробей.)
Говорливая, крикливая, белобокая, болтливая (Сорока)
Желтогрудая, шустрая, умная, весёлая (Синица.)
Красноголовый, важный (Дятел.)
Малоподвижный, красногрудый (Снегирь.)
Ворона, воробей, сорока, синица, дятел, снегирь – это птицы перелётные птицы или зимующие? (Зимующие.)

 

Ведущий: Какие правила поведения мы должны помнить, придя в лес?

Ведущий показывает знаки с изображением правил поведения в лесу, дети называют их, объясняют их значение.

Ходить в лесу только по тропинкам, не вытаптывать растения, ведь могут пострадать травы и многие насекомые. Не уносить из леса детенышей животных и птенцов! Они не смогут выжить в неволе. Не разрушать муравейники. Муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу. Не ломать ветки кустарников и деревьев, не делать надписей на них, не отрывать кору. Не топтать несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Не разжигать костры, огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса; не сжигать высохшую траву или листья. Не бросать мусор, лес – это дом для зверей и птиц. Не шуметь в лесу, не слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей.

Ведущий: Молодцы, посмотрите, а Кот Учёный вам уже и ключ приготовил. Получаем первый ключ, продолжаем наше путешествие. Давайте обратимся к карте, посмотрим, куда нам дальше идти?

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Мы не будем торопиться,
Всем нам надо подружиться.
Вправо-влево повернёмся,
На соседа оглянёмся.
Вот мы к озеру пришли (Ходьба на месте.)
И задания нашли (Потягивания – руки в стороны.)

 

Станция «Озеро Знаний»

Ведущий: Вот мы пришли к Озеру Знаний. Кто на озере, на реке ждёт прихода Весны? (Рыбы, лягушки, насекомые, водоплавающие птицы.)

Ведущий: Чтобы получить ключ, нам надо отгадать загадки.

Ползает наоборот, задом наперёд.
Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой
В водоёмах живет,
Без воды пропадёт (Рыба.)

Ведущий: Какая рыба водится в наших реках и озерах? (Щука, карась, карп.) Какие животные живут в наших водоёмах? (Бобр, ондатра, выдра.)

Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут. И человек не должен вмешивается в жизнь этого сообщества. Чтобы не принести вред обитателям озёр, рек, морей, какие правила мы должны соблюдать? (Не разбрасывать мусор вокруг рек и озер. Не выкидывать пластиковые пакты и другие отходы в воду. Не мыть машину возле рек и озёр. Ловить рыбу в специально оборудованных местах.)

Ведущий: Молодцы! С заданием справились. Держите ключ. Скажите, сколько у нас с вами ключей? (Два.) А сколько нам надо еще найти? (Три.)

Ведущий: Продолжаем наше путешествие. Давайте обратимся к карте, посмотрим, куда нам дальше держать путь?

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Мы не будем торопиться,
Всем нам надо подружиться.
Вправо-влево повернёмся,
На соседа оглянёмся.
Вот пришли в чудесный сад (Ходьба на месте.)
Деревьев стройных целый ряд (Потягивания – руки в стороны.)

 

Станция «Сад Чудес»

Ведущий: Вот задание, которое нам необходимо выполнить, чтобы получить третий ключик.

Дидактическая игра «Что в саду, что в лесу».

В одну корзину надо собрать картинки с плодами деревьев, которые растут в саду, в другую – которые растут в лесу.

Ведущий: Как называется профессия человека, который ухаживает за садом? (Садовник.)

Пальчиковая игра «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
Яблони белили мы известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор:

– Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

– Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Ведущий: Какие же в работы ждут садовника в саду весной? (Посадить молодые деревья и кусты, побелить деревья, обрезать сухие ветки и др.)

 

Подвижная игра «Яблонька»

Участники игры образуют круг, в середину его выходит девочка – яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в тексте. Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе
Наша яблонька расцветет на заре, на заре
Вырастай, яблонька вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька, в добрый час
Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас.
Ой, как наша Машенька закружилась
Ой, как наша яблонька распустилась.
А мы нашу яблоньку все трясти будем,
А мы сладки яблочки собирать будем.
А мы нашу яблоньку все пощиплем.
Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей и игра продолжается.

Ведущий: Молодцы! С заданиями справились. Вот третий ключ. Отправляемся дальше. Смотрим на карту.

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Мы не будем торопиться,
Всем нам надо подружиться.
Вправо-влево повернёмся,
На соседа оглянёмся.
Вот выходим мы на луг (Ходьба на месте.)
Как красиво здесь вокруг (Потягивания – руки в стороны.)

 

 

Станция «Луг Головоломок»

Ведущий: Кто на лугу ждёт прихода Весны? (Травка, первые весенние цветы, насекомые). Ого, тут приготовлено задание. Нам необходимо определить, какое растение в цепочке лишнее, и объяснить, почему. Попробуем выполнить?

Игра «Что лишнее»

Василёк, ромашка, тюльпан, клевер.

Георгин, пион, хризантема, подорожник.

Колокольчик, примула, клевер, медуница.

Мать-и-мачеха, бархатцы, роза, пион.

Игра «Путаница»

Насекомые на лугу проснулись, чтобы встречать весну. Так радовались, что перепутались. Назовите насекомых, которые перепутались между собой.

Ведущий: Ребята, многие дети, приходя на луг, начинают ловить бабочек, давить гусениц, уничтожать гнезда птиц. Скажите, это правильно или нет? (Нет.)

Ведущий: Пойманная бабочка может оказаться исчезающим видом, раздавленная мохнатая гусеница может быть последней представительницей вида, а разведенный костер может вызвать пожар или уничтожить полезных насекомых. Так что на лугу следует вести себя разумно и осторожно, так, как будто вы находитесь в природном заповеднике, где каждая травинка и мурашка живет своей жизнью.

Вот и ключик. Сколько получилось у нас с вами ключей? (Четыре.) Посмотрим на карту. Впереди нас ждёт последнее препятствие «Поле Мудрости». Если выполним все задания, то сможем получить последний, пятый ключик.

Вместе по саду мы идём,
Не спешим, не отстаём.
Мы не будем торопиться,
Всем нам надо подружиться.
Вправо-влево повернёмся,
На соседа оглянёмся.
Раз, два, три –
К Полю Мудрости пришли (Ходьба на месте.)

 

Станция «Поле Мудрости»

Ведущий: Ребята, карта привела нас к «Полю Мудрости». Весной у людей, живущих в деревнях, сёлах, появляется много новых дел в поле. Земля долгую зиму отдыхала под белым покрывалом снега. Никто её не тревожил, не работал на ней. Весной земля просыпается. Люди выходят работать в поле.

Ведущий: Я говорю начало пословицы, а кому передам мяч – тот заканчивает её.

Игра «Я начну, а ты закончи»

Кто пахать не ленится, … у того и хлеб родится.
Невелик кусок пирога, … а стоит много труда.
Много снега –… много хлеба.
Хлеб –… всему голова.
Хоть хлеба хороши, … а пашню паши.

Ведущий: Молодцы, ребята, а вы знаете, что выращивают на полях? (Рожь, пшеницу, ячмень …). Для того чтобы злаки выросли, необходимо выполнить ряд работ. Вначале необходимо вскопать землю, чтобы она была мягкой, рыхлой. Затем бороновать, потом посадить зёрна. Дождь польёт землю, и взойдут сначала маленькие ростки, а потом они станут большие и превратятся в колосья.

Физкультминутка «Рост зерна»

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.
К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей иди. (Дети опускаются на корточки.)
Как весною в ранний час, семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы (Дети медленно встают-вырастают, потягиваются.)
«Здравствуй, солнце, это мы!» (Дети поднимают руки над головой и машут кистями рук.)
Мал ещё росток – ребёнок, (Дети опускают руки вниз.)
Только-только из пелёнок. (Дети наклоняют голову в разные стороны.)

Ведущий: Проказник ветерок перепутал все семена. Узнайте их по внешнему виду и рассортируйте по ведёркам.

Игра «Разложи семена»

Перед детьми в одной ёмкости находятся семена ржи, пшеницы и ячменя. Детям необходимо рассортировать по разным ёмкостям и назвать их.

Ведущий: А вот и последний пятый ключик.

Сорока: Кар-кар-кар. Молодцы. Все пять ключей нашли. Ключики мне под крыло положите и Весну в гости ждите.

Ведущий:

Быстрыми шагами к нам Весна идет
Под ее ногами тает хрупкий лед.
Первые проталинки, звонкая капель,
Пташки перелетные, радостная трель.

Весна:       

Здравствуйте, мои друзья,
Очень рада встрече я.
Хочу сказать спасибо вам
За вашу смелость и заботу,
За то, что вы меня спали
От злой проказницы Яги

Ведущий:

Весна, тебя мы долго ждали
Холодной снежною зимой.
И часто мы во сне видали
Весенний ручеёк лесной.

Весна: Хорошо у вас, тепло, весело, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. А вам хочу я дать наказ.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
                                      М. Дудин

Весна: До свидания!

Воспитатель: Может, это сказка, а может, и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну от Бабы Яги, ведь добро всегда побеждает зло. У нас сегодня праздник, а в праздник принято говорить пожелания. Давайте и мы Весне и природе выскажем свои пожелания. А поможет нам в этом волшебный цветок. Каждый из вас по очереди будет отрывать лепесток от цветка и говорить, что он хотел бы пожелать весне и природе.

Дети передают цветок по кругу и называют свои желания.

 

Литература

1 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
2 Бобылёва, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.Бобылёва, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 36–42.
3 Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. – Минск : Аверсев, 2016.
4 Методические рекомендации по организации внедрения и реализации образовательного проекта «Зелёные школы» на базе учреждений дошкольного образования. – Минск, 2018.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий