Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при ознакомлении их с произведениями живописи

- 17:15Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор делится опытом использования живописи на коррекционных занятиях для детей с тяжелыми нарушениями речи. В работе также описаны игры, разработанные дефектологом.

 

Наталья АРТЮШЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 12 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Связная речь является важнейшей составляющей речевого развития детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность школьного обучения, социализация и адаптация в обществе, а также общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

У воспитанников специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи значительно страдает развитие как речевой системы в целом, так и связной речи в частности: затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и неточна лексика, нарушено грамматическое оформление фразы. При рассказывании ребенок не соблюдает структуру текста, теряет логику повествования, не удерживает в речевой памяти развёрнутого высказывания.

Актуальным для меня является поиск эффективных методов, приемов, средств, способствующих эффективному формированию связного монологического высказывания у такой категории детей. Практика работы показала, что достаточно интересными и познавательными становятся коррекционные занятия по развитию связной речи на основе восприятия произведений живописи.

Я определила систему поэтапного формирования связного монологического высказывания на основе восприятия произведений живописи. Для каждого этапа определены методы, приёмы и формы работы, подобраны дидактические игры и упражнения.

При подборе живописных произведений я учитывала смысловое содержание картин, чёткость изображения, имеющиеся у детей представления об изображённых на картине предметах и явлениях, их доступность к пониманию и соответствие интересам детей. Также важен тематический принцип отбора материала (чтобы содержание рассматриваемой картины соотносилось с изучаемой лексической темой, временем года, праздниками, событиями в жизни детей).

Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с произведениями живописи подводит их к созданию двух типов связного высказывания: описания (при рассматривании пейзажа и натюрморта) и повествования (при рассматривании сюжетных картин).

 

Коррекционно-развивающую работу провожу в три этапа. Задачи каждого этапа взаимосвязаны и решаются на протяжении всего учебного года.

 

1-й этап – подготовительный

Цель его состоит в формировании базы для самостоятельной описательно-повествовательной речи.

Основные виды работы в этом направлении провожу с использованием игровых приемов и творческих заданий.

Для определения состава картины применяю следующие приёмы работы:

– группировка объектов на картине по какому-либо признаку (по принадлежности к природному или рукотворному миру, к живой либо к неживой природе, по функциям, форме, цвету и т.д.);
– моделирование выявленных объектов с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.;
– игровой приём «Подзорная труба» (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать его);
– словесные упражнения «Кто самый внимательный», «Кто больше назовет?» и др.

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаю творческие задания: «Пришел волшебник Объединяй и объединил два объекта», «Ищу друзей» (найти объекты, которые между собой связаны), «Ищу недругов» (найти объекты, которые между собой «не дружат»).

При исследовании картины на полисенсорной основе наиболее эффективен приём «вхождения в картину». Предлагаю воспитанникам следующие упражнения:

– Закрой глаза и представь, что ты попал в картину. Что ты видишь (слышишь)? Какие запахи чувствуешь?;
– Пройдись по картине. Дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. До какого предмета ты дотронулся? Что ты почувствовал? Какой он?;
– Попробуй на вкус. Каков предмет на вкус?;
– Творческие задания «Пришёл волшебник Я слушаю» (Я вижу, Я трогаю, Я нюхаю, Я пробую на вкус).

Для создания речевых зарисовок на основе восприятия объекта через разные ощущения уточняю, какие признаки объекта могут быть считаны разными органами чувств:

– Назови объекты, которые могут издавать звук (звучать);
– Что можно попробовать на вкус?
– До чего дотронуться рукой?» и т.д.

Предлагалось воспитанникам начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…, я чувствую …», «Когда я смотрю на…, я вижу, что…». Речевые шаблоны упрощаю или усложняю в зависимости от речевых возможностей воспитанников. Обращаю внимание на грамматически правильное построение фразы. Обязательно использую зрительное подкрепление: символы «глаз», «ухо», «рука», «нос», «рот».

 

С целью обогащения словаря детей эпитетами, обозначающими цвет и другие качественные характеристики предметов и объектов на картинах, разработала дидактические игры «Палитра» и «Венок», наглядные модели «Солнышко», «Тучка».

Дидактическая игра «Палитра»

Цель: обогащение словаря детей эпитетами, обозначающими цвет предметов и объектов; развитие восприятия цветовой гаммы картины.

Дидактический материал: палитра, разноцветные круги.

Игровое правило: размещать на палитре только те «краски» (круги), которые соответствуют цветовой гамме картины.

Ход игры. На столе – палитра, вокруг неё – разноцветные круги. Педагог предлагает заполнить палитру красками, но только такими, которые использовал художник при создании картины. Дети по очереди берут круг, соотносят его с репродукцией картины, убеждаясь в правильности выбора, называют цвет и размещают кружок на палитре.

Дидактическая игра «Венок»

Цель: обогащение словаря детей эпитетами, обозначающими цвет и другие качественные характеристики предметов и объектов; развитие восприятия цветовой гаммы картины.

Дидактический материал: венок (кольцо из картона или пластика с липучками), разноцветные атласные (бумажные) ленты; изготовленные из картона или пластика цветы, листья.

I вариант игры. Игровое правило: вплетать в венок только те ленты, цвет которых соответствуют цветовой гамме картины.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на венок, предлагает рассмотреть его, рассказать, какой он, из чего он сплетён:

– Чтобы венок стал ещё прекраснее, давайте украсим его лентами. Ленты необходимо выбирать только таких цветов, которые использовал художник при создании картины. Дети по очереди берут ленту, соотносят её с репродукцией картины, убеждаясь в правильности выбора, называют цвет и «вплетают» её в венок.

II вариант игры. Игровое правило: выбрать предмет или объект на картине, подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих его, на каждое названное слово «вплести» в венок листок или цветок.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на венок, предлагает украсить его листьями или цветами (в зависимости от содержания картины, времени года, изображенного на ней). Например:

– Ребята, осенью с деревьев опадают разноцветные листья. А какие красивые венки можно из них сплести! Давайте и мы сплетем такой венок. Подберите слова, которые рассказывают о том, какая осень на картине И.И.Левитана «Золотая осень». За каждое названное слово «вплетите» в наш веночек листок.

Применение наглядных моделей «Солнышко», «Тучка» помогает детям подбирать и использовать в своих рассказах слова-признаки и слова-действия. Так, ребенок называет слово и дарит лучик солнышку, а капельку или снежинку – тучке.

 

Обучение детей составлению образных сравнений провожу в следующей последовательности: выбор какого-либо объекта на картине (дерево); обозначение его признака (цвет); определение значения этого признака (желтое); сравнение данного значения со значением признака в другом объекте (как солнышко и т.д.). При этом использовался метод наглядного моделирования. С детьми отрабатывала модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры, действию и др.

 

Для описания местонахождения объектов на картине использую дидактические игры «Волшебные дорожки», «Да – Нет», «Ожившая картина», что позволяет активизировать в речи слова, обозначающие пространственные отношения (центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины; ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, на, в).

Например, игру «Да – Нет» организую следующим образом: я загадываю объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на «сцене» (двух- или трехмерное пространство). Задача детей – описать местоположение объекта относительно других объектов на картине, а затем на «сцене».

Применяю и другие дидактические игры и упражнения: «Что дальше, что ближе (выше, ниже; слева, справа)?», «Составь картину на фланелеграфе» (по образцу, по описанию), «Собери картину», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди лишний предмет», «Найди такой же предмет», «Дополни изображение» (по образцу, по памяти).

 

2-й этап – основной

Цель – формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний на темы картин разных жанров.

Для достижения цели этапа использую следующие средства:

1) разнообразные методические приёмы – вопросы педагога по содержанию живописного произведения; придумывание названия картине и его объяснение; «словесное рисование» и «вхождение в картину»;
2) составление воспитанниками рассказов по их собственным рисункам на тему знакомой картины;
3) рассказ-образец педагога по содержанию живописного произведения, выстраиваемый в определенной последовательности, который определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность, облегчает подбор слов;
4) метод наглядного моделирования – наглядная модель в этом случае выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа по произведениям живописи, определяет его содержание и представляет собой графическую схему, состоящую из нескольких карточек – символов; в качестве символов-заменителей при моделировании высказываний использовались предметные картинки, силуэтные и контурные изображения, геометрические фигуры.

 

Например, при описании натюрморта мною использовались следующие карточки-символы: первая – вопросительный знак. Ребенок определяет, к какому жанру живописи относится рассматриваемая картина и почему. Следующие три карточки служат напоминанием о композиции – что находится в центральной части картины, слева, справа (на переднем – заднем плане). Пятая карточка – напоминание о цветовом фоне картины. Последняя подсказывает необходимость высказывания о личном отношении к картине: «Нравится тебе или нет? Почему?».

При описании пейзажной картины с использованием карточек-символов предлагаю детям следующую схему последовательного описания:

– название времени года;
– перечисление предметов ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением и значимостью;
– описание изображенных объектов;
– выражение своего отношения к картине.

В качестве графического плана рассказа по произведениям жанровой живописи использую карточки-символы, обозначающие:

– название картины;
– место действия;
– время действия;
– действующих лиц, изображенных на картине;
– действия героев картины;
– их одежду;
– настроение и характер действующих лиц;
– цветовую палитру картины;
– настроение картины (символ «сердце»).

 

3-й этап – заключительный

Его целью является закрепление навыка составления связного речевого высказывания по содержанию живописного произведения в форме описательного или повествовательного рассказа.

Достижению цели способствуют дидактические игры «Художественный салон», «Выставка картин» и др., которые провожу, как правило, в конце учебного года или на летних каникулах – как на занятиях, так и в свободной деятельности как итог всей проделанной за год работы по развитию связной речи воспитанников средствами ознакомления их с произведениями живописи. Для этого организую выставку картин, на которой «выставляю» ранее рассмотренные детьми картины.

На «выставке» в качестве экскурсоводов по очереди выступают дети, выбирают понравившуюся картину (картины знакомы детям, работа по ним проводилась в течение учебного года) и описывают ее, опираясь на графический план.

 

Работу по картине провожу как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Часто применяю такую форму работы как интегрированные занятия, реализация задач которых происходит через познавательную (ознакомление с искусством, развитие речи), музыкальную (слушание музыки, знакомство с музыкальными произведениями), изобразительную (рисование, аппликация, конструирование) деятельность.

Интегрированные занятия провожу совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, привлекаю законных представителей воспитанников.

 

Таким образом, анализ результатов коррекционно-педагогической работы, проведенной с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию связного речевого высказывания на основе ознакомления с произведениями живописи показал, что описанная методика работы позволяет эффективно расширять активный словарь детей, развивает грамматический строй речи, формирует и совершенствует навык построения связного речевого высказывания. Кроме того, повышает мотивацию к обучению, обогащает чувственный и эмоциональный опыт воспитанников, расширяет запас представлений об окружающем мире.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий