Правописание -тся и -ться в глаголах. Урок русского языка в 5-м классе

- 12:20II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Правописание -тся и -ться в глаголах. Урок русского языка в 5-м классе

Жанна МУЗЫЧКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область

muzychko.zhanna@mail.ru

 

 

Цель: актуализация знаний учащихся о правописании -тся и -ться в глаголах.

Задачи:

– повторить правило написания -тся и -ться в глаголах;
– продолжить формировать навык правильного написания глаголов;
– развивать самостоятельность мышления, деятельности, умение восстанавливать в памяти известный материал;
– совершенствовать речевую культуру учащихся;
– создать условия для воспитания интереса к языку, воспитания патриотических чувств.

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

На доске записаны слова разным шрифтом и цветом:

акуратный (с одной буквой К), учится, учиться, Беларусь, подлежащее, сказуемое

Ребята, в течение 30 секунд запоминаете всё, что написано на доске, затем отвечаете на мои вопросы.

Доска закрывается, и учащиеся отвечают на вопросы:

1) Сколько слов было записано? (6)
2) К каким частям речи они относятся? (Прилагательное, существительное, глагол)
3) Сколько слов было написано с прописной буквы и каким цветом? (1, зеленым цветом)
4) Какие слова связаны с темой предыдущего урока? (Подлежащее и сказуемое)
5) Все ли слова написаны правильно? (Не все, аккуратный)

Открываю доску. Проверяем себя. Исправляем ошибку.

– Тема предыдущего урока – «Подлежащее и сказуемое». Как их называют по-другому? (Главные члены предложения или грамматическая основа)
– Что такое подлежащее? Какой частью речи может выражаться?
– Может ли сказуемым быть имя прилагательное? (Может)
– Какие ещё части речи могут быть сказуемым? (Глагол, существительное)
– Какой знак препинания ставят между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным? (Тире)
Составьте предложение, в котором слово Беларусь является подлежащим. (Синеокая Беларусь – моя Родина. Беларусь – страна с героическим прошлым).
– Среди двух глаголов, записанных на доске, одно с ошибкой? (Нет, учится и учиться)

На сегодняшнем уроке вспомним о правописании тся и ться в глаголах, научимся использовать алгоритм для написания орфограммы, узнаем ещё что-то новое.

 

2 Учебно-познавательный этап

На доске эпиграф

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
Где кто родит..ся, там и пригодит..ся.
                                                 Пословицы

В пословицах таится скрытый смысл, а главное, – мудрые жизненные уроки. Давайте поразмышляем, какие уроки.

  1. Человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой.

   2. Человеку вовсе не обязательно искать для повышения качества своей жизни другие страны и города. Родная земля в любом случае является наиболее благоприятным местом реализации, потому что именно на ней человек растет и учится, развивается и познает жизнь вместе со своими родными и близкими, друзьями и знакомыми. На родном месте человек научился тому, что нужно именно здесь, а на чужбине эти качества и умения могут быть и не востребованы. Там, где человек родился, – его корни, а без корней человек пропадет.

Подберите похожие пословицы. (Всякая птица свое гнездо любит. На чужой стороне и весна не красна. Родной край – сердцу рай. На чужой стороне и мед горек, а на своей и полынь сладка.)
Молодцы, поразмышляли и пополнили свой словарный запас жемчужинами русской мысли, т.е. пословицами. А чтобы верно их записать в тетрадь, нужно вспомнить правило. На странице 81 авторы учебника предлагают алгоритм для лучшего запоминания правила, а детский поэт Эдуард Успенский – свою подсказку.   

Вывод. Если глагол стоит в неопределенной форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в личной форме в 3-м лице, то пишем -тся.

Стыдно (что делать?) не учиться (неопр. форма).
Кто (что сделает?) родится (3-е л.), (что сделает?) пригодится (3-е л.).
Давайте запишем эти пословицы в тетрадь.

Я зачитаю слова, а вы внимательно послушайте и скажите, чем они покажутся интересными:

учится, птица, учиться, столица, трудится, трудиться, синица.

Что интересного вы услышали в словах? (В конце слов слышится [ЦА])
А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. Что вы заметили? (В одних словах пишется -ца, а в других нет)
Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется -ца. Какой частью речи они являются? (Это имена существительные)
Существует ли проблема написания этой орфограммы? (Здесь нет орфограммы)
Какой частью речи являются остальные слова? (Глаголы)
Что вы заметили? (Слышится [ца], а пишется -тся или -ться)
Почему эти буквы в квадратных скобках? (С точки зрения фонетики)

Составим небольшой кластер

Сделайте вывод. (Глаголы наподобие учиться и учится хотят все время нас запутать: они звучат почти одинаково, но мы знаем, что делать, чтобы написать их правильно. Надо поставить к глаголу вопрос).

Итак, мы уже вспомнили, когда нужно писать -тся и -ться, поработали с алгоритмом и создали свой небольшой кластер, узнали, как отражается в транскрипции -ться и -тся. Теперь можем провести физкультминутку.

 

Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

 

Предлагаю сейчас собрать пазл, но не с картинками, а фразеологизмами. Найти для каждого фразеологизма правильное толкование. Запишите один фразеологизм с толкованием в тетрадь.

Родит..ся в сорочке –                обязательно добит..ся
Повернут..ся негде –                 быть счастливым
Разбит..ся в лепешку –              мешать        
Становит..ся поперек пути –    тесно

(Родиться в сорочке –               быть счастливым
Повернуться негде –                 тесно
Разбиться в лепешку –              обязательно добиться
Становиться поперек пути –  мешать)

Когда вы станете семиклассниками, вам предстоит подробнее узнать о признаках, формах глагола. Но может быть, кто-то уже знает, как называется часть слова у глагола -ся или -сь? Правильно, постфикс. Какое необычное слово. Также необычно и обознается на письме. Самое главное, что эти две маленькие буквы, появляясь в слове, меняют его значение. Глаголы с -ся или -сь называют возвратными. Как думаете, почему? Мою – моюсь. Держат – держатся. Возвращает действие на себя.

 

Для любознательных

Почему глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться не употребляются в 1-м лице ед. числа (я что делаю? я что сделаю?)? Если сейчас не знаете ответа, подумайте дома. Ответ: все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.

Сейчас потребуется ваша помощь. Помогите учащимся другого класса разобраться в одном вопросе. Им дали задание прочитать текст и определить стиль текста. Одни сказали, что это художественный, другие – публицистический, а третьи – научный. Выскажите своё мнение.  

Читает учащийся:

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинает..ся с малого – с любви к св..ей сем..е, к св..ему ж..лищу, к св..ей школе. И ещё – с уважения к таким же чу..ствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово (Д.Лихачёв).

Какие проникновенные слова, простые, но в то же время нужные. Хотели бы вы что-то добавить? (Стиль текста – публицистический; тип речи – повествование).
Какие слова повторяются много раз? (Родному, родной, родное) Подберите к ним однокоренные слова (Род, родственники, Родина)

Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните грамматическую основу в первом предложении. (Любовь начинается)
Сколько букв и звуков в слове начинается? (10 букв, 10 звуков)

 

3 Контрольно – оценочный этап

Итогом нашего урока и проверкой ваших знаний станет выполнение теста.

Тест
Укажите, где нужно вставить Ь:

1-й вариант

2-й вариант

1) встречат…ся с другом
2) котенок умывает…ся
3) считает…ся с мнением
4) отражат…ся в зеркале
5) снег кружит….ся

1) нельзя торопит..ся
2) смеят..ся над собой
3) девочка учит..ся
4) мальчик одевает..ся
5) надо чаще улыбат..ся

Ответы на доске. (1-й вариант – 1, 4; 2-й вариант – 1, 2, 5.) Выполните взаимопроверку, выставьте отметку однокласснику.

 

4 Рефлексия

Продолжите предложение

Я сегодня вспомнил…
Мне было интересно…
Я узнал, что….

 

5 Домашнее задание

20, упр. 155, 157 (по желанию).

После урока непременно нужна ребятам ……ПЕРЕМЕНА!!!
Благодарю всех, урок окончен.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий