Правописание -тся и -ться в глаголах. Урок русского языка в 5-м классе
Жанна МУЗЫЧКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
muzychko.zhanna@mail.ru
Цель: актуализация знаний учащихся о правописании -тся и -ться в глаголах.
Задачи:
– повторить правило написания -тся и -ться в глаголах;
– продолжить формировать навык правильного написания глаголов;
– развивать самостоятельность мышления, деятельности, умение восстанавливать в памяти известный материал;
– совершенствовать речевую культуру учащихся;
– создать условия для воспитания интереса к языку, воспитания патриотических чувств.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
На доске записаны слова разным шрифтом и цветом:
акуратный (с одной буквой К), учится, учиться, Беларусь, подлежащее, сказуемое
Ребята, в течение 30 секунд запоминаете всё, что написано на доске, затем отвечаете на мои вопросы.
Доска закрывается, и учащиеся отвечают на вопросы:
1) Сколько слов было записано? (6)
2) К каким частям речи они относятся? (Прилагательное, существительное, глагол)
3) Сколько слов было написано с прописной буквы и каким цветом? (1, зеленым цветом)
4) Какие слова связаны с темой предыдущего урока? (Подлежащее и сказуемое)
5) Все ли слова написаны правильно? (Не все, аккуратный)
Открываю доску. Проверяем себя. Исправляем ошибку.
– Тема предыдущего урока – «Подлежащее и сказуемое». Как их называют по-другому? (Главные члены предложения или грамматическая основа)
– Что такое подлежащее? Какой частью речи может выражаться?
– Может ли сказуемым быть имя прилагательное? (Может)
– Какие ещё части речи могут быть сказуемым? (Глагол, существительное)
– Какой знак препинания ставят между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным? (Тире)
Составьте предложение, в котором слово Беларусь является подлежащим. (Синеокая Беларусь – моя Родина. Беларусь – страна с героическим прошлым).
– Среди двух глаголов, записанных на доске, одно с ошибкой? (Нет, учится и учиться)
На сегодняшнем уроке вспомним о правописании —тся и —ться в глаголах, научимся использовать алгоритм для написания орфограммы, узнаем ещё что-то новое.
2 Учебно-познавательный этап
На доске эпиграф
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
Где кто родит..ся, там и пригодит..ся.
Пословицы
В пословицах таится скрытый смысл, а главное, – мудрые жизненные уроки. Давайте поразмышляем, какие уроки.
1. Человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой.
2. Человеку вовсе не обязательно искать для повышения качества своей жизни другие страны и города. Родная земля в любом случае является наиболее благоприятным местом реализации, потому что именно на ней человек растет и учится, развивается и познает жизнь вместе со своими родными и близкими, друзьями и знакомыми. На родном месте человек научился тому, что нужно именно здесь, а на чужбине эти качества и умения могут быть и не востребованы. Там, где человек родился, – его корни, а без корней человек пропадет.
Подберите похожие пословицы. (Всякая птица свое гнездо любит. На чужой стороне и весна не красна. Родной край – сердцу рай. На чужой стороне и мед горек, а на своей и полынь сладка.)
Молодцы, поразмышляли и пополнили свой словарный запас жемчужинами русской мысли, т.е. пословицами. А чтобы верно их записать в тетрадь, нужно вспомнить правило. На странице 81 авторы учебника предлагают алгоритм для лучшего запоминания правила, а детский поэт Эдуард Успенский – свою подсказку.
Вывод. Если глагол стоит в неопределенной форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в личной форме в 3-м лице, то пишем -тся.
Стыдно (что делать?) не учиться (неопр. форма).
Кто (что сделает?) родится (3-е л.), (что сделает?) пригодится (3-е л.).
Давайте запишем эти пословицы в тетрадь.
Я зачитаю слова, а вы внимательно послушайте и скажите, чем они покажутся интересными:
учится, птица, учиться, столица, трудится, трудиться, синица.
Что интересного вы услышали в словах? (В конце слов слышится [ЦА])
А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. Что вы заметили? (В одних словах пишется -ца, а в других нет)
Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется -ца. Какой частью речи они являются? (Это имена существительные)
Существует ли проблема написания этой орфограммы? (Здесь нет орфограммы)
Какой частью речи являются остальные слова? (Глаголы)
Что вы заметили? (Слышится [ца], а пишется -тся или -ться)
Почему эти буквы в квадратных скобках? (С точки зрения фонетики)
Составим небольшой кластер
Сделайте вывод. (Глаголы наподобие учиться и учится хотят все время нас запутать: они звучат почти одинаково, но мы знаем, что делать, чтобы написать их правильно. Надо поставить к глаголу вопрос).
Итак, мы уже вспомнили, когда нужно писать -тся и -ться, поработали с алгоритмом и создали свой небольшой кластер, узнали, как отражается в транскрипции -ться и -тся. Теперь можем провести физкультминутку.
Физкультминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Предлагаю сейчас собрать пазл, но не с картинками, а фразеологизмами. Найти для каждого фразеологизма правильное толкование. Запишите один фразеологизм с толкованием в тетрадь.
Родит..ся в сорочке – обязательно добит..ся
Повернут..ся негде – быть счастливым
Разбит..ся в лепешку – мешать
Становит..ся поперек пути – тесно
(Родиться в сорочке – быть счастливым
Повернуться негде – тесно
Разбиться в лепешку – обязательно добиться
Становиться поперек пути – мешать)
Когда вы станете семиклассниками, вам предстоит подробнее узнать о признаках, формах глагола. Но может быть, кто-то уже знает, как называется часть слова у глагола -ся или -сь? Правильно, постфикс. Какое необычное слово. Также необычно и обознается на письме. Самое главное, что эти две маленькие буквы, появляясь в слове, меняют его значение. Глаголы с -ся или -сь называют возвратными. Как думаете, почему? Мою – моюсь. Держат – держатся. Возвращает действие на себя.
Для любознательных
Почему глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться не употребляются в 1-м лице ед. числа (я что делаю? я что сделаю?)? Если сейчас не знаете ответа, подумайте дома. Ответ: все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.
Сейчас потребуется ваша помощь. Помогите учащимся другого класса разобраться в одном вопросе. Им дали задание прочитать текст и определить стиль текста. Одни сказали, что это художественный, другие – публицистический, а третьи – научный. Выскажите своё мнение.
Читает учащийся:
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинает..ся с малого – с любви к св..ей сем..е, к св..ему ж..лищу, к св..ей школе. И ещё – с уважения к таким же чу..ствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово (Д.Лихачёв).
Какие проникновенные слова, простые, но в то же время нужные. Хотели бы вы что-то добавить? (Стиль текста – публицистический; тип речи – повествование).
Какие слова повторяются много раз? (Родному, родной, родное) Подберите к ним однокоренные слова (Род, родственники, Родина)
Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните грамматическую основу в первом предложении. (Любовь начинается)
Сколько букв и звуков в слове начинается? (10 букв, 10 звуков)
3 Контрольно – оценочный этап
Итогом нашего урока и проверкой ваших знаний станет выполнение теста.
Тест
Укажите, где нужно вставить Ь:
1-й вариант |
2-й вариант |
1) встречат…ся с другом |
1) нельзя торопит..ся |
Ответы на доске. (1-й вариант – 1, 4; 2-й вариант – 1, 2, 5.) Выполните взаимопроверку, выставьте отметку однокласснику.
4 Рефлексия
Продолжите предложение
Я сегодня вспомнил…
Мне было интересно…
Я узнал, что….
5 Домашнее задание
20, упр. 155, 157 (по желанию).
После урока непременно нужна ребятам ……ПЕРЕМЕНА!!!
Благодарю всех, урок окончен.