Применение тренажёров для профилактики и коррекции дисграфии, коррекции звукопроизношения дошкольников и младших школьников

- 17:15Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор делится опытом использования специальных тренажеров для профилактики и коррекции дисграфии и коррекции звукопроизношения. Материал будет полезен не только учителям-дефектологам в коррекционно-педагогической деятельности, но и учителями начальных классов, а также воспитателями детских садов.

 

Оксана СТРИГО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

 

Обучение грамоте – главная задача начальной школы, которая начинает решаться ещё в детском саде. Успешное усвоение ребёнком навыков письма – залог эффективности его дальнейшего обучения. Формирование навыка письма – процесс трудоёмкий и длительный. У детей младшего школьного возраста часто выявляют нарушение письма (различные виды дисграфии) что оказывает отрицательное влияние на обучение в школе.

К причинам дисграфии относятся:

– повышенный мышечный тонус кистей и пальцев рук;
– нарушение координации движений;
– снижение темпа движений;
– малый объем выполнения движений.

У детей отмечаются нарушения статической координации движений пальцев рук. Особую сложность вызывает распрямление ладони со сближенными пальцами на левой руке (у правшей) и, наоборот – у левшей. Присутствует нарушение синхронного и последовательного чередования статических и динамических движений. Всё это ведёт в первую очередь к неправильному захвату ручки или карандаша.

Важно помнить, что письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе хорошего уровня её развития. Поэтому недостаточная двигательная координация пальцев и кистей рук и неправильное звукопроизношение, как совокупные предпосылки возникновения дизартрии, идут «рука об руку».

Наибольшее число неточных движений связано с двигательной функцией губ и мягкого неба. У детей отмечается слабость кончика языка, малый объем движений верхней и нижней губы, затруднения при опускании нижней губы так, чтобы были видны нижние зубы. Отмечаются также и другие затруднения.

Всё это требует от учителя-дефектолога поиска и применения эффективных приёмов и способов устранения дисграфии, а также её своевременной профилактики.

 

В зависимости от вида дисграфии, а также от наличия сопутствующих нарушений, педагог применяет те или иные способы и приёмы. Существуют приспособления (тренажёры), которые могут успешно применяться не только учителями-дефектологами в коррекционно-педагогической деятельности, но и учителями начальных классов, а также воспитателями детских садов для формирования правильного захвата и профилактики возникновения трудностей формирования письма в дальнейшем.

Таких приспособлений великое множество. Я хочу поделиться теми, которые успешно использую в своей коррекционно-педагогической деятельности. Указанные ниже тренажеры могут применяться родителями в домашних условиях, что поможет предупредить возникновение моторной дисграфии, увеличить объём лёгких, нормализовать мышечный тонус.

Применяемые мной тренажеры можно условно разделить на группы:

1) для формирования и развития речевого дыхания;
2) для развития артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса губ и языка;
3) для формирования правильного захвата письменных принадлежностей (карандаша и ручки);

 

 

1. Тренажёры для формирования и развития речевого дыхания

Тренажёр «Баскетбол»

Это весёлая имитация мундштука из пластмассы. Состоит из двух предметов – непосредственно воздуховодная трубка с «корзинкой» и мячик. Необходимо дуть в трубочку, чтобы силой воздушной струи мячик поднимался и опускался в корзинку.

В зависимости от плотности материала и отверстия в трубке для «поднятия» мячика необходимо дуть с разной интенсивностью. Это позволяет постепенно наращивать силу выдоха, тренировать лёгкие, диафрагму, губные и щёчные мышцы. При этом развивается зрительно-моторная координация и глазомер.

 

Тренажёр «Летающий мяч»

Это трубка с круглой подставкой и отверстием. В комплекте идёт мячик из пенопласта. Впоследствии мячик можно заменить обычным теннисным. Я применяю два вида «летающего мячика»: из пластмассы и из дерева.

Ребёнку необходимо таким образом распределять силу выдоха, чтобы мячик немного поднимался над отверстием и вертелся в воздухе волчком. В пластмассовую трубку дуть проще, в деревянную – труднее. Тренажёр хорош в отработке координации, тренировке глазомера, для формирования правильной воздушной струи, распределения силы выдоха, увеличения объёма лёгких.

 

Тренажёр «Волшебная дудочка»

Он применим в формировании и отработке силы выдоха, формировании правильной воздушной струи, развитии физического слуха. Принцип работы заключается в том, что при закрытии отверстий пальцами, у трубочки меняется звуковысотность в переделах 2-3 нот и громкость звука. Если у ребёнка имеется минимальный музыкальный слух, можно даже попытаться повторить простую мелодию.

 

2. Тренажёры для развития артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса губ и языка

Тренажёры «Бусинки»

Представляют собой три инструмента. Основа – пластиковый держатель, в котором на тонкой прочной струне закреплена бусинка. Она может двигаться вдоль струны вверх, вниз, направо и налево. Держатель трёх видов: вертикальный, горизонтальный и полукруг.

Ребёнку необходимо зацепить кончиком языка бусинку и поднять её вверх, или же двигать слева направо по струне, не упуская.

Полукруглый инструмент вводится ребёнку за щёку, а малыш цепляет языком бусину и продвигает её по струне вперёд и назад.

Тренажёр применим для активизации языковых продольных и поперечных мышц, для укрепления кончика языка. Даёт хорошие результаты при отработке верхнего подъёма языка. Помогает при постановке шипящих и сонорных звуков.

 

3. Тренажёры для формирования правильного захвата письменных принадлежностей (карандаша и ручки)

Я применяю два вида тренажёров, которые различаются по форме и плотности материала.

  а)   б)

Тренажёры для формирования захвата: а) жёсткий материал; б) мягкий материал

Тренажёры изготовлены из прорезиненного каучука. Соответственно, имеют более плотную и более податливую структуру. Более жёсткие тренажёры я применяю на начальном этапе формирования захвата, а затем перехожу к применению тренажёров из более мягкого материала. Таким образом, при применении жёстких тренажеров, ребёнок привыкает правильно держать карандаш или ручку, так как материал не даёт искривлять пальцы или кисть.

Эти тренажёры можно применять не только в начальной школе для коррекции захвата ручки и карандаша, но и в детском саду и дома, начиная уже с 2–3 лет.

 
                               1-й класс                                                                        2-й класс

Благодаря применению такого тренажёра снимаются мышечные спазмы с кистей и пальцев рук, обеспечивается формирование или коррекция захвата письменных принадлежностей.

Таким образом, представленные тренажёры и приспособления, несмотря на свою простоту и доступность очень эффективны. С помощью этих и других «маленьких помощников» дети овладевают навыками и умениями, необходимыми для успешного овладения школьной программой, а «некрасивая речь» и «дисграфия» остаются в прошлом.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий