Путешествие в Африку. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 14:32Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий занятия-игры по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».

 

Елена ЕВСЕЙЧИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №2 г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– формировать умения изменять слова различных частей речи, согласовывать их между собой, подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию, обогащать словарь детей на основе углубления знаний по теме «Африка»;
– совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат, умение произносить шипящие звуки;
– развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность речи, творчество, познавательную активность, внимание, память;
– воспитывать культуру речевого общения, отзывчивость, доброжелательность.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, глобус, указка, аудиозапись песни «Маленький кораблик» (сл. и муз. В.Колесникова), аудиозапись звука поезда.

 

Воспитатель:    

«Доброе утро», – я всем говорю.
Доброе утро ей и ему.
Доброе утро гостям и себе,
Доброе утро всей нашей земле.

Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать, открывать для себя что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю совершить путешествие в Африку. (Показывает на глобусе, где находится Африка, а где – Республика Беларусь).

Расскажите, какой путь предстоит преодолеть нам, чтобы попасть в Африку? (Сначала надо по суше добраться до моря, затем переплыть море).

Как вы думаете, какой путь длиннее: по суше или по морю? (Ответы детей.)

На чём мы можем добраться до моря? (Автобус, поезд, машина)

Мы отправимся в путешествие на поезде. А пока мы будем ехать, нам нужно проговорить чистоговорку:

Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша – поезд едет не спеша.
Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу – я на поезд поспешу.
Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо – нам в вагоне хорошо.
Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши – все довольны малыши.

Звучит аудиозапись «Звук поезда», дети проговаривают чистоговорку.

Воспитатель: Вот мы добрались до Средиземного моря. На каком виде транспорта мы будем передвигаться по морю? (Водном.)

Воспитатель: Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, лодка, катер…). Мы с вами сможем занять места на корабле в том случае, если назовём слова, которые начинаются на тот звук, на который начинается слово «корабль».

Дети называют слова на звук [к].

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Заходите на палубу корабля, занимайте места. И в путь!

Дети садятся на стульчики, поставленные в виде корабля. Звучит песня «Кораблик». Дети выполняют упражнения для рук.

Воспитатель: Внимание, пассажиры, мы приближаемся к Африке. Предлагаю поиграть в игру «Ты мой кусочек».

 

Игра «Ты мой кусочек»

Воспитатель: Я – Африка, а каждый из вас – мой кусочек. Подумайте, кто или что вы. (Я твой песок, лев, слон, бегемот. Я твои джунгли, саванны, пустыни)

Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Осторожно, наш корабль приближается к берегу.

На экране появляется изображение пустыни.

Воспитатель: Куда же это мы попали? (В пустыню) Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

 

Игра «Подбери слова»

Давайте подберём родственные слова к слову «пустыня». (Пусто, пустынно, пуст, пустой, пустота, пустоватый, пустотный, пустышка, попусту, пустовать, пустырь)

Воспитатель: Какие животные живут в пустыне? Давайте посмотрим.

На экране по очереди появляются изображения (верблюд, змея, черепаха).

Упражнение «Составь предложение»

Воспитатель: Ребята, животные хотят, чтобы мы помогли им из набора слов правильно составить предложения.

1. Спрятал, песок, голова, страус, в. (Страус спрятал голову в песок)
2. Голова, черепаха, панцирь, высунула, из-под. (Черепаха высунула голову из-под панциря)
3. Спина, носит, верблюд, горб, на. (Верблюд на спине носит горб)
4. Ползёт, песок, змея, по. (Змея ползёт по песку)

На экране появляется изображение джунглей.

Воспитатель: Ребята, где мы теперь с вами очутились? (В джунглях)

Видите, ребята, в Африке есть не только пустыни, но и есть могучие леса, которые называются джунгли. А вот кого можно встретить в джунглях, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель дошкольного образования на экране показывает изображения отгадок:

Выглядит как кошка.
Хищник, как лев.
Полосатый, как тельняшка. (Тигр)

Похожа на человека, но не разговаривает.
Всюду носит детёныша с собой, но не кенгуру.
Лазает по деревьям, но не панда. (Обезьяна)

С большими ушами, но не заяц.
С длинным носом, но не чайник.
Серого цвета, но не мышь. (Слон)

Сильный, но не слон.
Рычит, но не тигр.
С гривой, но не лошадь. (Лев)

 

Воспитатель: Эти животные живут в африканских лесах и саваннах. Какие ещё животные живут в Африке? (Зебры, антилопы, бегемоты, крокодилы…)

 

Игра «Что было дальше?»

Воспитатель: Я говорю начало предложения, вы должны сказать, что могло быть дальше.

Попугай спрятался под пальмой и …(громко запел).

Воспитатель: Теперь из этого предложения сделайте вопросительное предложение. (Попугай спрятался под пальмой и громко запел?)

Тигр увидел павлина и…(побежал за ним).

Воспитатель: Сделайте это предложение восклицательным. (Тигр увидел павлина и побежал за ним!)

Охотники поймали львенка и…(накормили его).
Лев открыл пасть и …(громко зарычал).
Зебры увидели льва и…(испугались).
Обезьяна сорвала банан и…(съела его).
Жираф подошёл к дереву и …(стал поедать листья).

 

Физкультминутка «Мартышки»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

 

Игра-аранжировка «Джунгли»

Воспитатель: Как-то раз ясным днём в джунгли залетела странствующая птичка. Она очень устала и хотела отдохнуть. И уставшая птица, расположившись на лиане под листьями пальм и фикусов, крепко уснула. Когда она проснулась, уже стемнело и отовсюду стали доноситься разнообразные крики, завывания.

Почему в джунглях ночью слышны разные звуки? (Животные ночью выходят на охоту)

Определите эмоциональное состояние персонажей.

– уставшей задумчивой птицы – какая она? (Размышляющая, спокойная, безмятежная, созерцательная.)
– нежной листвы пальм и фикусов – какая она? (Добрая, ласковая, приветливая, добродушная, мирная).
– яростные животные – какие они? (Грубые, резкие, дерзкие, безжалостные, рычащие, сердитые).

Давайте придумаем, какие звуки может издавать уставшая птица? Она пыхтит: пых-бых

Нежная листва деревьев что делает? (Шуршит). Она издаёт звуки

шуль-шу.

Яростные животные издают звуки жух-ца-жух.

Какая будет интонация звучания, исходя из характера персонажей?

Воспитатель: Давайте разделимся на три группы и под шум ветра и дождя создадим аудиокартину «Джунглей», совместно интонируя в речи звуковые имитации «пых-бых», «шуль-шу», «жух-ца-жух».

 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в Африку заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. А возвращаться мы будем на очень быстром воздушном транспорте. Как вы думаете, на чём? (На самолёте). Но прежде вам надо приобрести себе билет. Если вам было интересно на занятии, вы узнали много нового – возьмите билет зелёного цвета. Если вы испытывали затруднения при выполнении каких-либо заданий – возьмите билет желтого цвета. Если вам было скучно, вы ничего нового не узнали – возьмите билет черного цвета. (Дети выполняют задание)

 

Подвижная игра «Самолёт»

Взлётная полоса
Отпускает в небеса
Пассажирский самолёт.
А ведёт его пилот!

Дети «заводят моторы» и бегут по кругу.

 

Литература:

1 Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.Л. Давидович. – Мозырь : Белый Ветер, 2016.
2 Полягошко, С. Творческое развитие ребёнка в условиях художественно-речевой деятельности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / С.Полягошко. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2016.
3 Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель развития ребёнка : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Ч. 3 / Г.А. Никашина. – Мозырь : «Белый ветер», 2008.
4 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования. 2019.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий