Сценарий творческого занятия для дошкольников старшей группы.
Елена ШИРЯЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 10 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Программные задачи:
– расширять представления детей о видах декоративно-прикладного искусства Беларуси: керамика, изделия из соломки, льна;
– развивать умение создавать предметные и декоративные изображения, аппликации, декорировать работу (роспись красками вылепленных изделий, умение изготавливать подделки изо льна, украшать формы предметов декоративной аппликацией);
– развивать внимание, мышление, воображение и фантазию, творческие способности, ловкость, координацию движений;
– воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству Беларуси, уважение и бережное отношение к труду народных мастеров.
Материал и оборудование: изделия из соломки, глины, льна, льняные мешочки-обереги, фишки золотистого, коричневого и серого цветов, геометрические фигуры, вырезанные из соломы, формы ложек, тарелок, горшков и кувшина из плотного картона, клей ПВА, кисточки, тряпочки, готовые глиняные изделия (птички) для росписи, краски, льняная ткань, тесьма, нитки, вата по количеству детей.
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси, фотографий и иллюстраций по теме, беседы с детьми о белорусских ремёслах, чтение художественных произведений, пословиц и поговорок, заучивание стихотворений по теме, изобразительная деятельность в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.
Ход занятия
Воспитатель звонит колокольчиком, приглашает детей на занятие.
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга. Становитесь в круг и повторяйте за мной.
Дети становятся в круг и повторяют за воспитателем слова и движения.
Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам мы, не тая:
Это все мои друзья!
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами хорошие, добрые и верные друзья, которые живут в такой прекрасной и замечательной стране с очень красивым названием. Как называется она? (Беларусь.)
Мы с вами живём в Республике Беларусь. Я открою вам секрет, что издавна в Беларуси жили трудолюбивые и старательные люди, которым очень нравилось мастерить. У них получались чудесные, неповторимые изделия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и многое другое. Их называли народными умельцами или мастерами. Каких народных мастеров вы знаете? Чем они занимаются? (Бондари делают деревянную посуду: бочки, кадки, дежки, ковшики; кузнецы изготавливают предметы из железа; гончары лепят изделия из глины: горшки, кувшины, детские игрушки; ткачи изготавливают ткань из нитей на ткацком станке; вышивальщицы украшают ткани узорами.)
Воспитатель: Ещё в нашей стране можно встретить мастеров, которые изготавливают плетёные изделия из лозы, соломки, лыка, занимаются резьбой по дереву, вытинанкой. Часто о таких людях говорят, что у них золотые руки. Как вы думаете, почему их так называют? (Они умеют делать красивые изделия, у них хорошо получается мастерить. Они удивляют всех своей работой.)
Воспитатель: А ещё, я думаю, о таких людях говорят так потому, что они могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи. Изделия белорусских мастеров привлекают гостей и ценителей со всего мира. Как вы думаете, какими должны быть мастера? (Трудолюбивые, внимательные, ловкие, аккуратные.)
Давайте вместе вспомним, какие мы учили пословицы о труде? (Мастера по работе видно. Умелые руки не знают скуки.)
А вы хотели бы посмотреть на изделия белорусских умельцев? (Ответы детей.). Могу вам в этом помочь. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Рада приветствовать вас на выставке изделий белорусских мастеров. Все эти прекрасные вещи, с которыми вы сегодня познакомитесь, сделаны с большой любовью умелыми руками. Подходите, пожалуйста, поближе, чтобы лучше рассмотреть их. (Дети с воспитателем подходят к изделиям из соломки).
Воспитатель: Ребята, мы с вами в мастерской «Золотая соломинка». Как вы думаете, почему она так называется? (Все изделия сделаны из соломки или украшены ею.). Изготовление изделий из соломки – очень древнее белорусское ремесло. С давних времён человек ценил не только хлебный колос, но и его стебель – солому. Какие изделия вам здесь знакомы? (Ответы детей.)
Игра «Укрась предмет словом»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на соломенные изделия. Давайте «подарим» им красивые слова. Для меня соломенные изделия красивые, а для вас они какие? (Чудесные, лёгкие, золотистые, солнечные, блестящие, жёлтые, тёплые, волшебные, необыкновенные, нежные, хрупкие.) Молодцы, ребята!
Дыхательная гимнастика с соломенным пауком
Воспитатель: Раньше в сельских избах на потолок вешали соломенного паука. Считалось, что он оберегает семью от всяческих бед. Давайте на него подуем! (Дети дуют на паучка.)
Воспитатель: А сейчас приглашаю вас в следующую мастерскую «Глиняная копилка». Как вы думаете, почему она так называется? (Все изделия, которые здесь находятся, сделаны из глины.)
Поскольку в Беларуси глины было много, то из неё мастера-гончары лепили разнообразные фигурки людей, животных, птиц для украшения интерьера, делали посуду, красивую плитку, детские игрушки и музыкальные инструменты. Какие изделия из глины вы здесь видите? (Ответы детей.) Ребята, хотите узнать, какой путь проходит глина, чтобы стать тарелкой, кувшином или кружкой? (Да.)
Гончар сидит за верстаком
И мнёт руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской…
А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.
Теперь горшок пора обжечь, –
И в первый раз идёт он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши. (С. Маршак)
Воспитатель: Приглашаю вас в следующую мастерскую «Льняные чудеса». Я думаю, что вы догадались, почему она так называется? Лён – это растение, из которого люди уже давно научились ткать одежду. Льняная одежда очень прочная. В народе говорят: «Кто в лён одет – проживёт сто лет». Носить льняную одежду полезно для здоровья. В такой одежде летом прохладно, а зимой тепло. Лён убивает микробы, инфекции, способствует заживлению ран. Давайте рассмотрим предметы из льна! (Показывает предметы, дети называют их.)
Ребята, а сейчас давайте поиграем!
Физминутка – белорусская народная игра «Горлачики»
Воспитатель: Ребята, возьмите себе на память эти обереги: небольшие льняные мешочки, которые наполнены льняным семенем. И перевязаны льняными нитками, пусть они оберегают вас от бед и болезней. (Детям раздают льняные обереги.). Вот мы с вами и совершили путешествие в мир удивительных мастеров и умельцев.
Воспитатель: Сейчас приглашаю вас в «Художественную мастерскую», где вы своими руками попробуете изготовить изделия из глины, соломки и льна, а я вам в этом помогу. Посмотрите, сколько здесь всего интересного! (Дети рассматривают материалы, лежащие на столах.) Подойдите ко мне и выберите себе фишку любого цвета. (Дети делают выбор из фишек золотистого, коричневого и серого цвета.) Теперь присаживайтесь за стол, который имеет такое цветовое обозначение, что и ваша фишка. Сейчас вы превратитесь в мастеров и приступите к работе. Я думаю, что вы, рассмотрев материалы, которые разложены у вас на столах, догадались, какие изделия каждый из вас будет мастерить? Я уверена, что вы справитесь. А ещё помощником для вас будет музыка. Музыка и песни всегда сопровождали труд народных мастеров.
Дети (под музыку в исполнении оркестра белорусских народных инструментов) приступают к работе в подгруппах:
– те, кто выбрал золотистые фишки, составляют узор из готовых геометрических фигур из соломы и украшают этим узором различные предметы из плотного картона;
– дети, которые выбрали коричневые фишки, работают с глиной: расписывают красками уже готовые глиняные изделия (птичек);
– дети, которые выбрали серые фишки, из льняной ткани изготавливают куколки-обереги.
Воспитатель: Ребята, вы закончили мастерить и сейчас мы организуем выставку «Чудеса своими руками».
Дети расставляют свои подделки и рассматривают их.
Что я вижу? Что за чудо?
Сколько радости вокруг?
Очень, дети, всё красиво!
Аж захватывает дух!
Воспитатель: Сейчас, ребята и уважаемые взрослые, у меня в лоточке возьмите по одному сердечку и подарите его понравившейся вам поделке. (Выполняют задание. Далее воспитатель спрашивает у детей, какой поделке они подарили сердечко и почему).
Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня очень старались. Поделки ваши получились яркими, красивыми, необычными. Теперь я смело могу сказать, что у вас умелые руки.
А сейчас, ребята, давайте вместе сделаем «салют дружбы» (Дети ставят кулачки один на другой и подбрасывают вверх).