Лингвистический квест «Лингволенд» для учащихся 6–8-х классов  

- 12:36II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Лингвистический квест «Лингволенд» позволит участникам вспомнить фразеологизмы, архаизмы, разделы языкознания и многое другое.

Екатерина ПОЛЯКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Каменский детский сад – средняя школа Кормянского района»,
Гомельская область

dolinceva@mail.ru

 

 

 

 

Вид воспитательной деятельности: интеллектуально-познавательная деятельность.

Цели:

обучающие:

– актуализировать теоретические и практические знания по русскому языку;
– формировать общенаучные компетенции по предмету за курс 5–7-х классов;
– формировать навык работы в группах;

развивающие:

– способствовать развитию у учащихся творческих интересов; развивать логическое мышление;
– развивать память и внимание у школьников; 
– способствовать расширению общего интеллектуального кругозора учащихся;

воспитательные:

– воспитывать у школьников уверенность в своих силах, волю к победе;
– воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка;
– стимулировать самостоятельность у учащихся.


Оборудование: портреты лингвистов; раздаточный материал (карточки заданий); маршрутная карта; дипломы.

 

План мероприятия

1 Вступительное слово учителя
2 Основная часть

1-й тур. Архаизмы
2-й тур. Яркие фразеологизмы
3-й тур. Народная мудрость
4-й тур. Хитрые морфемы
5-й тур. Мозговой штурм
6-й тур. Детективы
7-й тур. Анаграммы
8-й тур. Конкурс капитанов – крестики-нолики

3 Рефлексия
4 Заключительное слово учителя.

 

Ход мероприятия

1 Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами проведем лингвистический квест «Лингволенд». Мы вспомним фразеологизмы, архаизмы, разделы языкознания и многое другое. Вы проявите свою эрудицию и смекалку.

Вам, участникам квеста, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по русскому языку, а также напрячь свое воображение и память, чтобы стать победителем.

Так как у нас квест, то за каждое выполненное задание вы будете получать часть послания, которое вам завещали известные лингвисты.

Вот правила нашего квеста:

 – «Лингволенд» состоит из 8 туров.
– За каждое задание можно получить максимальное количество баллов равное 10.
– В конце нашего мероприятия баллы будут подсчитаны, после чего жюри огласит победителя.
– На каждое задание отводится определенное количество времени, команда, которая не успела выполнить задание, проигрывает в туре.

Я хочу представить вашему вниманию наше замечательное жюри, которое определит команду-победителя лингвистического квеста.

 

Лист подсчета баллов

Название тура    
Архаизмы    
Яркие фразеологизмы    
Народная мудрость    
Хитрые морфемы    
Детективы    
Мозговой штурм    
Анаграммы    
Словосоставители    
Конкурс капитанов    

Итак, правила вам понятны? Тогда мы начинаем!

Я попрошу от каждой команды выделить капитана, который сразится в последнем туре. Капитаны, дайте, пожалуйста, название своим командам, касающееся русского языка и литературы.

 

2 Основная часть

1-й тур. Архаизмы

Команды получают карточки с заданиями, где на одних указаны архаизмы, а на других – современное значение.

Задание: Сопоставить архаизм и его произведение, т.е. найти пару. За каждую правильную пару – 1 балл. Максимальное количество баллов – 11.

вежды веки
чело лоб
око глаз
ланита щека
уста губы
выя шея
рамена плечи
длань ладонь
перст палец
душегрея жилет
убрус платок

 

2-й тур. Яркий фразеологизм

Каждая команда получает по 10 картинок, на которых изображены фразеологизмы. За каждую правильную пару – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Задание: расшифровать фразеологизм и объяснить его значение.

1) Бесплатный сыр – приманка, заманивающая в ловушку.
2) Вертеться как белка в колесе – иметь много хлопот.
3) Божий одуванчик – о тихом, бесконфликтном человеке.
4) Мотать на ус – запомнить навсегда.
5) Лебединая песня – прощальная, последняя песня.
6) Шут гороховый – пустой, глупый человек.
7) Вилами по воде писать – о неподтвержденных данных.
8) Буря в стакане – большие волнения по ничтожному поводу.
9) Два сапога пара – очень похожие друг на друга, стоят друг друга.
10) Как две капли воды – похожи, неотличимы.
11) Семь пятниц на неделе – менять часто решения.
12) Уши развесить – слушать с чрезмерным увлечением.
13) Кот в мешке – нечто неизвестное.
14) Глаза разбегаются – большой выбор.
15) Больной вопрос – вопрос, не дающий покоя собеседнику.
16) В ногах правды нет – приглашение сесть.
17) Держать в ежовых рукавицах – держать в строгости.
18) Рот на замок – молчать, хранить тайну.
19) Метать бисер перед свиньями – совершать бесполезное действие.
20) Крокодильи слезы – неискреннее сожаление, сострадание.

 

3-й тур. Народная мудрость

Учащимся даны карточки с цифровым кодом, на которых зашифрована пословица о русском языке.

Задача каждой команды: расшифровать код и прочитать пословицу. Чья команда быстрее и правильнее справится с заданием, та и победила.

2, 6, 9; 18, 21, 19, 19, 12, 16, 4, 16; 33, 9, 29, 12, 1; 15, 6;  19, 12, 16, 13, 16, 20, 10, 26, 30; 10; 19, 1, 17, 16, 4, 1.
(Без русского языка не сколотишь и сапога).

2, 6, 9; 18, 21, 19, 19, 12, 16, 4, 16; 33, 9, 29, 12, 1; 15, 6; 16, 5, 16, 13, 6, 6, 26, 30; 19, 1, 14, 16, 4, 16; 16, 17, 1, 19, 15, 16, 4, 16; 3, 18, 1, 4, 1.
(Без русского языка не одолеешь самого опасного врага).

 

4-й тур. Хитрые морфемы

Команды получают карточки с морфемами, составленными в предложение.

Задача каждой команды: расшифровать предложение и зачитать его.

Ценить, любить, язык, и, русский!

 

5-й тур. Мозговой штурм

Участники получают карточку с заданием о теории языка. Каждая команда должна сопоставить раздел языкознания и его значение. Каждый правильный ответ приносит 1 балл.

 

1

Фонетика

А

Изучает систему знаков препинания и правила их употребления

2

Лексика

Б

Изучает способы образования слов

3

Морфология

В

Изучает части речи (грамматические значения слов и их формы)

4

Синтаксис

Г

Изучает произносительные нормы языка

5

Пунктуация

Д

Изучает звуковой строй языка

6

Орфоэпия

Е

Изучает словосочетания и предложения

7

Словообразование

Ж

Изучает словарный состав языка, совокупность слов

          Ключ: 1 – д, 2 – ж, 3 – в, 4 – е, 5 – а, 6 – г, 7 – б.

 

Промежуточный подсчет баллов. Жюри оглашает количество баллов для команд.

 

6-й тур. Детективы

Команды получают по одному слову, из которого они должны составить слова. Чья команда больше составит слов за одну минуту, та и победила на данном этапе.

          ОДУШЕВЛЕННОСТЬ (Душа, лень, олень, душ, дуло, нос, сон, ноль, волос, весть, стол)

 

7-й тур. Анаграммы

Участникам предстоит решить анаграммы – переставить в слове буквы так, чтобы получилось нужное слово. За каждый правильный ответ – 1 балл.

влага глава
ангар нагар
волос слово
иголка логика
клоп полк
круча ручка
норма роман
пион пони
укор урок
фарш шарф

 

8-й тур. Конкурс капитанов – крестики-нолики

Капитаны получают игровое поле, где пропущены буквы в словах. Правило на правописание И, Ы после Ц. Участники по жребию втягивают букву, которую они будут вставлять в слова.

 

3 Рефлексия

Перед учениками лежат листочки, где нужно ответить на вопросы:

– Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
– Поделимся впечатлением о нашем мероприятии
– Мне было интересно…

 

4 Заключительное слово учителя. Подсчет баллов, вручение дипломов.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я надеюсь, оно вам было по душе, и вы вынесли для себя много интересного и полезного. Каждый из вас постарался на славу. У нас нет победителей и побежденных, вы все молодцы!!!

Берегите, любите, цените русский язык.

 

Ключ квеста: Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В.Белинский

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий