Лингвистический квест «Лингволенд» позволит участникам вспомнить фразеологизмы, архаизмы, разделы языкознания и многое другое.
Екатерина ПОЛЯКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Каменский детский сад – средняя школа Кормянского района»,
Гомельская область
dolinceva@mail.ru
Вид воспитательной деятельности: интеллектуально-познавательная деятельность.
Цели:
обучающие:
– актуализировать теоретические и практические знания по русскому языку;
– формировать общенаучные компетенции по предмету за курс 5–7-х классов;
– формировать навык работы в группах;
развивающие:
– способствовать развитию у учащихся творческих интересов; развивать логическое мышление;
– развивать память и внимание у школьников;
– способствовать расширению общего интеллектуального кругозора учащихся;
воспитательные:
– воспитывать у школьников уверенность в своих силах, волю к победе;
– воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка;
– стимулировать самостоятельность у учащихся.
Оборудование: портреты лингвистов; раздаточный материал (карточки заданий); маршрутная карта; дипломы.
План мероприятия
1 Вступительное слово учителя
2 Основная часть
1-й тур. Архаизмы
2-й тур. Яркие фразеологизмы
3-й тур. Народная мудрость
4-й тур. Хитрые морфемы
5-й тур. Мозговой штурм
6-й тур. Детективы
7-й тур. Анаграммы
8-й тур. Конкурс капитанов – крестики-нолики
3 Рефлексия
4 Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия
1 Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами проведем лингвистический квест «Лингволенд». Мы вспомним фразеологизмы, архаизмы, разделы языкознания и многое другое. Вы проявите свою эрудицию и смекалку.
Вам, участникам квеста, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по русскому языку, а также напрячь свое воображение и память, чтобы стать победителем.
Так как у нас квест, то за каждое выполненное задание вы будете получать часть послания, которое вам завещали известные лингвисты.
Вот правила нашего квеста:
– «Лингволенд» состоит из 8 туров.
– За каждое задание можно получить максимальное количество баллов равное 10.
– В конце нашего мероприятия баллы будут подсчитаны, после чего жюри огласит победителя.
– На каждое задание отводится определенное количество времени, команда, которая не успела выполнить задание, проигрывает в туре.
Я хочу представить вашему вниманию наше замечательное жюри, которое определит команду-победителя лингвистического квеста.
Лист подсчета баллов
Название тура | ||
Архаизмы | ||
Яркие фразеологизмы | ||
Народная мудрость | ||
Хитрые морфемы | ||
Детективы | ||
Мозговой штурм | ||
Анаграммы | ||
Словосоставители | ||
Конкурс капитанов |
Итак, правила вам понятны? Тогда мы начинаем!
Я попрошу от каждой команды выделить капитана, который сразится в последнем туре. Капитаны, дайте, пожалуйста, название своим командам, касающееся русского языка и литературы.
2 Основная часть
1-й тур. Архаизмы
Команды получают карточки с заданиями, где на одних указаны архаизмы, а на других – современное значение.
Задание: Сопоставить архаизм и его произведение, т.е. найти пару. За каждую правильную пару – 1 балл. Максимальное количество баллов – 11.
вежды | веки |
чело | лоб |
око | глаз |
ланита | щека |
уста | губы |
выя | шея |
рамена | плечи |
длань | ладонь |
перст | палец |
душегрея | жилет |
убрус | платок |
2-й тур. Яркий фразеологизм
Каждая команда получает по 10 картинок, на которых изображены фразеологизмы. За каждую правильную пару – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Задание: расшифровать фразеологизм и объяснить его значение.
1) Бесплатный сыр – приманка, заманивающая в ловушку.
2) Вертеться как белка в колесе – иметь много хлопот.
3) Божий одуванчик – о тихом, бесконфликтном человеке.
4) Мотать на ус – запомнить навсегда.
5) Лебединая песня – прощальная, последняя песня.
6) Шут гороховый – пустой, глупый человек.
7) Вилами по воде писать – о неподтвержденных данных.
8) Буря в стакане – большие волнения по ничтожному поводу.
9) Два сапога пара – очень похожие друг на друга, стоят друг друга.
10) Как две капли воды – похожи, неотличимы.
11) Семь пятниц на неделе – менять часто решения.
12) Уши развесить – слушать с чрезмерным увлечением.
13) Кот в мешке – нечто неизвестное.
14) Глаза разбегаются – большой выбор.
15) Больной вопрос – вопрос, не дающий покоя собеседнику.
16) В ногах правды нет – приглашение сесть.
17) Держать в ежовых рукавицах – держать в строгости.
18) Рот на замок – молчать, хранить тайну.
19) Метать бисер перед свиньями – совершать бесполезное действие.
20) Крокодильи слезы – неискреннее сожаление, сострадание.
3-й тур. Народная мудрость
Учащимся даны карточки с цифровым кодом, на которых зашифрована пословица о русском языке.
Задача каждой команды: расшифровать код и прочитать пословицу. Чья команда быстрее и правильнее справится с заданием, та и победила.
2, 6, 9; 18, 21, 19, 19, 12, 16, 4, 16; 33, 9, 29, 12, 1; 15, 6; 19, 12, 16, 13, 16, 20, 10, 26, 30; 10; 19, 1, 17, 16, 4, 1.
(Без русского языка не сколотишь и сапога).
2, 6, 9; 18, 21, 19, 19, 12, 16, 4, 16; 33, 9, 29, 12, 1; 15, 6; 16, 5, 16, 13, 6, 6, 26, 30; 19, 1, 14, 16, 4, 16; 16, 17, 1, 19, 15, 16, 4, 16; 3, 18, 1, 4, 1.
(Без русского языка не одолеешь самого опасного врага).
4-й тур. Хитрые морфемы
Команды получают карточки с морфемами, составленными в предложение.
Задача каждой команды: расшифровать предложение и зачитать его.
Ценить, любить, язык, и, русский!
5-й тур. Мозговой штурм
Участники получают карточку с заданием о теории языка. Каждая команда должна сопоставить раздел языкознания и его значение. Каждый правильный ответ приносит 1 балл.
1 |
Фонетика |
А |
Изучает систему знаков препинания и правила их употребления |
2 |
Лексика |
Б |
Изучает способы образования слов |
3 |
Морфология |
В |
Изучает части речи (грамматические значения слов и их формы) |
4 |
Синтаксис |
Г |
Изучает произносительные нормы языка |
5 |
Пунктуация |
Д |
Изучает звуковой строй языка |
6 |
Орфоэпия |
Е |
Изучает словосочетания и предложения |
7 |
Словообразование |
Ж |
Изучает словарный состав языка, совокупность слов |
Ключ: 1 – д, 2 – ж, 3 – в, 4 – е, 5 – а, 6 – г, 7 – б.
Промежуточный подсчет баллов. Жюри оглашает количество баллов для команд.
6-й тур. Детективы
Команды получают по одному слову, из которого они должны составить слова. Чья команда больше составит слов за одну минуту, та и победила на данном этапе.
ОДУШЕВЛЕННОСТЬ (Душа, лень, олень, душ, дуло, нос, сон, ноль, волос, весть, стол)
7-й тур. Анаграммы
Участникам предстоит решить анаграммы – переставить в слове буквы так, чтобы получилось нужное слово. За каждый правильный ответ – 1 балл.
влага | глава |
ангар | нагар |
волос | слово |
иголка | логика |
клоп | полк |
круча | ручка |
норма | роман |
пион | пони |
укор | урок |
фарш | шарф |
8-й тур. Конкурс капитанов – крестики-нолики
Капитаны получают игровое поле, где пропущены буквы в словах. Правило на правописание И, Ы после Ц. Участники по жребию втягивают букву, которую они будут вставлять в слова.
3 Рефлексия
Перед учениками лежат листочки, где нужно ответить на вопросы:
– Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
– Поделимся впечатлением о нашем мероприятии
– Мне было интересно…
4 Заключительное слово учителя. Подсчет баллов, вручение дипломов.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я надеюсь, оно вам было по душе, и вы вынесли для себя много интересного и полезного. Каждый из вас постарался на славу. У нас нет победителей и побежденных, вы все молодцы!!!
Берегите, любите, цените русский язык.
Ключ квеста: Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В.Белинский