Природа Беларуси. Конспект интегрированного занятия для старшей группы (5–6 лет) по образовательным областям «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения»

- 10:12Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В работе представлен сценарий с дидактическими играми по образовательной области «Ребенок и природа»

 

Марина ЯНУШКЕВИЧ,
з
аместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

 

 

Программные задачи:

– расширять представления о природных и рукотворных объектах, об их особенностях и значении для человека;
– познакомить со значением слов «белокрылая», «синеокая»;
– развивать интерес к социальной действительности и родной природе;
– продолжать развивать умения образовывать прилагательные от существительных (клён – кленовый и др.);
– учиться использовать в речи рассуждения и объяснения, составлять словосочетания и сложные типы предложений;
– воспитывать познавательное и нравственное отношение к природе.

 

Материал: фонограмма песни «Васильковое небо» (муз. Е.Олейника, сл. А.Вавилова), фотоэкспозиция «Четыре окна» с изображением пейзажей белорусской природы в каждое время года, картинки с изображением природных сообществ (лес, луг, поле, парк, сад, огород), иллюстрации деревьев (ель, берёза, липа, черёмуха, рябина, клён), карта лесов Беларуси, картинка с изображением зелёно-жёлтого кленового листа, наглядно-игровые задания по количеству детей «Найди лист к дереву», «Природа и человек» , цветные карандаши.

 

Ход занятия

 Звучит фонограмма песни «Васильковое небо», муз. Е.Олейника, сл. А.Вавилова.

Воспитатель. Ребята, если посмотреть на Беларусь сверху, то она в большей части зелёная и синяя. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Природа Беларуси красивая, она богата зелёными полями, лесами, лугами, синими реками и озёрами, цветущим льном и васильками.

И в каждое время года она хороша по-своему. (Детям демонстрируются фотопейзажи белорусской природы в каждое время года).

Воспитатель. Послушайте стихотворение на белорусском языке поэта Аверьяна Деружинского “Поры года”.

Восень лісцямі жоўтымі сцелецца.
Завывае зіма мяцеліцай.
Як ручай, вясна гаманлівая.
Лета шэпча калоссямі з ніваю.

Воспитатель. В нашей родной природе есть что-то загадочное и волшебное. Посмотрите на эти пейзажи.

Скажите, что же загадочного в природе весной? (Ответы детей).
Скажите, что удивительного в природе летом? (Ответы детей).
Скажите, что интересного в природе осенью? (Ответы детей).
Скажите, что волшебного в природе зимой? (Ответы детей).

 

Игра «Что видишь?»

На мольберте картинки с изображением природных сообществ (лес, луг, поле, парк, сад, огород).

Воспитатель. Рассмотрите внимательно картинки, постарайтесь назвать природный объект и сказать, что там растёт.

Дети выполняют задание, составляют предложения, типа «Это лес, здесь растут деревья, кусты, ягоды, грибы».

Воспитатель. Лес – это главное природное богатство. Лесом называется большая часть земли с деревьями и различными растениями. В лесу живут разные звери, птицы, насекомые, растут деревья, кусты, травы, грибы и ягоды.

Может, вы знаете, как называется самый старый лес Беларуси? (Ответы детей).

Главный и самый древний лес Беларуси – Беловежская пуща, это очень интересный лес, где растут деревья редких видов. Он красив во все времена года. Это лучшее место для отдыха. А что он даёт людям? (Ответы детей).

Правильно, лес кормит нас орехами, грибами, ягодами. Он даёт нам строительный материал. В лесах растут ель и сосна, берёза и ясень, клён и липа, рябина и черёмуха.

Каждое дерево красивое и полезное по-своему: развесистая ёлка с шишками, белоствольная берёза, медоносная липа, душистая черёмуха, пылающая осенью красными ягодами рябина и жёлто-красный клён.

 

Игра-рассуждение «Скажи, почему?»

На мольберте воспитатель поочерёдно выставляет иллюстрации деревьев (ель, берёза, липа, черёмуха, рябина, клён).

Воспитатель. Вы слышали, к каждому дереву подобраны определённые слова, которые подчёркивают его особенность.

Объясните, почему ёлка развесистая? Какая ещё ёлка? (Ответы детей).
Объясните, почему берёза белоствольная? Какая ещё берёза? (Ответы детей).
Объясните, почему липа медоносная? Какая ещё липа? (Ответы детей).
Почему черёмуха душистая? Какая ещё черёмуха? (Ответы детей).
Почему рябина пылающая осенью? Какая ещё рябина? (Ответы детей).
Почему клён жёлто-красный? Какой ещё клён? (Ответы детей).

На мольберте размещена карта лесов Беларуси и картинка с изображением зелёно-жёлтого кленового листа.

Воспитатель. Многие считают, что карта Беларуси похожа на кленовый лист. Как вы считаете, похожи они? (Ответы детей). Да, похожи. Клён – одно из самых красивых деревьев, особенно осенью.

А ещё в Беларуси есть дерево-богатырь. Как вы думаете, какое это дерево? (Ответы детей). Да, это дуб. Как вы думаете, почему его назвали богатырь? (Ответы детей). Это дерево символизирует силу и мощность, надёжность и долголетие.

Послушайте отрывок из стихотворения Янки Купалы на белорусском языке.

Дуб, як цар, у кароне,
Аб нічым не дбае,
Ці то стогне бура,
Ці віхор гуляе.
На адным ён месцы
Днюе і начуе;
Многа казак знае,
Многа песень чуе…

 

Физкультминутка

Ты куды бяжыш, сцяжынка? (Дзеці бягуць на месцы).
У лясок, дзе журчыць вясёлы хуткі ручаёк (Паказваюць рукамі, як бяжыць ручаёк).
У ляску цяністым птушкі гнёзды ўюць (Махаюць рукамі).
І вадзіцу з ручайка ў спякоту п’юць (Паказваюць, як птушкі п’юць).
Не спяшайся так, сцяжынка, пачакай (Шагаюць на месцы).
І мяне вядзі ў лясок, у гэты гай (Разводзяць рукамі).
Буду я суніцы-ягады збіраць (Паказваюць, як збіраюць ягады),
А мне шэрая зязюля – кукаваць (Паказваюць, як слухаюць зязюлю). 
                                                                                        (А.Дзеружынскі)

 Наглядно-игровое задание «Найди лист к дереву»

Детям предлагаются листы бумаги с изображением деревьев (берёза, клён, дуб, липа, рябина, каштан) и изображений листьев к этим деревьям.

Воспитатель. Рассмотрите внимательно картинки, найдите к каждому дереву лист и соедините линией. Назовите дерево и его лист.

Дети выполняют задание. Составляют предложение «Это дерево называется клён, а это кленовый лист» и т.д.

Воспитатель. Природа – это не только лес, но ещё реки и озёра.

Назовите, какие реки вы знаете? (Ответы детей).

Крупные реки Беларуси – Неман, Припять, Сож, Щара, Днепр, Западная Двина. Реки поддерживают баланс на земле и уравновешивают её водный режим. Они своим течением переносят излишек воды с одной территории на другую, откуда она после испарения возвращается уже в виде дождя и снега.

Назовите, какие озёра вы знаете? (Ответы детей).

Крупные озёра Беларуси – Свитязь и Нарочь, также есть много малых озёр и водохранилищ. Озёра среди лесов и лугов украшают наш край, создают живописные пейзажи.

Какую пользу реки и озёра дают людям? (Ответы детей).

Реки и озёра кормят людей, там водятся лещ, судак, окунь, карась, линь и другие рыбы. Люди говорят, где вода, там всегда есть жизнь.

Беларусь называют синеокой. Почему? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

У людей разный цвет глаз: серые, карие, голубые. Если мы посмотрим на карту Беларуси, то увидим много синих пятен, это реки и озёра. Давно люди сравнили озёра с глазами, или как раньше говорили очи. Вот так из двух слов синие и очи появилось слово «синеокая». Повторите это слово.

Ещё Беларусь называют белокрылой. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Весной, когда оживает природа, прилетают первые птицы: грачи, скворцы, ласточки, светит солнце, небо становится голубым. И потом прилетают аисты, они летят друг за другом высоко в небе, широко размахивают крыльями. Люди смотрят вверх и видях белые крылья аистов. Вот так из двух слов белые и крылья появилось слово белокрылая. Повторите это слово.

 

Наглядно-игровое задание «Природа и человек»

Детям предлагаются листы бумаги с изображением различных природных и рукотворных объектов: дорога, лес, луг, поле, парк, здание, река, озеро, мост, сад, огород, болото, сквер.

Воспитатель. Посмотрите на эти изображения. Вам надо найти объекты, которые созданы природой, и обвести их зелёным карандашом.


Дети выполняют задание. Индивидуально проговаривают названия природных объектов: лес, луг, река, озеро, болото.

Воспитатель. Все остальные объекты создали люди, так, чтобы получить пользу для себя и сберечь красоту природы.

Для того чтобы природа была другом человека надо использовать все природные богатства разумно, не нарушать, не вредить, не уничтожать. Что значит беречь природные богатства? (Ответы детей).

 

Речевая игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие картинки вы не обвели, и расскажите про то, что создал человек. Какие это объекты и для чего они нужны человеку?

Дети выполняют задание. Составляют короткие рассказы про рукотворные объекты: дорога, поле, парк, здание, мост, сад, огород, сквер.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня на занятии?

Какие природные объекты вы запомнили? Про какие рукотворные объекты вы рассказывали? Почему Беларусь синеокая? Почему Беларусь белокрылая? Какие названия рек вы запомнили? Как называются крупные озёра Беларуси? Почему лес – это богатство Беларуси? (Ответы детей).

Воспитатель. Спасибо, вы большие молодцы.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий