Автор рассказывает о своем опыте использования на занятиях элементов психогимнастики.
Ольга ПЕТКЕВИЧ,
руководитель физического развития
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
В Сморгонском дошкольном центре развития ребенка на физкультурных занятиях с воспитанниками первого младшего и второго младшего дошкольного возраста широко используются элементы психогимнастики.
Важной проблемой в настоящее время является тревожность дошкольников, повышенное беспокойство, неуверенность, а также эмоциональная неустойчивость. Особенно, когда они впервые пришли в дошкольное учреждение. Поэтому, в своей работе я применяю элементы психогимнастики, которые позволяют развивать и корректировать различные стороны психики воспитанников.
Мои физкультурные занятия начинаются с общей разминки. Упражнения проводятся в игровой форме. Воспитанники представляют себя косолапыми мишками, котиками, веселыми зайчиками, ходящими на каблучках, играющими на барабанах, лошадками с высоким подниманием ног, птичками махающими крылышками, змейками, быстрыми обезьянками. При этом воспитанники сопровождают упражнения звуковыми эмоциями, жестами и мимикой.
Я описываю фактор действий, силу, темп, резкость и направляю внимание ребят на осознание и сравнение возникающих мышечных ощущений. Например: «Как высоко вы поднялись на каблучки? Как выросли детки! Вы чувствуете, как напряжены ваши ножки?»; «Как котики стоят на лапках, прогнув спинку, животики расслаблены? А сделали кругленькую спинку, животики втянули (спрятали)…» и т.д.
Так же выполняем упражнения с различными предметами: мяч – это колобок (только что из печи, на него можно подуть, остудить), которого воспитанники катят по дорожке, гимнастическая скамейка – мостик через реку (нужно пройти и не упасть), колючие мячи – это ежики, применяются для самомассажа, расслабления (катая их в ручках, по ножкам…).
В конце занятия провожу игры «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Лягушки-квакушки», «Дождик и солнышко» на закрепление положенного эффекта, чтобы привести детей в состояние эмоционального равновесия.
Применяю на занятиях, а в частности в играх, маски животных, которые воспитанники либо руководитель надевают на голову для сюжета игры, а также мягкие игрушки зверей, которые «приходят к нам в гости и присутствуют» на протяжении всего занятия.
Благодаря таким занятиям дети постепенно приобретают способность управлять работой своих мышц, психогимнастика помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость, преодолеть застенчивость и боязнь.