В материале описан опыт учителя-дефектолога использования элементов техники пластилинографии для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.
Анастасия АНДРЕЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 1 г. Чаусы»,
Могилевская область
Речь – это одна из самых сложноорганизованных функций человеческого мозга. С помощью речи происходит развитие важнейшего навыка в жизни каждого человека – общения. Благодаря общению человек обменивается информацией, учиться, развивается и социализируется в обществе.
В настоящее время можно наблюдать стремительное увеличение детей с тяжёлыми нарушениями речи, что приводит к трудностям при обучении их в школе. Поэтому проблема поиска методов, средств коррекции речи и их применения является актуальной.
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Выполняя различные упражнения руками, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму [4, с. 103].
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики у младших школьников являются занятия творческой деятельностью, а именно, работа с пластичными материалами.
Поэтому для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи я использую элементы техники пластилинографии.
Пластилинография (лепка из пластичных материалов) – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности [2, с. 48]. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.
В своей работе я использую элементы пластилинографии на разных этапах занятия.
1 Артикуляционная гимнастика
При её выполнении я прошу отщипнуть кусочек пластилина, затем сформировать шарик и осуществить сопутствующие динамические упражнения языка и рук. Например:
«Часики» – движение языка к уголкам рта и одновременное катание шарика вправо/влево между ладонями рук.
«Вкусное варенье» – облизывание языком верхней и нижней губы по кругу и одновременное прорисовывание круга шариком на ладони.
«Качели» – поднимание и опускание языка за верхними/нижними зубами и катание шарика между ладонями вверх-вниз.
«Барабан» – постукивание кончиком языка за верхними зубами и нажимание каждым пальчиком руки по шарику.
«Лошадка» – щёлканье языком и ритмичное сжимание кончиками пальцев пластилинового шарика сначала одной рукой, потом другой.
Эти упражнения позволяют не только подготовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков и слов, но и способствуют развитию координации движений, укреплению силы и дифференциации движений кистей рук.
2 Дыхательная гимнастика
«Футбол» – скатываем из пластилина шарик и два жгутика (для имитации ворот). Кладём «мяч», расставляем «ворота» на доску для лепки и дуем. Вдох должен осуществляться носом, а выдох – ртом.
«Гольф» – положить пластилиновый шарик на доску для лепки и дуть на него, загоняя в лунку.
Упражнения направлены на формирование силы и направленности выдоха, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
3 Этап изучения нового материала
– Развитие звуко-буквенного анализа слов: определение мягкости и твёрдости первого согласного в слове, определение последовательности звуков в словах. Здесь я даю задания для нахождения ошибок в правильности определения звукового оформления слова. Предлагаю картинку и звуковую схему её названия. Ребёнок старается найти неточность и расположить пластилиновые шарики в нужной последовательности. Прошу выстроить звуковой ряд из шариков и попросить найти картинку на доске, название которой соответствует данной схеме.
Также ребятам предлагаю поиграть в игру «Посмотри, запомни, разложи»: следует запомнить ритмический ряд из шариков разных цветов в течение 10 секунд. Затем дети воспроизводят этот ряд самостоятельно и после выполнения задания, опираясь на образец, ищут свои ошибки.
– Знакомство с буквами – лепка букв и превращение одних букв в другие. Упражнение способствует предупреждению развития оптической дисграфии.
– Деление слов на слоги – слепить столько кубиков или кружочков, сколько слогов в слове.
4 Закрепление изученного материала
На этом этапе я организую более продуктивную работу с использованием пластилинографии. В конце занятия предлагаю детям закрепить свои знания по пройденному материалу с помощью рисования мазками, пластилиновыми верёвочками и шариками картин по лексической тематике.
Применение этой технологии возможно, как на групповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях.
Следует помнить, что использование элементов пластилинографии в работе с учащимися с нарушениями речи не должно перегружать их. Это значит, что на всех этапах одного занятия нет необходимости использования пластилина. Так как процесс лепки может утомить ребенка и к концу занятия он будет не способен выполнить задание для закрепления (например, закрасить картинку пластилином соответствующего цвета). Поэтому при планировании занятий я стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребенка, для продуктивной коррекционной работы.
Пластилин – это кусочек фантастического мира ребенка, его внутреннего состояния. С помощью него он способен творить, развивать свои навыки и умения, обогащать и совершенствовать свой практический опыт работы с материалом. У ребёнка развиваются способности к воображению, творческому мышлению, улучшается психологическое состояние, и формируются навыки социального взаимодействия друг с другом. Дети больше общаются, обмениваются опытом своей работы с другими учащимися, развивают коммуникативные навыки и повышают свою самооценку. После таких занятий у детей появился интерес к лепке и некоторые из них стали посещать объединения по интересам по декоративно-прикладному творчеству.
Таким образом, использование элементов пластилинографии позволяет организовать занятия интересно, продуктивно и коррекционно направленно. Работа по исправлению речи и коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи с применением этой технологии сделала логопедический процесс продуктивным. Использование элементов описанной техники в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями считаю достаточно эффективным, так как это позволяет решать образовательные задачи, формировать интерес и положительное отношение к занятиям, выполнять функцию подготовки руки к письму, благотворно влияет на успешность обучения в школе.
Литература
1 Голицына Н.С. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М. : Скрипторий, 2006. – 110 с.
2 Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М. : Скрипторий, 2008. – 48 с.
3 Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.Б.Киселева. – СПб. :Речь, 2006. – 160 с.
4 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М.Кольцова. – М. : Сов. Россия, 1973. – 122 с.