М.Твен «Принц и нищий». История оборвыша Тома Кенти и принца Эдуарда. Урок русской литературы в 6-м классе

- 10:17Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

М.Твен «Принц и нищий». История оборвыша Тома Кенти и принца Эдуарда. Урок русской литературы в 6-м классе

Наталья ЛИС,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

Тема: М.Твен «Принц и нищий». История оборвыша Тома Кенти и принца Эдуарда.

Класс: 6-й.

Цели урока:

– содействовать развитию навыков анализа художественного произведения, способствовать развитию у учащихся образного мышления, развитию навыков выразительного чтения;
– создать условия для развития интереса к творчеству М.Твена;
– содействовать формированию способности к сопереживанию, осознанию психологии нищего мальчика и принца, наделённого властью; поразмышлять над нравственными качествами героев произведения.

Цели и задачи учащихся:

– в результате урока учащиеся будут знать основные вехи биографии и творчества М.Твена, историю оборвыша Тома Кенти и принца Эдуарда VI, познакомятся с картинами жизни Англии XVI века; будут уметь сопоставлять характеристики главных героев повести.

Оборудование: презентация к уроку.

Используемая технология: технология развития критического мышления

Презентация к уроку_М.Твен “Принц и нищий”

 

Ход урока

1 Организационный момент (эмоциональное введение в урок)

Я рада приветствовать вас на уроке русской литературы. Пусть он принесёт вам радость открытий, радость познания мира.

«Принц и нищий». Помните сюжет?

Сегодня принц, а завтра, может, нищий.
На том и держится весь старый свет,
Вся разница лишь в частоте отличий.

 

2 Стадия вызова

Могли ли в жизни произойти те необыкновенные события, о которых рассказал Марк Твен? В повести вы прочли о том, что в Англии около четырёхсот лет тому назад королём стал маленький оборвыш со Двора Отбросов, а принц Эдуард Шестой вдруг оказался за стенами своего великолепного дворца, без власти, без слуг. Разве был такой случай в истории Англии?               

 

3 Цель учителя на языке учащихся (актуализация знаний)

Сегодня на уроке вы узнаете интересные факты из истории Англии XVI века, сможете сравнить жизнь принца во дворце и жизнь маленького Тома со Двора Отбросов.

 

4 Знакомство с картинами жизни Англии и биографическими фактами жизни М.Твена (рассказ и презентация, подготовленные учащимися)

Ребята, давайте на несколько минут отправимся в старую Англию, где происходят необыкновенные события, и познакомимся с замечательным писателем Марком Твеном.

 

Слайд 1 (1 ученик)

В XVI веке Англией правила королевская династия Тюдоров. Генрих VIII, представитель этой династии, наиболее прославленный и образованный король, блестящая и одновременно страшная личность на английском троне. Генрих получил замечательное образование, был знатоком языков, литературы, неплохим музыкантом и композитором, участвовал в философских диспутах.

По характеру Генрих был тираном – невыносимым, деспотичным, мстительным, раздражительным, державшим своих приближенных в постоянном страхе. Однако он усилил единство королевства. Чтобы прославить свое имя, он постоянно строил королевские резиденции. В конце своего правления Генрих имел 55 дворцов. Лондон превратился в один из самых блестящих городов Европы. Служить при дворе английского короля желали известнейшие художники, скульпторы, писатели из Италии, Германии.

Слайд 2

Перед вами один из многочисленных дворцов короля Генриха VIII, сохранившийся до наших дней. В настоящее время он является национальным достоянием Англии. Королева Елизавета иногда проводила в нём свои знаменитые приёмы.

Слайд 3

Следующий английский король, Эдуард VI, продолжал реформирование церкви. Все службы осуществлялись на английском языке, были упрощены церковные обряды. По старинному преданию, именно Эдуард, будучи принцем, на время стал нищим бродягой.

Слайд 4

В истории старой Англии было множество чёрных страниц. Одна из них – законы против бродяг и нищих, издававшиеся Тюдорами. Они вводили жестокие наказания для людей, обвинённых в бродяжничестве. Пойманных бичевали, клеймили, отдавали в рабство – на время, а в случае попытки побега – и пожизненно, при третьей поимке вообще казнили. Если бы вы жили в Англии в XVI веке и были должны кому-то денег, то во избежание ареста за то, что вы не уплатили долги, вам следовало бы не выходить из дома: должника нельзя было арестовывать в его доме.

Слайд 5

За малейшую провинность человека жестоко наказывали.

Слайд 6

Казнь Англии была самым обычным делом.

За что могли казнить?
– за охоту на оленя;
– за кражу кроликов;
– за срубленное дерево на улице или в саду;
– за поджог стогов сена;
– за стрельбу по людям;
– за повреждение мостов на Темзе;
– за использование маскировки при грабеже (а именно – за вымазывание лица сажей);
– за пребывание в течение месяца с цыганами.

При этом уголовная ответственность наступала с 7 лет. Так, в 1814 году в один день казнили пятеро детей в возрасте от 7 до 14 лет, один из них украл пирожное, стоимостью в два пенни.

Слайд 7

В Англии тех времён богатые лорды разводили огромные стада овец, для чего нужны были обширные пастбища. В результате крестьян стали сгонять с земли. Участь безземельных крестьян была ужасна. «Овцы поедают людей», – сказал об этом известный писатель и философ того времени Томас Мор.

Учитель: Марк Твен написал повесть «Принц и нищий» в конце XIX века, но он так правдиво рассказал о жизни Англии в XVI веке. Разумеется, можно было бы рассказать и иначе, но Твен не был историком; и дело не только в том, что его повесть читать интереснее, чем учебник истории. В своей «легенде» писатель объясняет историю, высказывает свои мысли о прошлом и настоящем, учит вас, своих маленьких читателей, в чём истинное благородство и что такое справедливость.

Слайд 8

Отправляемся в Америку начала XIX века в город Ганнибал, расположенный на знаменитой реке Миссисипи.

Слайд 9

Тогда по ней ходили вот такие колёсные пароходы.

Слайд 10

Именно в этом доме жила семья судьи Клеменса, отца будущего писателя.

Слайд 11

Белое здание – это бывший офис отца Марка Твена – Джона Клеменса, который работал в Ганнибале юристом. Сейчас здесь располагается лекарственная лавка.

Слайд 12

Миссис Клеменс была хрупкой, но сильной духом женщиной. Она оказывала большое влияние на сына.

Слайд 13

У Клеменса было трое сыновей. Среднего из них звали Сэм. А точнее Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Родился он 30 ноября 1835 года. Это был умный, живой мальчик, неистощимый на выдумки и шалости.

Слайд 14

Клеменсы были небогатыми людьми. Когда умер отец, маленький Сэм должен был оставить школу, семью и искать заработка.

Сперва он скитался по стране и работал в типографиях больших городов наборщиком текстов. Но в своих самых дерзких мечтах Сэм, как и другие мальчишки из Ганнибала, видел себя у штурвала, ведущим большой двухтрубный пароход через пороги и перекаты Миссисипи.

Он поступил в ученики к одному из самых знаменитых лоцманов на реке и стал отважным водителем пароходов.

Слайд 15

Но Сэм не мог долго находиться на одном и том же месте. Он хотел всё увидеть и всё узнать. Он исколесил всю страну вдоль и поперёк: много лет общался с бродячими рабочими, с матросами на Миссисипи, был золотоискателем.

Слайд 16

Тогда же родилось его новое литературное имя (псевдоним) Марк Твен. Марк Твен – это старое выражение судоводителей с Миссисипи. «Марк твен!» (мерка-два) – кричит матрос, измерив глубину и убедившись, что она (глубина) позволяет судну пройти.

Слайд 17

Произведения Марка Твена в течение многих лет привлекали внимание всей страны. Он стал любимцем своих соотечественников. Скоро о Твене узнали и в других странах. Его книги перевели на многие языки. Повесть «Приключения Тома Сойера» была написана в 1876 году. Но её до сих пор с удовольствием читают дети в разных странах. По этой повести сняты художественные фильмы.

Слайд 18

Том Сойер и Гекльберри Финн – бессмертные герои Марка Твена.

Слайд 19

Умер писатель в 1910 году. В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы.

 

Оценивание учащихся

 

5 Приём «Ассоциация»

Ребята, какие ассоциации связаны у вас со словами «принц» и «нищий»? Давайте подберём синонимы к этим словам и запишем их в тетради.

Нищий
побирушка
попрошайка
бедный
Нищий – бедный, неимущий человек, часто живущий подаянием

Принц
сын короля
богатый
дворянин
Принц – титул члена королевского дома

 

6 Стадия размышления

А теперь пришло время поговорить о героях повести и попутешествовать по страницам книги.

Станица первая. Рождение Тома и рождение принца.

– Как в королевском дворце встретили новость о том, что на свет появился наследный принц Англии?

– Скажите, а была ли семья Тома рада его рождению? Давайте найдём и зачитаем этот отрывок.

Страница вторая. Детство мальчиков.

– Каким было детство принца Эдуарда?

– А как рос Том? Где и в каких условиях он жил?

Давайте найдём и зачитаем отрывки из текста. (Дом находился в вонючем тупике, жили они в убогой каморке. Только родители спали на небольшой узенькой кровати, Том же, его сёстры и бабка – на полу. Отец и бабка часто напивались и избивали детей. Они заставляли их просить милостыню, но сделать их воришками так и не смогли).

Страница третья. Два мальчика. Две грани жизни. Две судьбы.

Давайте послушаем стихотворение «Принц и нищий»

Принцессы, принцы, короли,
Все от людей произошли.
Судьба их ставит над толпой,
Корону дав над головой.

Не хуже их народ простой,
Он кормит королей едой.
Бедняк, который рано встанет,
Чтоб сытно жить могли дворяне.

Принц юный на коне гарцует,
Народ простой вокруг ликует.
Блеск, суета, и шум, и крик,
Принц к этим почестям привык.

А на другом конце Земли,
Мальчишка скачет весь в пыли.
Прут оседлав как будто лошадь,
Он нищий, но он счастлив тоже.

Мы с вами сравнили, в каких условиях находились оба мальчика. Один из них жил в роскоши, второй – в нищете. Однако, гораздо важнее, какими качествами они обладали. Как вам кажется, Том был несчастным ребёнком? (Находясь в этом страшном мире, мальчик не чувствовал себя несчастным, несмотря на нужду, голод и холод).

– Какое занятие было у тома самым любимым? (Он очень любил фантазировать).

– А откуда он черпал свои фантазии? (Из книг).

– Кто научил мальчика читать? (Старый священник).

– Кем он себя представлял? (Он представлял себя принцем, мечтал оказаться на его месте).

– Каким был принц Эдуард? (Капризным, равнодушным к судьбе народа).

– Как вёл себя Том, когда благодаря случайности, оказался на месте принца? Приведите примеры из текста. (Не разрешил казнить человека, оказался мудрее и человечнее министров и придворных).

– А принц, оказавшись на месте Тома, смог ли он поменяться и переосмыслить свою жизнь?

– Самым хорошим подтверждением всему, что вы сказали, являются слова Эдуарда в конце повести. Давайте найдём их и зачитаем (чтение отрывка в учебнике).

– Какие выводы сделали для себя Том и принц Эдуард?

Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным…
Принц понял, что надо любить свою страну, свой народ, заботиться о всех людях в государстве…
Надо издавать справедливые законы…

Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была своя крыша над головой, чтобы они не ложились спать голодными…
Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо…

 

7 Просмотр эпизодов из фильма «Принц и нищий»

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть эпизоды из фильма «Принц и нищий» (просмотр эпизодов).

Я думаю, что теперь многие захотят посмотреть фильм полностью.

 

8 Стадия осмысления

Давайте немного пофантазируем и представим, что у нас появилась возможность переписать некоторые страницы повести. Что бы вы хотели изменить в ней? Придумайте свои собственные законы жизни, законы, при которых бы одинаково счастливо жили и принцы, и нищие (дети работают под музыку).

 

Предполагаемые результаты:

– не убивать                – всем детям учиться
– не воровать              – каждому иметь свой дом
– не бить детей           – не врать
– жить по совести         и т.д.
– всем работать
– быть милосердными

Я с вами согласна: во все времена люди мечтали жить, руководствуясь именно такими законами. Кто-то из вас написал, что человеку необходимо быть милосердным. А как вы понимаете значение слова «милосердие»? Пока мы с вами поразмышляем над этим, один из учеников найдёт значение этого слова в толковом словаре. Кто сегодня будет «дежурным по словарю»? Ребята, так что же такое милосердие? Давайте сравним со словарём.

А теперь вернёмся к началу нашей повести и зачитаем слова, которыми она начинается?

О, в милосердии двойная благодать:
Блажен и тот, кто милует, и тот,
Кого он милует. Всего сильнее
Оно в руках у сильных; королям
Оно пристало больше, чем корона
          Шекспир, «Венецианский купец»

Эти слова Марк Твен позаимствовал у Шекспира. В чём их суть?

Милосердие должно быть основным качеством любого правителя, милосердие стало основным качеством короля Эдуарда – самого доброго и справедливого короля в истории Англии. Он сам познал, что значит унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая добро, человек не менее счастлив, чем тот, для кого добро делается. Именно поэтому в «милосердии двойная благодать».

Милосердию как замечательному человеческому качеству Твен посвятил повесть «Принц и нищий».

Давайте зачитаем слова, которыми заканчивается повесть.

 

9 Викторина (Приложение)

А теперь я предлагаю ответить вам на вопросы викторины. Работать вы будете в парах, за каждый правильный ответ получите два балла.

 

10 Оценивание и рефлексия

Выставление отметок за работу на уроке.

Закончим наш урок, продолжив предложение:

Я не знал ……., но я узнал ……. .

 

11 Домашнее задание

Подготовить устный ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Принц и нищий»? Выполнить задание 2 рубрики «Обобщаем наблюдения и впечатления».

 

 

Приложение

Викторина по повести «Принц и нищий»

Вопрос Ответ Количество баллов
1 В каком городе и в каком веке происходят события в повести?    
2 В бедной семье родился мальчик по имени…    
3 Опишите, какими были его родители?    
4 Как назывался двор, где жил нищий мальчик?    
5 Чему научил мальчика священник?    
6 Сколько братьев и сестёр было у бедного мальчика, как их звали?    
7 Что больше всего любил делать нищий?    
8 В семье Тюдоров в один день с Томом родился принц Уэльский по имени…    
9 Какая страшная весть пошла гулять по дворцу, когда на месте принца оказался нищий?    
10 Чем заканчивается повесть?    

За каждый верный ответ вы получаете 2 балла; за каждый неверный ответ вы получаете 0 баллов.

Вы заработали  ________ баллов.

Укажите ваши имя и фамилию________________________________.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий