В материале представлен сценарий познавательной прогулки.
Елена ШИРЯЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 10 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель: дать представление об изменениях в природе ранней осенью.
Программные задачи:
– уточнить и закрепить приметы ранней осени;
– развивать наблюдательность;
– закрепить знания о деревьях осенью (берёзе, рябине, дубе, клёне);
– формировать знания детей о правилах поведения на дороге;
– воспитывать бережное отношение к природе, богатству родного края.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, послушайте мою загадку:
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем как дважды два –
Пришла … (осенняя пора.)
Воспитатель: А хотите посмотреть, какой красивый наш город осенью? (Да).
Воспитатель: Тогда мы сегодня отправимся на экскурсию по нашему городу. Давайте вспомним правила дорожного движения. На какой сигнал светофора мы будем переходить дорогу? (На зелёный).
Воспитатель: Правильно. Если нет светофора, где мы будем переходить дорогу? (По зебре). Молодцы! Как мы будем вести себя на улице, когда будем путешествовать. (Идти тихо. Здороваться со знакомыми людьми) Хорошо. Тогда в путь. (По дороге в парк уточняю название улиц города, достопримечательности. В парке читаю стихотворение Ирины Аржанниковой)
И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли…
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты.
Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч…
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
Скажите, а какое сейчас время года? (Осень). Назовите по порядку осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Ребята, какими красками можно нарисовать осень? (Жёлтыми, зелёными, красными, золотыми).
Воспитатель: Правильно. А, как можно сказать, про осень? (Красивая, золотая, багряная, щедрая, богатая, солнечная)
Воспитатель: Молодцы! А какие ещё природные явления бывают осенью? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня для вас есть еще несколько загадок!
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок (Туман).
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь (Ветер).
Серебряные нити
В ладони ловите (Дождь).
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что осенью слышно меньше птиц, чем летом? Как думаете, почему? (Потому что многие из них улетели в теплые края).
Воспитатель: А вы можете назвать перелетных птиц? (Гуси, журавли, ласточки, аисты и т.д.).
Воспитатель: А почему они улетели? (Им зимой нечем кормиться).
Воспитатель: Давайте, обратим внимание на деревья, какого цвета стали листья стали на деревьях? (Разноцветными). Посмотрите, ребята, сколько листьев уже опало с деревьев. А, как называется явление, когда падают листья?
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «К названному дереву беги».
Ребята, послушайте правила. Сейчас я загадаю какое-то дерево, а вы по описанию должны его отгадать и подбежать к нему.
У этого дерева красивые листья жёлтого цвета. Ствол белый (Берёза).
У этого дерева есть маленькие грозди красных ягодок (Рябина).
У этого дерева листик, как ладошка (Клён).
Это дерево очень любят пчёлы (Липа).
У этого дерева толстый ствол, резные листья (Дуб).
Воспитатель: Как можно описать погоду сегодня? (Ясная, тёплая, солнечная).
Давайте поиграем в игру «Какая бывает погода осенью?»
Когда на улице холодно – холодная;
когда идет дождь – дождливая;
когда светит солнце – солнечная;
когда дует ветер – ветреная;
когда пасмурно – пасмурная;
когда сыро – сырая;
когда хмуро – хмурая;
когда ясно – ясная;
когда тепло – тёплая;
когда сухо – сухая;
когда тихо – тихая.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас собрать самые красивые листочки, потом мы в группе из них все вместе сделаем красивую осеннюю поделку. Как много красивых листочков вы собрали! Молодцы! Во второй половине дня делаем осенние поделки!