Друзья спешат на помощь. Конспект занятия в форме квест-игры для детей старшей группы (от 5 до 7 лет) по образовательной области «Ребенок и природа»

- 13:32Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий квест-игры по образовательной области «Ребенок и природа»

Вероника МАТЯС,
воспитатель дошкольного образования

ГУО «Ясли-сад № 9 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– продолжать формировать представления о природных ресурсах, нужных человеку (воде, солнечной энергии, энергии ветра, газе), и необходимости их бережного использования;
– развивать умения замечать объекты и явления неживой природы, их свойства в природе и в обыденной жизни: вода (агрегатные состояния воды – жидкое, твёрдое, газообразное); воздух (свежий, холодный, тёплый, влажный); ветер; свет (источники света, солнце);
– воспитывать эстетическое отношение к природе и ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

 

Оборудование: мяч с цифрой 1, конверт с письмом от Экоши, демонстрационные картинки с изображением гор, воды, земли, человека, животных; карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (льда, снега, сосульки, воды в стакане, пара, реки, бассейна и другие); карточки на тему «Как сэкономить воду»; картинки свечи, фонарика, электрической лампочки; картинки для дидактической игры «Раздели на группы» (огонь, шарф, одеяло, батарея, валенки, печь, шуба, обогреватель, шапка, камин, варежки, солнце, свитер, луна, носки, солнечные батареи); сюжетные картинки по теме «Как сэкономить газ», «Как сэкономить дома тепло».

 

Ход занятия

 

Воспитатель и дети становятся в круг.

Воспитатель:

Утром солнышко проснулось, потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло, всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг: слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло письмо. Интересно, от кого же оно, как вы думаете? (Обращает внимание детей на след веточки листьев на конверте). (Ответы детей)

Воспитатель: А письмо-то, ребята, от Экоши! Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

«Здравствуйте дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. Двигайтесь строго по инструкции. Удачи вам».

Воспитатель: Ребята, для того чтобы мы нашли сюрприз, Экоша начертил для нас карту. Но по пути он встретил Злошу. Злоша разорвал карту и кусочки спрятал в конверты. Все конверты пронумерованы и спрятаны у нас в группе. Чтобы собрать карту и узнать, где находится сюрприз, необходимо выполнить задания. Вы готовы? (Да!)

Задания нужно выполнять обязательно по порядку. Как вы думаете, с какой цифры мы начнём? (Один). Встаньте лицом к зеркалу. В правом углу у окна что-то лежит. Что вы нашли? (Мячи). Посмотрите, ребята, на одном мяче нарисована цифра 1, наверное, там и расположен конверт № 1.

Воспитатель открывает конверт № 1 и находит в нем картинки с изображением гор, воды, земли, человека, животных.

Воспитатель: Задание № 1. Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы. Ребята, что нарисовано на картинках? (Горы, вода, земля, человек, животные). Как мы можем назвать все это одним словом? (Ответы детей). Правильно, все это природа, природные ресурсы. Что мы получаем благодаря природным ресурсам? (Воду, свет, тепло, газ). Совершенно верно! Вы ответили на вопросы, за это вы получаете часть карты.

Воспитатель достает из конверта часть карты, на обороте которой нарисована цифра 2, и вместе с детьми в группе находит конверт с цифрой 2.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе посмотрим, что во втором конверте.

В конверте – карточки с изображением воды: лед, снег, сосульки, вода в стакане, пар, реки, бассейн и другие. Дети рассматривают изображения и выясняют, что их объединяет вода.

Воспитатель: Что такое вода? (Это жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, формы, цвета). Ребята, напомните мне, в каком виде бывает вода? (Жидком, твёрдом, газообразном). Давайте распределим карточки к каждому из этих состояний воды (Дети раскладывают карточки в соответствии с агрегатным состоянием воды). Где в природе встречается вода, где её можно увидеть? (В реках, озёрах, морях, лужах, ледниках на полюсах) Ребята, кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.) Всякая ли вода пригодна для нужд человека? (Человеку необходима только чистая вода) Как получают чистую воду для города? (Воду очищают на специальных станциях). Вспомните, как очищают воду? (Воду отстаивают, пропускают через фильтры, чтобы частицы грязи и вредных веществ задержались).

 

Игровое упражнение «Учимся беречь и экономить воду»

На столе лежат перевёрнутые карточки. Каждый ребенок берет карточку и продолжает предложение

«Чтобы сократить потери воды необходимо …»

– плотно закрывать кран;
– если кран неисправен, сразу сообщить взрослым и отремонтировать его;
– при мытье рук и умывании контролировать напор воды;
– во время чистки зубов полоскать рот из стаканчиков;
– мыть овощи и фрукты под струёй воды малого напора;
– мыться в душе, а не в ванной;
– использовать воду повторно;
– не выбрасывать мусор в водоёмы.

Воспитатель: Умницы. За правильные ответы вы получаете еще часть карты. Воспитатель достает из конверта часть карты, на обороте которой нарисована цифра 3, и вместе с детьми в группе находит конверт с цифрой 3. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Открываем конверт с цифрой 3, а тут у нас новые задания. Ребята отгадайте загадку:

Что на свете расцветает и теплом всех согревает? (Солнце)
Что такое солнце? (Солнце – это звезда)
Что даёт нам солнце? (Солнце – это главный источник тепла и света) Воспитатель показывает детям картинки свечи, фонарика, электрической лампочки.

Ребята, что это за предметы? (Эти предметы, как и солнце, источники света, но искусственные).

Какие ещё бывают источники света? (Луна, костёр).

Как человек использует солнечную энергию? (Солнечная энергия дает возможность отапливать дома с помощью солнечных батарей, мы загораем на солнце; солнечная энергия обогревает теплицы).

 

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Воспитатель предлагает детям разложить картинки, на которых изображены огонь, шарф, одеяло, батарея, валенки, печь, шуба, обогреватель, шапка, камин, варежки, солнце, свитер, луна, носки, солнечные батареи на две группы: что согревает человека и что сохраняет тепло.

 

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание, за это получаете еще одну часть карты.

Воспитатель достает из конверта часть карты, на обороте которой нарисована цифра 4, и вместе с детьми в группе находит конверт с цифрой 4.

Воспитатель: Но прежде предлагаю вам немного отдохнуть.

 

Физкультминутка «Музыкальная»

 

Воспитатель: Ребята, прежде чем открыть конверт, скажите, что такое воздух? (Воздух – это бесцветный, невидимый, прозрачный газ, он состоит из кислорода и других элементов, которыми мы дышим). Ребята, кому и для чего нужен воздух? (Людям, растениям и животным, для того чтобы дышать кислородом, без него погибли бы). В какую погоду мы можем почувствовать воздух? (В ветреную погоду) Ребят, скажите, какой бывает воздух? (Свежий, холодный, тёплый, влажный) Когда мы можем почувствовать свежий воздух? (Открыть окно в комнате). А холодный воздух? (Открыть морозильную камеру). А тёплый воздух? (Выйти летом в жаркую погоду на улицу). Влажный воздух? (После дождя, грозы). Как вы думаете, где легче дышится и почему? (На природе в лесу, на лугу, у реки) А в какое время года мы можем увидеть воздух? (Зимой, изо рта выходит пар).

Воспитатель открывает конверт № 4 и предлагает выполнить задание – из предложенных карточек выбрать те, на которых изображено, что необходимо делать, чтобы сохранить тёплый воздух в комнате.

Воспитатель: Правильно, необходимо утеплять окна, закрывать плотно дверь, ставить стеклопакеты, не закрывать шторами батареи. Вы правильно выполнили задание, за это получаете еще одну часть карты.

Воспитатель достает из конверта часть карты, на обороте которой нарисована цифра 5, и вместе с детьми в группе находит конверт с цифрой 5

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем! Становитесь в круг, я буду бросать мяч, а тот, кто его поймает, должен продолжить предложение: «Чтобы воздух оставался чистым, необходимо … (протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставить фильтры для очистки воздуха).

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание, за это получаете еще одну часть карты.

Воспитатель достает из конверта часть карты, на обороте которой нарисована цифра 6, и вместе с детьми в группе находит конверт с цифрой 6.

Воспитатель: У нас новое задание. Присаживайтесь на стульчики, и попробуйте отгадать мою загадку.

Голубой огонёк папа на плите зажёг.
Чайник на плиту поставил,
Огонёк слегка прибавил.
Согревает он, горит –
скоро чайник закипит,
будем, с чаем есть пирог,
кто на кухне нам помог? (Газ)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какой предмет на кухне самый опасный? (Газовая плита) Почему? (Потому что в газовую плиту по трубе подается бытовой газ, он поступает к конфоркам). Что такое газ? (Это полезное ископаемое, так же, как и нефть, и уголь) Чем полезен газ в быту, вы знаете? (На газовой плите готовят пищу, газ приносит тепло в дома с помощью газовых котлов, газовая колонка нагревает воду). Ребята, а газ – это хорошо или плохо? (Ответы детей). Какие советы можно дать родителям, чтобы они смогли сэкономить природный газ?

Дети рассказывают по картинкам:

необходимо установить счетчик для газа;
при приготовлении пищи лучше использовать маленькое пламя;
не используйте посуду с деформированным дном;
использовать только чистую посуду;
используйте экономичную посуду (из нержавеющей стали);
дверца духовки должна плотно закрываться;
включать плиту только после того, как приготовили все продукты;
 после окончания пользования плитой сразу перекрывать газовую трубу;
содержать в чистоте газовую колонку;
утеплять помещения.

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание, за это получаете еще одну последнюю часть карты и ключ. Давайте сложим карту (Дети складывают карту, и определяют, что сюрприз Экоши находится в сундуке).

Воспитатель: Наш клад находится в сундуке. Сундук открывается не только ключом, но и тогда, когда видит, что у всех детей хорошее настроение. Чтобы нам с вами показать наше настроение, мы должны взять смайлики и показать, какое у нас настроение. Ну-ка, ребята, поднимите свое настроение вверх, чтобы сундук его увидел, сделайте поворот вокруг себя. Готовы? (Дети показывают смайлики, поворачиваются, в это время педагог открывает сундук. В сундуке ребята находят энциклопедию «Хочу все знать». Воспитатель с детьми благодарят Экошу за подарок и располагают её в уголке книги в группе).

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий