Автор приводит примеры упражнений, которые помогают в работе с детьми по коррекции заикания.
Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ПКПП ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»
Гродненская область
В коррекции заикания важен комплексный подход. Помимо работы с логопедом, ребенку необходимы консультации невролога, психолога, психотерапевта.
А свою работу, как логопеда, начинаю со знакомства ребенка с речевыми правилами:
1. Говорим медленно и спокойно.
2. Перед тем как сказать, нужно сделать «правильный вдох».
3. В каждом слове есть ударная гласная, на которую будем делать упор, выделяя ее ударением и интонационно.
4. Все слова в предложении проговариваем слитно, как одно слово, если нужно, делаем паузу, вдох и продолжаем говорить.
Дальше перехожу к артикуляционной гимнастике. Обязательно прорабатываем губы, щеки, язык, нижнюю челюсть.
Следующий этап – работа над диафрагмальным дыханием. На занятиях можно стать напротив зеркала, чтобы школьник сам мог видеть и контролировать правильность выполнения упражнений. Объясняю, что при правильном диафрагмальном дыхании на вдохе живот надувается, на выдохе возвращается в исходное положение. Плечи неподвижны. Даю задание на дом – выполнять это упражнение лежа, можно положить книгу на живот.
Когда ребенок дышит «правильно», выполняем следующие упражнения, которые способствуют формированию силы речевого выдоха и его продолжительности:
Логопед: «На выдохе звук [с] – вдох», ребенок: «с-с-с-с»;
На выдохе [ш];
На выдохе [ф];
На выдохе [х];
На выдохе [c]-[ш] («ссссшшшш»)
На выдохе [ш]-[ф];
На выдохе [c]-[ш]-[ф];
На выдохе [с]-[ш]-[ф]-[х].
Следующее упражнение готовит ребенка к правильной и четкой артикуляции гласных звуков. Артикуляция гласных выполняется беззвучно, здесь важно сформировать правильный артикуляционный уклад гласных, которые в последующем будут являться опорой в словах.
а-я – нижняя челюсть опускается вниз, расстояние между губами – 2 пальца на ребро;
о-ё – губы в форме овала, расстояние между губами – 2 пальца на ребро;
у-ю – губы вытянуты в трубочку;
э-е – губы в стороны чуть-чуть, расстояние между губами – 2 пальца на ребро;
ы – нижняя челюсть вперед, губы в стороны чуть-чуть;
и – улыбнулись.
Дальше переходим к отработке слитности и плавности речи на материале гласных, гласных и слов, которые начинаются с гласной буквы, коротких предложений, слова в которых также начинаются с гласной буквы (для занятий со школьниками, которые ещё не читают, подбираются картинки, названия которых начинаются обязательно с гласной).
Эти упражнения помогают мне в работе с детьми по коррекции заикания.