В материале представлен опыт работы по развитию речи воспитанников с особенностями психофизического развития с использованием визуализации.
Наталья КИСЛЯК,
заведующий
ГУО «Специальный детский сад г. Слонима»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умение образовывать сложные слова из двух простых, образовывать притяжательные прилагательные;
– упражнять в составлении предложений с обстоятельством места, с однородными дополнениями, определении и воспроизведении логики описательного рассказа с наглядной опорой от первого лица;
– совершенствовать представления о признаках животных как живых существ, уточнить и расширить представление детей о диких животных и их детенышах (месте обитания, питании);
– содействовать развитию умения обсуждать проблемы, давать аргументированные ответы;
– развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать желание говорить правильно, культуру речевого общения.
Словарь: дикие животные, заяц, волк, лиса, медведь, лось, кабан, зубр, зубрёнок, поросёнок, зайчонок, лисенок, медвежонок, берлога, дупло, логово, нора, длинноухий, косолапый, кровожадный, дикий, хищный, трусливый, неуклюжий, бегать, нападать, прыгать.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, магнитная доска, рюкзак, внутри которого предметы (тарелка, мяч, кукла, лупа, домик), простые карандаши, индивидуально дифференцированные графические задания, предметные картинки к дидактической игре «Где, чей дом?», эмблемы «Знатоки» по количеству воспитанников.
Предварительная работа: просмотр видеоролика «Животные леса» и беседа по его содержанию, выполнение графических заданий разной сложности.
Презентация для занятия Животные леса
Звуки животных для занятия https://drive.google.com/drive/folders/1-XNsQ9iC-zMrYHY1YfPu4qa6dufyBWZj
Ход занятия
Воспитанники свободно играют в групповом помещении. Для перехода из деятельности в деятельность, воспитатель дошкольного образования присаживается на ковёр и произносит слова «зазывалочки»:
Тай, тай, налетай
В интересную игру,
А какую – не скажу.
Поиграйте с нами,
Догадайтесь сами.
Хлопает ладошками по коленкам, воспитанники присоединяются к воспитателю дошкольного образования, повторяя за ним слова и движения
Мозговой штурм
Воспитатель дошкольного образования:
– У кого больше лап, у медведя или зайца?
– Сколько ушей у двух белок?
– У кого длиннее хвост, у белки или зайца?
– Волк, лиса, кошка, заяц – кто лишний?
Слышен хруст, скрежет. Голоса детёнышей – я родился.
Слайды 1–2: На экране появляется картинка с изображением леса, и части несуществующего животного.
Воспитатель дошкольного образования: Как вы думаете, кто это? (Предполагаемые ответы детей) У меня есть волшебное стёклышко, которое нам поможет. (На экране появляются части животных).
Игровое упражнение «Чей? Чья?»
– Морда чья? (Предполагаемые ответы детей: лисья, медвежья, барсучья).
– Уши чьи? (Предполагаемые ответы детей: лисьи, медвежьи, волчьи).
– Хвост чей? (Предполагаемые ответы детей: лисий, барсучий, медвежий).
– Иголки чьи? (Предполагаемые ответы детей: ежиные).
– Лапы чьи? (Предполагаемые ответы детей: лисьи, медвежьи, волчьи).
На мультимедийном проекторе появляется несуществующее животное.
Воспитатель дошкольного образования: Кто это? Мы можем назвать это животное? (Предполагаемые ответы детей). Я не слышала о таком животном. Поэтому предлагаю стать участниками клуба знатоков животных леса. Кто такие знатоки? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель дошкольного образования: Знатоки – это люди, которые много знают и могут об этом рассказать другим. Предметы-подсказки из рюкзака помогут нам выполнять задания. Будьте внимательны! Чтобы его открыть, потяните за верёвочку и назовите животных леса (Дети выполняют задание).
Воспитатель дошкольного образования: Посмотрим, что в нашем рюкзаке. (Достаёт мяч). Посмотрите, какой разноцветный мяч.
Игра в кругу «Наш мячик озорной поиграть решил с тобой».
– У зайца длинные уши, он какой? (Длинноухий).
– У лисы длинный хвост, она какая? (Длиннохвостая).
– У волка острые зубы, он какой? (Острозубый).
– У рыси короткий хвост, он какой? (Короткохвостый).
– У белки пушистый хвост, она какая? (Пушистохвостая).
– У лося длинные ноги, он какой? (Длинноногий).
– У барсука белый лоб, он какой? (Белолобый).
– У медведя толстые лапы, он какой? (Толстолапый).
Воспитатель дошкольного образования: Что же у нас ещё в рюкзаке? (Из рюкзака достаёт лупу). Ребята, знатоки могут определять животных по следам. Давайте будем внимательными. (Дети садятся на ковёр).
Слайд 3–7 (следы животных: заяц, лось, лиса, волк, кабан)
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель дошкольного образования: Чьи следы? (Подсказки: силуэт зайца, рога лося, лиса разрезная, вой волка, наложенная картинка кабана).)
А сейчас узнали? А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель дошкольного образования: Посмотрим, что же у нас ещё в рюкзаке? (Достаёт куклу). Ребята, что это?
Слайд 8 (слайд со звуками)
Воспитатель дошкольного образования: Дикие животные потеряли своих детёнышей. Поможем им. Присядьте за столы.
Дидактическая игра «Помоги найти детенышей»
– Что мы слышим?
– Кто воет?
– Кого зовёт?
(Предполагаемые ответы детей. Мы слышим, как воет волк, медведь рычит, лось трубит, белка цокает).
Воспитатель дошкольного образования: Соедините взрослого животного с детёнышем, дорисуйте детёныша. (Сидя за столами, выполняют графические дифференцированные задания).
Слайд 9 (динамическая пауза)
Воспитатель дошкольного образования: Животные приглашают на звериную зарядку. Давайте немного отдохнём.
Воспитатель дошкольного образования: Интересно, есть ещё предметы-подсказки в рюкзаке? (Достаёт из рюкзака домик). Как вы думаете, какое задание, будет следующее? (Предполагаемые ответы детей).
Дидактическая игра «Где чей дом?»
На магнитной доске – предметные картинки: берлога, дупло, нора, логово, кусты, норка – все перепутано, животные не в своих жилищах.
Воспитатель дошкольного образования: Давайте посмотрим, всё ли в порядке? Что не так? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель дошкольного образования: Исправьте ошибку и поместите каждое животное в своё жилище. (Предполагаемые ответы: белка сидит в логове, а логово – волчье жилище, я посажу белку в дупло, дупло – беличье и т.д.)
Воспитатель дошкольного образования: Давайте присядем на ковёр и откроем наш рюкзак (Достаёт тарелку).
Игра с фонариком «Кто, чем питается?»
(Воспитанники берут картинку: чёрно-белое изображение дикого животного с наклеенными на обратной стороне цветными мелкими картинками, того, что едят дикие животные. Ребёнок наводит луч фонарика на изображение животного и видит, чем питается оно).
Воспитатель дошкольного образования: Скажите, что едят дикие животные. Что ест медведь? (Предполагаемые ответы детей: ягоды, рыбу и т.д.).
Воспитатель дошкольного образования: У меня есть волшебный фонарик. Давайте проверим. Медведь ест рыбу, мясо и ягоды, он какой? (Предполагаемые ответы детей: всеядный)
Воспитатель дошкольного образования: Посмотрите, что едят животные и расскажите. (Дети берут фонарик, и картинку с изображением животного).
Воспитатель дошкольного образования: Ребята, вы так много знаете о животных! Вы меня приятно удивили. А помните, мы говорили, что знатоками называют тех, кто не только много знает, но и может об этом рассказать. Предлагаю вам записать рассказ от лица животного на диктофон и отправить в редакцию, а помогут нам в этом наши предметы-подсказки из рюкзака.
Дети сидят на ковре. Тот, кто составляет рассказ, выходит к мольберту.
Воспитатель дошкольного образования: Первый рассказ составлю я. Я рысь. У меня четыре лапы, на ушах кисточки. Тело покрыто шерстью, шерсть пятнистая. Я острозубая и короткохвостая. Мои детеныши – рысята. Я хищница, люблю есть мясо.
Воспитатель дошкольного образования: Ребята, а сейчас вы составите рассказы от лица животных. (Воспитанники составляют рассказы от лица животных)
Воспитатель дошкольного образования: Посмотрите, рюкзак пуст. (Показывает пустой рюкзак).
Слайды 10–11 (появляются изображения диких животных).
Воспитатель дошкольного образования: Несуществующее животное исчезло. Оказывается, это все животные перемешались, а теперь они снова в лесу. Вы, ребята, стали настоящими знатоками, и я хочу вручить вам эмблему знатоков – мудрую сову.
(Оценка деятельности детей, вручение эмблем).
Воспитатель дошкольного образования: Что на занятии вам понравилась больше всего? Что вызвало трудности? Какими знаниями и с кем вы бы поделились?