Дебаты можно использовать на уроках совершенствования знаний, умений и навыков, комбинированных уроках, уроках обобщения и систематизации, на уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков, как один из этапов подготовки к итоговой аттестации учащихся – экзамену по немецкому языку.
Инесса КРАСИКОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Важнейшей целью обучения иностранным языкам на современном этапе является не только формирование готовности к взаимопониманию с представителями других народов, но и умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства, обратить внимание на собственную точку зрения или отстоять своё мнение на изучаемом иностранном языке. Но опыт работы показывает, что для некоторых ребят устное высказывание на немецком языке является настоящей проблемой, которая может понизить их мотивацию к изучению предмета. Мне представляется важным конструировать на своих уроках те ситуации общения, которые могут произойти в реальности с носителями немецкого языка и помогут учащимся сделать свои первые шаги в межкультурной коммуникации.
При этом важно не только обучить школьников знанию лексических единиц и правилам грамматического оформления устной и письменной речи, но и способам ведения дискуссий и научных споров, т.е. дебатов.
Эпиграфом урока с использованием дебатов могут быть слова Карла Поппера: «Быть может, ты прав, а я ошибаюсь, но, объединив наши усилия, мы сможем найти истину». Формат и правила технологии «Дебаты» были разработаны этим известным американским социологом в 1994 году.
Суть такого интеллектуального соревнования заключается в том, что две команды доказывают два противоположных мнения по предлагаемой теме. В каждой команде по три участника (нем. – Sprecher). При этом каждый из участников представляет свой блок доказательств (кейс), который нужно опровергнуть участнику из противоположной команды. После каждого кейса ведётся раунд перекрёстных вопросов и ответов на них (всего их четыре). Задача каждой команды – «обесценить, принизить» аргументы противника и обеспечить превосходство своих.
При организации такой интеллектуальной игры нужно определить также ученика для роли так называемого «тайм-киппера», который должен следить за регламентом выступлений. Тайм-киппер подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки). Команда коллег-учителей является судьями дебатов. Их цель – внимательно слушать, оценивая затем иноязычную речевую деятельность команды.
На своих уроках я использую технологию «Дебаты» в виде интеллектуальной игры, которая помогает высокомотивированным гимназистам активно отстаивать собственные взгляды и суждения. Дебаты используются мною на уроках совершенствования знаний, умений и навыков, комбинированных уроках, уроках обобщения и систематизации, на уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков, как один из этапов подготовки к итоговой аттестации учащихся – экзамену по немецкому языку.
Для того чтобы возникли условия для успешного формирования и развития навыков спонтанного речевого общения на немецком языке, выдвигаю следующие принципы:
– коммуникативный – обучение общению через общение;
– принцип системности – сначала намечается конечная цель, затем определяются задания, ведущие к её достижению;
– новизны – подразумевает отказ от систематического заучивания языкового материала (текстов, диалогов), а развивает спонтанную (неподготовленную заранее) устную речь, продуктивность речевых умений и повышает мотивацию к учебной, познавательной деятельности.
Работу по подготовке к дебатам начинаю уже с 5-го класса, когда происходит активное усвоение лексических единиц и формирование грамматических умений. Собственно интеллектуальную игру «Дебаты» начинаю применять с 7-го класса.
Работа по накоплению лексики по предлагаемой программой теме ведётся целенаправленно и в системе. Учащиеся запоминают лексические единицы путём использования наглядности, мнемотехники (особых приёмов запоминания), поискового чтения и восприятия на слух текстов различных типов. Главное при этом сделать этот процесс интересным, способствующим самообучению учащихся.
Закрепление лексических единиц и речевых оборотов в устной и письменной речи происходит в результате составления ассоциограмм, распределения слов по тематическим группам, чтения проблемных текстов, также применяя виды следующих упражнений «Найди лишнее слово», «Закончи/дополни предложение», «Опиши картинку».
Примеры заданий по развитию коммуникативных навыков по теме „Das Leben in der Stadt und auf dem Lande:pro und contra“
1 Ergänzt Assoziogramme
2 Ordnet die Wörter den Gruppen zu
Vorteile des Stadtlebens | Nachteile des Stadtlebens |
Viele Verkehrsmittel, Ausbildungsmöglichkeiten, schmutzige Luft, viel Stress, das große Warenangebot, neue Menschen kennen lernen, viele Arbeitsmöglichkeiten, überall schnell erreichen, viel Lärm, Hektik, viele Freizeitbeschäftigungen, teure Geschäfte, Hochhäuser, mehrere Kaufzentren, wenig Grün, Sehenswürdigkeiten besichtigen, viele Erholungsmöglichkeiten, Freiheit, viele Gebäude, gute Wege.
3 Ergänzt die Sätze
1) Ich bin der Stadtmensch, denn ich mag… .
Auch kann ich … .
In der Stadt finde ich … .
Hier fühle ich … .
Ich mag das Stadtleben, weil ich viel/viele … habe.
Nur hier freue ich mich … .
2) Ich kann mich das Naturkind nennen, denn … .
Nur auf dem Lande kann ich … .
Auch kann ich hier … .
Ohne … fühle ich mich nicht ruhig.
Das Leben hier spielt für mich … .
Da gibt es … .
4 Sucht die Wörter, die in die logische Reihe nicht passen
1) das Auto, der Bus, das Gebäude, das Linientaxi, die Straßenbahn
2) das Theater, das Kino, das Museum, die Universität, die Ausstellung
3) besichtigen, besuchen, einkaufen, genießen, beobachten, bauen
4) fahren, reisen, schlafen, ankommen, fliegen, abfahren, zurückkehren
5) der Garten, die Wiese, das Geschäft, der Fluss, das Feld, der See
5 Stellt die Fragen zu den Antworten
1) Ich hаbe mein Wochenende auf dem Lande verbracht.
2) Mit dem Bus oder mit der U-Bahn kann ich in der Großstadt alles
3) Ich habe mit meinem Opa Pilze im Wald gesucht.
4) Wenn Olga Zeit hat, besucht sie oft ein Theater oder ein Kino in der Stadt.
5) Peter möchte viele Sehenswürdigkeiten in Minsk besuchen, deshalb fährt er im Urlaub dorthin.
6 Sucht Gegensatz
freundlich –
sauber –
neu –
gefährlich –
schnell –
hektisch –
Формирование и развитие правильных грамматических форм на материале лексического материала провожу в ходе составления повествовательных и вопросительных предложений, упражнений «Найди ошибку», «Задай каверзный вопрос», «Поставь все возможные вопросы к данному предложению».
Составление собственных мини-высказываний по проблемам изучаемой темы занимает особое место при подготовке к дебатам. В ходе такой достаточно сложной работы школьники учатся составлять план своих высказываний, логически выстраивать содержание, выбирать подходящие лексические единицы и речевые обороты, способные придать яркость высказыванию, обосновать выбор доказательной базы своим аргументам.
Работа по накоплению речевых оборотов для ведения дебатов начинается также в 7-м классе, так как в подростковом возрасте учащиеся уже готовы к высказыванию своего мнения и к борьбе за него. Как показывает мой опыт, ученики готовы усвоить до 20 оборотов, чтобы с успехом применять их для дискуссий на заданную тему.
Выражения для ведения дебатов
Meinungen ausdrücken (как выразить своё мнение) |
|
Meiner Meinung nach … |
По моему мнению … |
Ich glaube / meine/denke (nicht/kaum) … |
Я полагаю/думаю, что … |
Mir scheint, als ob… |
Мне кажется, что … |
Ich sehe das so… |
Я вижу это так… |
Ich bin überzeugt, dass … |
Я убеждён, что… |
Ich möchte unterstreichen, dass … |
Я хотел бы подчеркнуть… |
Ich bin sicher (nicht sicher)… |
Я уверен / (не) уверен… |
Ich möchte mir vorstellen, aber … |
Я хотел бы себе представить … |
Widersprechen (как возразить) |
|
Sie haben kein Recht … |
Вы не правы… |
Ich bin nicht sicher, dass … |
Я не уверен, что … |
Im Gegenteil … |
Напротив, …. |
Ich habe etwas dagegen … |
Я имею кое-что против этого … |
Ich zweifele mich daran … |
Я сомневаюсь в том, что … |
Ich bin nicht einverstanden … |
Я не согласен, что … |
Seine Zustimmung geben (как выразить согласие) |
|
Sie haben Recht, aber … |
Вы правы, но … |
Ich schätze das, aber … |
Я это ценю, но … |
Ich nehme an, dass … |
Я допускаю, что … |
Ich bin sicher … |
Я уверен … |
Ich vermute … |
Я предполагаю … |
Ich teile Ihre Meinung, aber… |
Я разделяю ваше мнение, но.. |
Ich bin einverstanden … |
Я согласен … |
Das stimmt, aber doch … |
Это верно, но всё же … |
Тренировка по использованию накопленного речевого материала по подбору аргументов «за» и «против» в рамках заданной темы начинается на 5–6-м уроке раздела. Здесь учащимся наиболее интересно работать в парах и мини-группах, поскольку многие с успехом начинают вступать в дебаты, дискутировать, опираясь на усвоенную ранее лексику. В некоторых случаях в ходе подготовки к дебатам обнаруживаются пробелы в процессе коммуникации, обмена мнениями, поскольку некоторым учащимся не хватает языковых средств, они совершают речевые и грамматические ошибки. Но часто это не мешает более слабым учащимся дальше пытаться говорить на немецком языке, у них исчезает страх сделать ошибку, так как они взаимодействуют в команде, члены которой в любой момент придут на помощь.
В качестве одного из этапов на уроках немецкого языка я применяю такие форматы дебатов, как экспресс-дебаты и мини-дебаты.
Экспресс-дебаты проводятся на основе материала учебника, прочитанного или прослушанного текста. Например, экспресс-дебаты при обсуждении текста „Vegetarier zu sein: „pro“ und „contra“ («Быть вегетарианцем: «за» и «против»).
При организации мини-дебатов в формате «один на один», каждый из участников задаёт два вопроса своему оппоненту. В данном случае обсуждается одна общая тема, которая делится на мини-темы. По каждой выступает представителей команды, далее заслушиваются их вопросы и ответы друг другу, выводы каждого спикера обсуждаются группой остальных учащихся.
Темы дебатов должны быть подходящими для вынесения на дебаты. Актуальная тема должна иметь четкую формулировку, стимулировать интеллектуальную деятельность.
Тема |
Класс |
Форма проведения |
«Друзья по переписке: за или против» |
7 |
Мини-дебаты |
«Дружить или быть одиночкой» |
7 |
Экспресс-дебаты |
«Жизнь в городе или в деревне: |
7 |
Дебаты |
«Школьная форма: за или против» |
7 |
Дебаты |
«Иностранные языки: учить или не учить?» |
7 |
Дебаты |
«Занятия спортом: за и против» |
7 |
Мини-дебаты |
«Обучение на компьютере: за и против» |
8 |
Экспресс-дебаты |
«Карманные деньги: копить или тратить?» |
8 |
Мини-дебаты |
«Музыка в нашей жизни: за и против» |
8 |
Дебаты |
«Отечественный или зарубежный фильм: |
8 |
Мини-дебаты |
«Классическая или современная литература: что выбрать?» |
8 |
Мини-дебаты |
«Быть вегетарианцем: за и против» |
8 |
Экспресс-дебаты |
«Здоровый образ жизни: разумно или глупо? |
9 |
Экспресс-дебаты |
«Выбор профессии: личное желание |
9 |
Мини-дебаты |
«Проведение свободного времени: |
9 |
Дебаты |
«Планировать свободное время |
9 |
Мини-дебаты |
«Жизнь в частном доме или в квартире?» |
10 |
Дебаты |
«Собственное или съёмное жильё: |
10 |
Экспресс-дебаты |
«СМИ печатные и электронные: |
10 |
Дебаты |
«Искусство классическое или современное: |
10 |
Дебаты |
«Наука и прогресс: плюсы и минусы» |
10 |
Дебаты |
«Путешествие автостопом: за и против» |
11 |
Экспресс-дебаты |
«Путешествие с помощью турбюро |
11 |
Мини-дебаты |
«Участие в экологических проектах и акциях: за и против» |
11 |
Экспресс-дебаты |
«Защищать природу в быту: возможно |
11 |
Дебаты |
Дебаты обучают умению рассуждать, активизируя знания иностранного языка в процессе речевого общения, вырабатывают способность достигать компромисса. Использование дебатов способствует росту активности на уроках, качества знаний, активной жизненной позиции. Об этом свидетельствуют высокие результаты моих учеников на конкурсе «Искусство говорить». Таким образом, использование на уроках интеллектуальной игры «Дебаты» представляется мне как учителю немецкого языка важным, так как обучение школьников мастерству публичных выступлений способствует развитию всех сторон речемыслительной деятельности учащихся на немецком языке, является необходимым на протяжении всей дальнейшей учебы и карьеры будущих выпускников.