Разработанная автором логопедическая настольная игра не только позволяет отрабатывать на коррекционном занятии звуки, но и активизирует внимание, память, мышление младших школьников, развивает их устную и письменную речь.
Ольга ФРОЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
«Три клетки заполнят звёздочки или монетки?» – таким вопросом всегда обеспокоены ребята перед началом их любимой настольной логопедической игры.
Игру «Три клетки» можно использовать на коррекционных занятиях с младшими школьниками. Она многофункциональна. Изменяя карточки игрового поля можно использовать игру для:
1) автоматизации отрабатываемого на коррекционном занятии звука в слогах, словах;
2) усвоения зрительных образов букв с помощью картинок-помощников;
3) отработки послогового чтения слов различной слоговой структуры и сложности у первоклассников;
4) отработки правописания безударных гласных, парных согласных, сочетаний «жи-ши, же-ше», «ча-ща, чу-щу» в словах, а также слов с приставками и суффиксами у учащихся 2–3-х классов с дизорфографией;
5) обогащения словаря по различным лексическим темам.
Суть игры заключается в том, что два игрока поочерёдно ставят на свободные клетки игрового поля 3 × 3 «звёздочки» и «монетки»:
– правильно назвав слово с отрабатываемым звуком;
– назвав отгаданную букву по картинке-помощнице;
– назвав слова на отрабатываемое обобщающее понятие или проговорив проверочное слово на определённое правило правописания к заданному слову (в зависимости от преследуемой цели игры).
Участник игры, который первым выставит ряд из трёх своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, считается победителем. Правильность выполнения заданий контролирует учитель-дефектолог.
Игра – наиболее привлекательный для младших школьников способ речевой практики. Коррекционное обучение с использованием описанной настольной игры увлекает учащихся, вызывая дух соперничества, формирует у них положительную мотивацию к учебной деятельности. В игровой форме постепенно активизируются внимание, разные виды памяти, мышление, речь детей, а умения применять орфографические правила становятся более прочными.