В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года исторической памяти, о воспитании детей и молодежи.
Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
В любви и расположении
— Как Предстоятель Белорусской Православной Церкви, вы являетесь духовным наставником для многих христиан. Имеете и собственный опыт преподавания. Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель?
— Мне как священнослужителю естественно обратиться к примеру совершенному, к подражанию которому нужно стремиться. Говорю о примере Господа нашего Иисуса Христа, который являлся великим учителем и для своих учеников, апостолов, и для многих, многих людей. Он открывал им нравственные истины, причем простым языком, учил не только словом, но и своим примером, делом… Мне думается, преподавание знаний — важная, но не единственная задача современного учителя. Согласитесь, весь объем знаний сейчас достаточно просто почерпнуть из сети интернет. А дальнейший результат служения обществу человека, профессионала будет оцениваться не столько набором знаний, сколько тем, как он будет их применять. Надо уметь воспользоваться этим знанием так, чтобы оно принесло добрые плоды. Нравственность, убежден, здесь является одной из главных составляющих успеха: тот же врач с неравнодушным сердцем в большей степени поможет больному человеку. Точно так же и самый лучший учитель, владеющий фундаментальными знаниями, но не имеющий доброго расположения к детям, любви к ним — истинным педагогом не станет. Современные дети попросту не будут его воспринимать.
— На моей книжной полке есть ваша книга о жизни и подвиге священномученика Иоанна Восторгова. Символично ее название “Я готов…”. Насколько важна духовная опора в современной жизни?
— Само название книги — из последних слов земной жизни святого священномученика, в котором он выразил свою готовность перехода в Вечность в осознании того, что он выполнил свой долг. Долг пастырский, священнический, он выполнил полно, честно, благородно и спокойно. Совесть его чиста и перед людьми, и перед Богом. Как мне думается, этот пример призывает к тому, чтобы каждый человек почаще задавал себе вопрос “А я готов?”, тем самым испытывая состояние своей души… Этот вопрос (и ответ на него!) обязателен для каждого, кто заботится о своем нравственном и духовном преуспеянии.
Самое главное, чтобы наставник вел факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” (да и все другие предметы тоже!) по зову сердца. Дети сразу чувствуют, если учитель раскрывает тему с любовью и интересом — тогда это точно принесет добрый результат.
Нравственность — тот самый фундамент, без прочной конструкции которого человек будет иметь целый клубок проблем, и поправить их порой очень непросто. Недаром раньше входу была пословица “Береги платье снову, а честь смолоду”. С самых ранних лет жизни должны закладываться духовные ориентиры человека. И если они есть, то человек, проходя различные жизненные испытания — пусть порывистый ветер, пусть буря и опасности вокруг — твердо стоит на земле и знает, куда идти. Нет этой составляющей у человека — и он ломается, душа его смущается, появляются разные заболевания… Сегодня психика людей часто перегружена большим объемом информации, и справиться с проблемами только за счет психологии невозможно. Потому как психолог решает вопросы, изучая законы бытия души человеческой, но порой забывает о том, что душа имеет связь со своим Творцом. И оттуда черпает силы, вдохновение, помощь и утешение.
— Да, об этом говорит Священное Писание… Но педагогическая наука развивается, появляются новые методики преподавания, а Библия была написана много тысяч лет назад. Не утратила ли она своей значимости, актуальности?
— В педагогике, как и в жизни, есть место обновлению, новациям, изменениям, но при этом остается некий фундамент, что-то неизменное и постоянное. Даже знакомясь с опытом великих педагогов разных веков и народов, мы находим у них многое, что можно использовать и в современных условиях. Например, великий античный философ Платон еще в ІV веке до Рождества Христова отмечал, что дети младшего возраста лучше усваивают материал, если они играют, а не просто механически что-то заучивают. Прошло более 2 тысяч лет, но это положение остается по-прежнему актуальным!..
Библия — вечная книга. Глубину опыта, которую она несет, признавали и признают многие великие люди, причем не обязательно верующие. И этот опыт очень многогранен. В Священном Писании есть истины и духовно-нравственного, и религиозно-метафизического, и социально-исторического, и даже житейского характера. И педагогическое измерение здесь не исключение. Особенно важным представляется тот дух, которым пронизаны истины Священного Писания, приводящие к удивительным словам святого апостола Иоанна Богослова: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём” (1 Ин 4:16). Вот этот критерий отношения к людям и Богу — самый важный и самый главный, в том числе и в педагогике. И едва ли даже через тысячи лет он станет менее актуальным.
Еще одним базовым принципом педагогики Священного Писания является уважение к родителям и в целом к старшему поколению. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: “Почитающий отца будет иметь радость от детей своих… и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища…
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них”… В истории, к сожалению, бывали периоды, когда об этих истинах забывали и пытались построить общество на других принципах, но никогда это не приводило к добрым последствиям.
Каждому педагогу хочу пожелать регулярно обращаться к Книге Книг, черпать в ней вдохновение и всякое новое веяние сверять с вечными истинами.
По зову сердца
— В Год исторической памяти, во время обострения духовной борьбы за Отечество, какие задачи вы, владыка, считаете наиболее важными?
— Важно, что с прошлого учебного года в наших школах введен новый факультатив, посвященный духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Тем самым в душу ребенка закладываются вековые духовные ценности нашего народа, и в этом залог правильного, здорового, нравственного развития детей, подготовка их к преодолению различных трудностей для страны и личной жизни. Цель курса — прежде всего воспитание характера, формирование нравственно зрелой личности, способной осознавать ответственность за судьбу своего Отечества. Это развитие в человеке таких качеств, как совесть, милосердие, умение прощать, проявлять великодушие и благородство ко всем людям.
Сотрудничество Министерства образования и Белорусской Православной Церкви предполагает информационное, нормативное, правовое, научно-методическое и организационное взаимодействие и направлено на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать ответственность за судьбу Отечества, быть хранителем культурного наследия народа.
Самое главное, чтобы наставник вел факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” (да и все другие предметы тоже!) по зову сердца. Дети сразу чувствуют, если учитель раскрывает тему с любовью и интересом — тогда это точно принесет добрый результат… Наши белорусские святые — Евфросиния Полоцкая, святители Кирилл и Лаврентий Туровские, Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Елисей Лавришевский, многие другие подвижники — посвятили просветительству всю жизнь. И при этом достигали такой высоты духа, что и сегодня мы удивляемся этой высоте и обращаемся к ним как к непреходящему примеру для нас.
Отдельно стоит сказать о чувстве сопричастности. Если не развивать это качество в человеке, то он остается теплохладным, как принято говорить, с безразличием ко всему. Да, современный мир часто учит, что нужно “иметь свое личное пространство”, получить хорошее образование и ориентироваться только на то, что можно взять от мира — родителей, общества. В духовном понимании человек больше старается отдать другим, поддержать ближних в трудную минуту, невзирая на свои беды и трудности. Такой высокий пример являет нам Блаженная Валентина Минская, немощная, прикованная к постели. И именно к ней во время Великой Отечественной приходили за помощью и поддержкой. Люди уходили от нее вдохновленными.
— Можете ли назвать свои любимые предметы в школе?
— Всегда затрудняюсь ответить, какие предметы особо почитал, потому что мне все были интересны. И все же на первое место поставил бы точные науки — математику, геометрию. Учителя, а учился я в лунинецкой школе № 1, запомнились умением расположить к учебе и своему предмету, разумной строгостью… Когда учился в университете, меня особо впечатляли глубочайшие познания моих преподавателей, которые воспроизводили сложнейшие математические формулы одна за другой, не заглядывая в конспекты. При этом объясняли всё просто, доступным языком. Особенно запомнился момент, когда во время лекции по квантовой механике на 3 курсе преподаватель, изложив тему, неожиданно стал рассказывать о том, как различные ученые относились к религии, как религиозные взгляды помогали им создавать свои теории.
Конкретными делами
— Позвольте процитировать вас: “Вера — это то, к чему необходимо постоянно прикладывать усилия”. Каких еще усилий всем наставникам страны пожелает владыка Вениамин?
— Каждое начало учебного года — и это не было исключением — мы проводим молебен в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. На нем присутствуют министр образования Беларуси, ректоры ведущих столичных вузов, представители профессорско-преподавательского состава и непременно — студенты. И в напутствиях молодежи звучит пожелание не только развивать в процессе учебы свой интеллект, но и стремиться к раскрытию своего духовно-нравственного потенциала. А раскрывать его можно и нужно через общественную, социальную активность. Белорусская Православная Церковь предлагает молодежи участвовать в волонтерском движении, социальном служении. Широко известны наши совместные с БРСМ инициативы по восстановлению исторических памятников, православных святынь.
Любая добродетель требует поддержания, терпения, мужества. И вера того же требует. Когда мы слышим, читаем о высоконравственных людях глубокой веры, то этим вдохновляемся, появляется желание стремиться к высоким примерам. Важно воспитать в себе, по их подобию, деятельную любовь, которая найдет отражение в конкретных делах, совершаемых и для близких людей, и для всей нашей Беларуси.
Нам нужно заложить сегодня добрый фундамент будущего подрастающего поколения. И православная церковь готова в этом помочь, опираясь на традиции белорусского народа. Принцип светскости образования не предполагает принцип бездуховности, нам важно объединить усилия и труды во благо будущего Беларуси.
Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото Татьяны АМЕЛИНОЙ, http://Church.by