В материале представлен сценарий проведения дня здоровья, в который входят познавательная беседа и физкультурное развлечение на свежем воздухе.
Наталия МИЛЕЙКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дятловский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
Познавательная беседа «Здоровье и личная гигиена»
Цель: продолжать формировать у детей знания о правилах сохранения здоровья; развивать представления о правильном уходе за своими руками, ушами, носом, ртом, глазами; совершенствовать координацию движений пальцев и кистей рук, умение ориентироваться в пространстве, тренировать слуховой анализатор; вызывать положительные радостные эмоции; воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к своему телу.
Дидактический материал: сказочный персонаж: Лесовичок Здоровячок, иллюстрации: «Моем руки», «Чистим зубы», «Стираем носовой платок», «Моем и чистим уши»; предметы гигиены: салфетки бумажные, носовые платочки, зубная паста, зубная щётка, ножницы, палочки для чистки ушей; раскраски: «Предметы гигиены»; цветные карандаши, раскраски.
Ход беседы
В гости к детям приходит Лесовичок Здоровячок. Осматривает детей.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! А вы знаете, что для того чтобы быть здоровым, нужно поддерживать чистоту? Для этого надо быть чистым, хорошо выглядеть. А еще нужно каждый день делать зарядку, закаляться, играть на улице в подвижные игры.
Разминка «Пляска лесных зверят»
Лесовичок: Ребята, а покажите мне свои ручки, Чистые они у вас или нет? Давайте я вас научу, как нужно правильно мыться.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь смывайся!
Лесовичок: Как вы думаете, почему надо мыть руки? (Ответы детей)
Игровое упражнение «Как ухаживать за руками»
Воспитатель: во время прогулки, когда вы играете с мячом, с песком, с игрушками, вместе с пылью и грязью на наши руки попадают микробы. Это крохотные маленькие пылинки, их даже не видно на наших ладонях. Но они могут быть очень опасны, потому что среди грязи прячутся возбудители болезней. Мыть руки надо несколько раз в день: перед едой, после прогулки, после туалета. Покажем, как мы правильно моем руки (используем алгоритм мытья рук). Ещё микробы могут жить под ногтями, поэтому их надо всегда чистить и постригать специальными ножницами (Лесовичок Здоровячок показывает ножницы).
Игра – массаж с шишкой
Лесовичок:
Шишку я рукой катаю,
По руке её гоняю.
И поглажу по ладошке,
Будто бы сметаю крошки,
Я сожму её слегка –
Тренируется рука.
Игровое упражнение «Мой рот и язычок, мои зубы»
Лесовичок: У каждого человека есть рот – это губы, язык и зубы. (Воспитатель показывает на картинке, а дети на себе). После еды надо вытирать рот салфеткой (воспитатель предлагает детям взять салфетки и показать, как они умеют вытирать рот салфеткой). Теперь покажите свои зубки. Зубы у человека белые и твёрдые. Зубы помогают измельчать любую пищу: и конфеты, и мясо, и хлеб. Ну а чтобы зубы не болели, надо их чистить зубной щёткой и пастой два раза в день: утром и вечером, полоскать рот после еды. (Лесовичок Здоровячок показывает предметы гигиены, дети находят зубную щётку и пасту)
Практическое упражнение «Мой нос»
Лесовичок: Покажите свой носик. С помощью носа мы вдыхаем воздух, необходимый для нашей жизни. А ещё наш нос помогает различать различные запахи. Понюхайте, чем пахнет? (Воспитатель за ширмой разрезает апельсин). При насморке, когда мы болеем, надо пользоваться носовым платком или салфеткой (Лесовичок Здоровячок раздаёт салфетки и предлагает вытереть свои носики).
Игра «Сушим платочки»
Дети имитируют стирку платочков, вешают платочки на сушку и прищепляют прищепками.
Круг доброты
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Дети, давайте все вместе встанем в круг и протянем друг другу ладони, чтобы подарить «добро». Ведь, чтобы быть здоровым, надо быть еще и добрым. Обнимите друг друга, погладьте по головке, улыбнитесь.
Практическое упражнение «Мои уши»
Воспитатель: Для того чтобы слышать, нам нужны уши. Покажите свои уши. Сколько их у человека? (Два). Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Закройте свои уши. Вы ничего не слышите. Надо ухаживать за своими ушами: мыть уши водой с мылом.
Подвижная игра: «Где звенит колокольчик?»
Лесовичок Здоровячок прячется от детей и звенит в колокольчик. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети идут на звук, находят колокольчик.
Воспитатель:
Колокольчик мой весёлый,
Поиграй скорей со мной!
Ты звени, звени, старайся.
Динь-дон, динь-дон!
Слышен звон? Откуда он?
Игра «Раскрасим предметы гигиены»
Воспитатель раздаёт раскраски, дети раскрашивают предметы гигиены.
Воспитатель: Для того чтобы быть здоровым, нужно кушать здоровую пищу, есть много фруктов и овощей, заниматься физкультурой, чаще мыть руки с мылом.
Физкультурное развлечение на свежем воздухе «Поиграем с солнышком»
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворять потребность детей в двигательной активности; развивать желание участвовать в играх; поднять эмоциональное настроение детей.
Дидактический материал: сказочный персонаж: Лесовичок Здоровячок, солнышко, прищепки жёлтого цвета, муляжи овощей и фруктов, корзинки – две штуки; гимнастическая скамейка, шнур, зонтик, жёлтые круги, палочки.
Ход развлечения
Лесовичок: Итак, ребята, чтобы быть здоровыми, крепкими, надо гулять под солнышком. Солнце встаёт рано, оно согревает всех людей, растения, животных. Давайте, пойдём все вместе и поищем солнышко. (Дети ходят по игровой площадке и ищут солнышко). Солнышко мы нашли, но у него нет лучиков, давайте сделаем лучики для солнышка (прикрепляют к солнышку жёлтые прищепки-лучики). Солнышко светит, теперь можно играть на улице.
Общеразвивающие упражнения «Поиграем с солнышком»:
– «Помашем солнышку» (взмахи руками);
– «Потянемся к солнышку» (поднимаем руки вверх и тянемся к солнышку);
– «Спрячемся от солнышка» (приседания).
– «Радуемся солнышку» (подскоки на двух ногах).
Игры с ходьбой и бегом
Воспитатель: Под солнышком всё растёт: мы поиграли на солнышке и подросли. А ещё осенью мы собираем урожай овощей и фруктов. Их согревало солнышко летом, вот они и выросли. Кушать овощи полезно для нашего здоровья, чтобы не болеть. Пойдёмте через ручеёк и соберём урожай.
– «Через ручеёк» – перейти по мостику с корзинкой в руках на другой берег ручейка.
– «Собираем урожай» – собрать в корзинки овощи и фрукты.
– «Варим суп овощной» – перенести овощи в корзинке с одной стороны площадки на другую по одному и положить в кастрюлю.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель: Давайте поиграем еще в одну игру. Когда я говорю «Солнышко светит!», вы выходите на середину площадки и повторяете за мной движения. А когда я говорю «Дождик идёт!» – прячетесь под зонтик. (Игра проводится под музыкальное сопровождение)
Дидактическое упражнение: «Выложи солнышко из палочек»
Воспитатель: Давайте выложим солнышко из палочек. Сделаем много солнышек, чтобы у нас всегда было светло и тепло.
Лесовичок Здоровячок хвалит детей за то, что они поучаствовали в играх, стали крепкими, бодрыми и раздаёт угощение.