Новогодняя елка. Занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 12:17Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Сценарий новогоднего занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»

 

Марина КАСПЕРОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– продолжать формировать представления о слове как языковой единице;
– уточнить умение делить слово на слоги, определять их количество в слове;
– продолжать формировать умение осуществлять звуковой анализ слова, умение определять последовательность звуков в слове, уточнить представления о гласных и согласных звуках, твердых, мягких согласных звуках;
– уточнить представления о предложении, учиться составлять предложения с заданным словом;
– развивать фонематический слух, графические умения;
– воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

Материал и оборудование: искусственная елка, сани с подарками, елочные игрушки, «новогодний мешочек», «волшебная палочка», игрушки Мышка и Мишка, картина-схема слова «шар», демонстрационные фишки синего и красного цветов, указка, карточки-схемы трехзвуковых слов, пеналы с фишками синего и красного цветов, простые карандаши, карточки для графического упражнения «Положи подарки под елку», смайлики в виде звездочек.

 

Ход занятия

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем интересное занятие! Готовы? (Ответы детей)

Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Зима).
Какой веселый праздник скоро наступит? (Новый год).
Какой главный символ Нового года? (Елка).

Я уже начала готовиться к Новому году. Елка у меня есть (показывает на елку). Да вот беда, елка-то не новогодняя. Ребята, подскажите, как обычная елка становится новогодней? (Елку украшают елочными игрушками). 

Я тоже так считаю, поэтому и купила целые сани елочных игрушек (показывает на сани). Посмотрите, как в магазине их красиво упаковали. Но, пока я шла с магазина, налетел северный ветер и все коробочки заморозил. И теперь коробки не открываются, и мое желание иметь новогоднюю елочку не исполняется. Помогите мне, пожалуйста! (Конечно, поможем).

Воспитатель берет первую коробку.

Воспитатель: Какая она холодная! Я думаю, чтобы ее открыть, надо на нее теплые слова положить. Ребята, что бывает теплым? (Солнце, огонь, лето, чай, обогреватель, одеяло, шуба, варежки).

От теплых слов коробочка стала горячей, давайте ее немного охладим и назовем холодные слова (Снег, холодильник, зима, мороженое, сугроб, снежинка).

Теперь коробочка стала открываться. Что же там внутри? (Снежинки на елку).

Воспитатель вешает снежинки на елку. 

Воспитатель: Давайте выберем вторую коробочку и попробуем ее открыть. (Берет коробку). Не поддается. Посмотрите, на коробке полоска-схема. Что она обозначает? (Домики для звуков). Мне понятно, нужно разобрать слово. Для этого садитесь на свои места.

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на доску, на которой, закреплена картина-схема слова «шар» с закрытым рисунком. 

Воспитатель: Посмотрите на картинку, какое слово мы будем разбирать? (Замечает, что картинки нет). Произошло новогоднее чудо, картинку метель замела снегом. Слово мы не знаем, но можем догадаться, сколько звуков в этом слове? (Три). Почему три? (На схеме три домика для звуков).

Чтобы узнать первый звук слова, я буду называть разные слова, а вы попробуйте услышать звук, который в этих словах повторяется (Шуба, шапка, шарф).

Дети: Звук [ш].

Воспитатель: Значит первый звук слова – [ш]. Звук [ш] гласный или согласный? (Согласный). Произносится мягко или твердо? (Твердо). Звук [ш] согласный твердый. Фишкой, какого цвета обозначим твердый согласный? (Синего). Обозначайте. Давайте прочитаем первый звук слова [ш].

Попробуем узнать второй звук слова. Послушайте новые слова (Апельсин, айсберг, Арктика). Какой звук вы услышали? ([а]). Что вы знаете о звуке [а], какой он? (Гласный). Фишкой какого цвета обозначают гласные звуки? (Красного). Обозначайте. Давайте прочитаем, что у нас получилось (Ша).

Остался последний звук. Слова для него звучат так – Рождество, радость, рукавицы.

Дети: Звук [р].

Воспитатель: Третий звук слова [р]. Какой он? (Согласный). Звучит твердо или мягко? (Твердо). Звук [р] согласный твердый. Обозначайте его фишкой.

Может, вы догадались, какое слово замела метель? (Шар). Вы чувствуете, как по группе пробежал легкий ветерок, и снежное покрывало с картинки слетело? (Воспитатель открывает картинку). Действительно, это шар, и не обычный, а новогодний. Прочитаем это слово (Шар).

Сколько звуков в этом слове (Три).

Назовите твердые согласные звуки этого слова ([ш], [р]), назовите гласный звук слова ([а]), назовите согласные мягкие этого слова (их в этом слове нет).

Уберите со своих схем твердый согласный [ш]. Уберите твердый согласный [р]. Какой звук остался? ([а]). Уберите и его.

Дети идут к саням.

Воспитатель: Попробуем открыть третью коробочку (воспитатель открывает коробку). Что же в ней лежит? (Елочные шары).

Воспитатель вешает на елку. 

Воспитатель: Выбираем следующую коробку. Я ее не могу удержать в руках, там что-то двигается и предлагает и нам отдохнуть и поводить возле елки хоровод.

 

Физкультминутка под музыку «Новогодний хоровод»

Воспитатель берет коробочку.

Воспитатель: Как легко коробочка открылась, а в ней – новогодний башмачок, это он активно двигался, приглашал нас в новогодний хоровод (развешивает). Оттаяла и еще одна коробка, а в ней елочные игрушки: и снежинка, и звезда, и шар, и мишка, и елочка… Выбирайте по одной.

(Дети берут по одной елочной игрушке).

Для этих игрушек на елке есть нити гирлянды. На первой нити мы повесим игрушки, в названии которых есть один слог. На второй нити повесим игрушки, в словах которых есть два слога. А на нижней третьей нити повесим игрушки, названия которых делятся на три слога. Мне досталась игрушка со словом елка, это слово делится на два слога «ел-ка» (демонстрирует хлопками). Я ее вешаю на вторую нить. Поделите свои слова на слоги и правильно повесьте на гирлянду.

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Правильно ли вы выполнили это задание, нам подскажет волшебная палочка. Если игрушки висят правильно, она загорается, если нет, то потухает.

Проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель: Пришло время открыть еще одну коробочку. Вот эта оттаяла. В ней новогодний мешочек, но он пуст. Чтобы его повесить на елку надо заполнить мешочек предложениями со словом елка (снежинка, санки, снегири). Становитесь в круг, мешочек будем передавать друг другу и складывать в него предложения. Я положу свое предложение: «Дети наряжают елку».

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Какой тяжелый стал мешочек, мы его завяжем и повесим на елку.

Елка засверкала, стала нарядной, не хватает только под ней подарков. Как же это нам исправить? Подскажет следующая коробочка (берет коробку). А в ней есть задание, которое укажет правильный путь подарков к елке. Садитесь за столы и соедините дорожки по точкам.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра 

Наступает Новый год!
Дети водят хоровод.
Висят на елке шарики,
Светятся фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Кружатся снежинки.
В гости Дед Мороз идет,
Всем подарочки несет.
Чтоб подарки посчитать,
Нужно пальцы загибать.

Дети выполняют графическое задание. 

Воспитатель: Задание закончили, а чтобы убедиться в правильности его выполнения, нужно заглянуть под елку. (Дети находят под елкой подарки).

Воспитатель: Ребята, вы помогли исполнить мое желание – елка стала новогодней. Исполняя мое желание, какие задания вам показались интересными? Сложными? Самыми легкими?

Я вас поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю вам быть сообразительными, любознательными, находчивыми, отзывчивыми. Ведь именно эти ваши качества помогли исполниться моему желанию. Спасибо.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий