Практико-ориентированные задачи предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся, служат инструментом измерения и оценивания химической компетентности учащихся, а их выполнение предусматривает самостоятельный поиск знаний, работу с различными источниками информации, что позволяет оценивать не только химическую, но и метапредметную компетентность обучающихся.
Татьяна СМИРНОВА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
Обучение химии в рамках практико-ориентированного подхода реализует понимание сущности химических процессов, а приобретенные знания и умения востребованы в практической деятельности и в окружающей жизни для объяснения явлений в природе и быту.
Использование практико-ориентированных заданий способствует лучшему усвоению информации учащимися, поскольку при их решении возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Структура практико-ориентированного задания достаточно чётко определена в методической литературе. Я же предлагаю несколько заданий, которые использую в своей практике, по темам:
– Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций;
– Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей;
– Растворы.
Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций
Кормилица
Нефть является крупнейшим источником финансовых поступлений в бюджет. Цена нефти влияет на цены товаров, которые мы покупаем в магазине.
Что мы вообще знаем о нашей кормилице?
Нефть добывают с глубины от нескольких десятков метров до 5–6 км. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2–3 километра. Добыча нефти – весьма сложный процесс, состоящий из множества этапов.
Переработка нефти – многоступенчатый цикл операций, который проводят с целью получения нефтепродуктов из сырья.
Из нефти путем перегонки получают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Эти отдельные порции – фракции – различаются температурой кипения. Тракторы и грузовики работают на дизельном топливе (солярке). Топливом для современных самолетов является керосин. Бензин используют в качестве автомобильного горючего: при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах, при сгорании получаются углекислый газ и вода. Если углекислый газ пропустить через известковую воду, то она помутнеет. Вода, выделяющаяся при сгорании топлива, испаряясь, превращается в водяной пар.
Задания к тексту
1 Перечислите явления, о которых идет речь в тексте.
2 Определите, какие явления относятся к физическим, а какие – к химическим. Аргументируйте свое мнение.
3 Объясните, что лежит в основе классификации явлений (физические и химические).
4 Оформите полученные результаты в виде таблицы.
Пример явления | Классификация явления | Основание для классификации |
5 Порекомендуйте алгоритм, который позволит определить химические явления среди множества других.
Предложенное задание позволяет не просто изучать классификацию явлений, но и добавить ассоциации с конкретными действиями и событиями, что придает смысл изучаемому, развивает умение анализировать текст, сравнивать, структурировать материал.
Задания могут иметь краеведческую направленность.
Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей
Пейте, дети, молоко, будете здоровы
Знаете ли вы, что молоко и различные молочные продукты являются источником полезных питательных веществ, которые просто необходимы растущему организму школьника?
Эти вещества содержатся в молоке в сбалансированном количестве, легко усваиваются и являются уникальными. Молоко является источником кальция, фосфора, белка, витаминов А- и В-групп. Молоко содержит также некоторое количество жира, необходимого для усвоения кальция.
Гродненское ОАО “Молочный Мир”, созданное в 1938 году, выпускает различные виды молочной продукции: молоко, творог, сливочное масло, йогурт, сыры, перерабатывая 730 тонн молока в сутки. Массовая доля жира в выпускаемом молоке может быть 2 % или 3,6 %.
Задания к тексту
1 Молоко – это чистое вещество или смесь веществ? Почему?
2 К какому типу смесей относится молоко: однородной или неоднородной? Почему?
3 Что обозначает надпись на пакете с молоком “Жирность 2 %”?
4 Вычислите массу жира в 1 кг молока.
5 Какая масса жира поступает в организм, если человек выпивает 200 г такого молока?
Растворы
На материале практико-ориентированного задания можно реализовать воспитательную направленность урока, осуществить межпредметные связи. Например, при изучении темы «Растворы» в 8-м классе можно предложить учащимся задание, направленное на формирование нравственных качеств личности.
Крокодиловы слезы
У морских рептилий: черепах, змей, ящериц – выводной проток солевой железы открывается в угол глаза, а секрет стекает наружу. Давно уже люди обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными прозрачными слезами. Съев очередную жертву, крокодил якобы оплакивает ее. Отсюда возникло крылатое выражение «крокодиловы слезы», как символ высшего лицемерия. И только в наши дни стала ясна их причина: так организм крокодила освобождается от излишка солей, поступивших с водой и пищей.
Установлено, что массовая доля хлорида натрия в слезной жидкости рептилий составляет 7 %.
Задания к тексту
1 Рассчитайте, какая масса хлорида натрия содержится в 10 г слез крокодила.
2 Сколько слез (г) должен «выплакать» крокодил, чтобы избавиться от 14 г соли?
3 Как вы понимаете фразеологизм «крокодиловы слезы»?
Применение практико-ориентированных заданий возможно на разных этапах урока: на этапе подготовки к восприятию новых знаний, на этапе усвоения и первичного закрепления знаний, на этапе их практического применения.
Практико-ориентированное изучение химии выводит учащихся на комплексное восприятие химии и формирует у них понимание необходимости химических знаний в разных аспектах жизни человека.