Педагог организовывает деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Надкласс Рыбы» через создание обобщенной модели знаний путем логико-смысловой модели, в результате чего учащиеся смогут выполнить на выходе итоговый тест с заданиями на определение, строение систем внутренних органов и их функций, многообразие и хозяйственное значение рыб.
Светлана ДУНЕЦКАЯ,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема урока: Обобщение и контроль знаний по теме «Надкласс Рыбы».
Место урока в изученной теме: 6-й урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, многомерная дидактическая технология, информационно-коммуникационная технология, технология рефлексии.
Обучающая цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Надкласс Рыбы» (особенности внешнего строения, строение внутренних органов тела рыбы и их функции, многообразие и хозяйственное значение рыб) через создание обобщенной модели знаний путем логико-смысловой модели, в результате чего учащиеся смогут выполнить на выходе итоговый тест с заданиями на определение, строение систем внутренних органов и их функций, многообразие и хозяйственное значение рыб.
Личностно-развивающие задачи урока:
– способствовать развитию умений учащихся привлекать личный опыт в обсуждении проблемы, высказывать и аргументировать свое мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
– создать условия для взаимного обучения учащихся, для развития умений слушать и слышать друг друга, анализировать результаты деятельности, развития мыслительных операций по определениям логико-смысловой модели, по сворачиванию и разворачиванию информации;
– организовать ситуацию выбора и воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе;
– содействовать формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи;
– создание условий для осознания значимости «Надкласса Рыбы» в системе животного мира.
Формирование области знаний: закрепление биологических понятий и знаний по теме «Надкласс Рыбы».
Прогнозируемый результат
Учащийся должен знать:
– систематическое положение «Надкласса Рыбы» в системе животного мира;
– внешнее строение, скелет и мускулатуру рыб;
– строение систем внутренних органов рыб;
– строение нервной системы, органов чувств и поведение рыб;
– размножение и развитие рыб; разнообразие форм заботы о потомстве;
– многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды;
– значение, промысел и разведение рыб.
Что должен уметь учащийся: сотрудничать, работать в заданном темпе, привлекать личный опыт при обобщении изученного материала, анализировать и структурировать информацию, осуществлять самоконтроль и самокоррецию.
Оборудование: учебное пособие, рабочие тетради, таблица «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Речной окунь», шкала самодиагностики, презентационные материалы, логико-смысловая модель, раздаточный материал «Карточка индивидуального учета знаний», тестовые задания для выходного (итогового) контроля.
С. Дунецкая. Обобщение и контроль знаний по теме «Надкласс рыбы». Презентация
Ход урока
I Организационное начало урока
Начало урока направлено на активизацию внимания учащихся и вовлечения в учебную деятельность.
– Здравствуйте, ребята, рада вас видеть на нашем очередном учебном занятии.
II Актуализация субъективного опыта учащихся
– Сегодняшний наш урок – это урок обобщения и контроля знаний по теме «Надкласс Рыбы». Предлагаю вам отметить на шкале самодиагностики ту ступеньку, которая соответствует вашему уровню усвоения учебного материала темы «Надкласс Рыбы» (Учащиеся работают со шкалой самодиагностики).
III Совместное целеполагание
– Ребята, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Высказывания учащихся) У вас на партах лежат карточки индивидуального учета знаний, выберите на них цели, которые бы вы хотели достичь в ходе нашего учебного занятия.
IV Подготовка к активному и осознанному повторению материала
– Сегодня нам предстоит убедиться, что темы прошлых учебных занятий усвоены. Для того чтобы систематизировать свои знания и закрепить их, мы поработаем по логико-смысловой модели «Надкласс Рыбы», выполняя задания, предложенные в карточке индивидуального учета знаний.
V Обобщение и систематизация знаний. Самоконтроль и коррекция знаний
Перед вами логико-смысловая модель «Надкласс Рыбы». На координате К1 ключевыми словами записан план урока, по которому мы будем работать.
– Наша задача – рассмотреть каждую координату и выполнить контрольные задания к ним.
Внешнее строение рыб
Координата К2 – «Внешнее строение рыб» (Учащиеся дают ответы на вопросы, которые содержит данная координата).
– Выполните задания по особенностям внешнего строения рыб в карточке индивидуального учета знаний. (Время выполнения – 3 минуты). Выберите одно из заданий в соответствии с вашими знаниями. Когда выполните, поднимите руку и возьмите листок самопроверки.
1) Подпишите рисунок (5-6 баллов)
2) Заполни пропуски в тексте (7–8 баллов)
Рыбы – это … животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат… , рот рыб вооружен подвижными челюстями. Имеются парные конечности, представленные … и … плавниками. Непарные конечности образованы …, … и … плавниками. Тело покрыто… . Все рыбы имеют … скелет, который может быть … или… . Органы чувств представлены следующими образованиями: органы зрения – …, органы обоняния -… . Органами осязания у некоторых придонных видов служат … … на губах в виде усов. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают… .
3) Ответьте на вопрос (9–10 баллов)
У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб?
Органы тела рыб
Координата К3 – «Органы тела рыб». Вспомним об особенностях их строения. (Учащиеся дают ответы на вопросы, которые содержит данная координата) (Слайд 9).
– Выполните задания в карточке индивидуального учета знаний по теме «Органы тела рыб», выбрав одно из заданий в соответствии с вашими знаниями. Когда выполните, поднимите руку и возьмите листок самопроверки. (Время выполнения – 3 минуты)
1) Найдите лишнее и объясните почему? (5–6 баллов)
– ротовая полость, пищевод, желудок, почки, печень;
– жаберные крышки, жаберные лепестки, глотка, жаберные тычинки.
– брюшная аорта, сердце, эритроциты, жабры, вены;
– туловищные почки, выделительное отверстие, мочевой пузырь, двенадцатиперстная кишка, мочеточники;
2) В кровеносной системе рыб имеются:
а) желудочек; б) предсердие; в) аорта; г) капилляры; д) вены; е) артерии.
Укажите правильную последовательность органов в кровеносной системе рыб. (7–8 баллов)
3) Ответьте на вопрос (9–10 баллов)
Недостаток кислорода в воде зимой подо льдом приводит к замору рыбы. Какие факторы могут вызвать это явление в летнее время?
Релаксационная пауза
Нервная система. Органы чувств
– Координата К4 – повторяем особенности строения нервной системы и органов чувств рыбы. (Учащиеся дают ответы на вопросы, которые содержит данная координата) (Слайд 13).
– Выполните задание в карточке индивидуального учета знаний по теме «Нервная система. Органы чувств», выбрав одно из заданий в соответствии с вашими знаниями. Когда выполните, поднимите руку и возьмите листок самопроверки. (Время выполнения – 3 минуты)
- Тест (5–6 баллов)
1) Количество отделов головного мозга рыб равно:
а) 4; б) 3; в) 5; г) 6.
2) Какие отделы нервной системы образуют ее центральную часть?
а) головной и спинной мозг;
б) передний мозг и мозжечок;
в) средний мозг и нервы.
3) К безусловным рефлексам относятся
а) реакция на вкус пищи;
б) сбор рыб у кормушки при постукивании по стенкам аквариума.
2) Вопрос (7–8 баллов):
В аквариум к слепой щуке пустили рыбок. Не видя их, щука всех переловила. Каким образом она их обнаружила?
Размножение и развитие рыб
– Координата К5 – повторяем особенности размножения и развития рыб. (Учащиеся дают ответы на вопросы, которые содержит данная координата) (Слайд 16).
– Выполните задание в карточке индивидуального учета знаний по теме «Размножение и развитие рыб». Когда выполните, поднимите руку и возьмите листок самопроверки. (Время выполнения – 3 минуты). Заполните пробелы в схеме «Размножение и развитие рыб».
Многообразие рыб
– Координата К6 – «Многообразие рыб». Вам нужно самостоятельно составить и записать в карточку индивидуального учета знаний пять верных или неверных утверждений по теме «Многообразие рыб» и предложить их для ответа соседу по парте.
Составление верных, неверных утверждений, взаимный опрос по «Кардиограмме знаний». (Время выполнения – 3 минуты).
1. _____________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
VI Выходной контроль знаний
– Меня сегодня радует, что вы, ребята, хорошо владеете материалом по теме «Надкласс Рыбы». И, чтобы отметить ваше продвижение в усвоении материала, предлагаю выполнить итоговый тест. Время выполнения – 6 минут.
VII Итоговая рефлексия
– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
– Что было для вас самым трудным на уроке?
– Что необходимо сделать, чтобы избежать этих трудностей?
– Чем вам помогла логико-смысловая модель?
– Обратимся сейчас к шкале самодиагностики. Предлагаю вам поставить отметку на соответствующей ступеньке, отметив тем самым свое продвижение в усвоении знаний.
– Кто из вас поднялся на ступеньку выше?
VIII Подведение итогов учебного занятия. Выставление отметок и их комментирование
IX Информация о домашнем задании
1. Повторить материал «Надкласс Рыбы» § 29–33
2. Предлагаю вам подготовить информацию в форме коллажа на тему:
— «Самые, самые…»;
— «По страницам Красной книги Республики Беларусь. Рыбы»;
— «Интересные факты из жизни рыб».