Определение последовательности звуков в слове. Конспект подгруппового/группового логопедического занятия с учащимися младшего школьного возраста (2-й класс) по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза речи

- 17:25Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен сценарий логопедического занятия с упражнениями для школьников по коррекции дисграфии 

 

Анастасия БОРОДИЧ,
учительдефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»
 

b.anastasiya92@mail.ru

 

 

 

Тема: Определение последовательности звуков в слове. 

Цель: формировать умение определять последовательность звуков в слове. 

Задачи:

– формировать умение сравнивать по звуковому составу слова и выделять разный звук;
– формировать умение сравнивать слова, одинаковые по звуковому составу, выделяя ударение и определяя значение слова;
– формировать умение выделить общий звук в слове на уровне заданных слов;
– закреплять знания образовывать множественное число существительных;
– формировать умение образовывать слова, меняя звуки в словах местами;
– формировать умение добавлять звук для образования новых слов;
– формировать умение выделять первый звук в слове и составлять слова.

Оборудование: карточки, речевой материал, тетрадь, ручка, карандаш.

Подгрупповое занятие (2–4 человека)/ групповое занятие (4–6 человек).

 

Ход занятия 

1 Организационный момент

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами вспомним, какое сейчас у нас времена года? (Зима) Правильно. А кто мне подскажет, какое время года было до зимы? (Осень). А какое время года будет после зимы? (Весна). Хорошо. А кто нам перечислит дни недели по порядку? (Ответы детей). А как называются два выходных дня? (Ответы детей). Молодцы!

Учитель-дефектолог: Сегодня мы познакомимся с новой темой занятия, которая поможет нам определять звуки в словах, а именно их последовательность. Какой звук за каким идёт. Например: слово «мак». Какой первый звук? ([м]) Какой второй? ([а]) Какой третий? ([к]) Правильно!

 

2 Основная часть

2.1 Упражнение «Сравни»

Учитель-дефектолог: Открыли тетрадь, записали число. Отложили тетрадь в сторонку. Возьмите карточки.

Наше первое задание – сравнить слова по звуковому составу, подчеркнуть разные буквы. Мы помним: звуки мы слышим и говорим, буквы мы пишем и читаем. Например, мак – лак. Какие буквы одинаковые, какие разные? Правильно, первые звуки и буквы отличаются, остальные звуки и буквы в словах одинаковые.

Перечень слов: суп – сук; дом – дым; дочка – точка; дачка –пачка; плеск – треск; билет – балет; барон – баран; букет – буфет.

Учитель-дефектолог: Молодцы!

 

2.2 Упражнение «Сравни одинаковые слова»

Учитель-дефектолог: Посмотрим наше следующее задание. Сравните слова одинаковые по звуковому составу, но отличающиеся местом ударения. Уточнение: одно и то же слово по написанию может иметь разное значение, если мы поставим ударение в разных местах.

Например, за́мок – замо́к. В первом случае, ударение на А, зАмок – это здание, во втором случае замОк – это замок на дверь, на калитку, чтобы закрыть.

Перечень слов: круж­ки – кружки, стрелки – стрелки, ирис – ирис.

Учитель-дефектолог: Читаем слова, ставим ударения, проговариваем значение слова. Молодцы!

 

2.3 Упражнение «Что общего?»

Учитель-дефектолог: Сейчас нужно быть внимательными. Определите, какой общий звук есть в словах.

Например, бусы – бант – бок. Правильно, в начале слова спрятался звук [б], он есть в каждом слове.

Перечь слов (дети слушают слова на слух и определяют общий звук):

двор – мир – сыр;
слон – лук – лапа;
бант – ноль – сундук;
воск – левый – варит.

Учитель-дефектолог: Молодцы!

 

2.4 Физкультминутка. Игра с мячом «один – много»

Учитель-дефектолог: У меня один банан – а у тебя (много бананов), у меня один апельсин – (много апельсинов), у меня одно киви – (много киви), у меня один лимон – (много лимонов), у меня одно яблоко – (много яблок), у меня один персик – (много персиков), у меня один абрикос – (много абрикосов).

Учитель-дефектолог: Молодцы, хорошо вспомнили фрукты и потренировались образовывать множественное число.

 

2.5 Упражнение «Измени-ка»

Учитель-дефектолог: Теперь мы выполним задание на карточках. Давайте разделимся на группы.

Первый ряд

Задание – поменять местами звуки в словах, чтобы образовались новые слова. Например, слово СОН – поменяли буквы местами, получилось НОС.

Перечь слов: кипа (пика); липа (пила); руби (бури); лето (тело).

Второй ряд

Задание – нужно добавить один новый звук в начале, в середине или в конце слова, чтобы образовалось новое слово.

Например: рот – добавили в начале слова К, получилось крот,

Перечь слов: рубил – (трубил); рама – (драма); рис – (ирис); свет – (Света).

Третий ряд

Задание – в каждом слове выделить первый звук, по первым звукам, составить новое слово. В слове «кусок» – первый звук [к], в слове «ослик» – первый звук [о], в слове «труба» – первый звук [т]. Какое получилось слово? (Кот). Правильно. Кто такой кот? – это домашнее животное. Молодцы!

Перечень слов: кусок – ослик – труба = кот; лапа – усы – нос – аист = луна.

 

3 Итог занятия

– Что мы сегодня делали на занятии?
– Какие упражнения были сложными, а какие, наоборот, показались вам самыми лёгкими?
– Оцените свои успехи, поставив на ступеньку лесенки от 1 до 10. Молодцы!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий