Сценарий творческого занятия для детей средней группы с использованием ТРИЗ и РТВ-технологии
Наталия ЖУЛИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 12 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления детей о строении тела человека;
– развивать умение прослеживать изменения в развитии организма человека через использование трехэкранного системного оператора;
– упражнять в хоровых и индивидуальных ответах;
– развивать умение двигательной и мимической выразительности через использование приема «эмпатии»;
– продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования (пальцеграфия);
– воспитывать интерес к занятию.
Материал к занятию: трехэкранный системный оператор, картинки (младенец, взрослый мужчина, мальчик), гуашь, силуэты ёлок, салфетки бумажные.
Предварительная работа: рассматривание фигуры взрослого человека, детей разного возраста.
Ход занятия
Игра «Давайте познакомимся»
Воспитатель. Ребята давайте с вами поиграем. Вы назовите каждый своё имя (дети хором называют).
– А теперь каждый, по одному, назовёт свое имя. Полным предложением «Меня зовут…».
– Вот мы и познакомились. А сколько у нас в группе мальчиков, а девочек. (Много).
А где девочки?
Встаньте на носочки.
Хлопайте в ладошки.
А скажите: «Вот мы здесь».
Воспитатель.
А где наши мальчики?
Встаньте на носочки.
Топайте ногами, хлопайте руками.
А скажите: «Вот мы здесь».
(Игра повторяется 2 раза).
Воспитатель. В группе ещё кто-то не сказал, как его зовут. Кто это? (Показываю картинку с изображением мальчика).
– Кто это? (Мальчик)
– А почему вы решили, что это мальчик? (Потому что одет в шорты, рубашку, у него короткая стрижка.)
– Да это мальчик. Зовут его Ваня. Живет он на волшебном экране. (На трехэкранный системный оператор выставляю картинку с изображением мальчика)
– Ваня нас видит? (Да) Чем он смотрит? (Глазами)
– А сколько глаз у Тани, Саши, Вики, Олега? (Два)
– А слышит ли нас Ваня? (Да)
– Чем он слушает? (Ушами)
– А сколько ушей у Кати, Оли? (Два)
– А ещё Ваня любит петь и разговаривать. Чем он говорит? А у вас есть рот? Сколько ротиков у Маши, Леши? (Один)
– Наши глазки и рот умеют смеяться и плакать. Покажите, какие вы весёлые. А какие вы, когда плачете? (Мимические упражнения)
– Вы сидите, а что делает Ваня? (Стоит)
А для чего нужны ноги? (Стоять, ходить, бегать, прыгать)
– Покажем, как это делают ваши ноги
Физкультминутка под музыку «Что умеют наши ноги»
Воспитатель. А ещё у Вани есть руки. А для чего нужны руки? Что умеют руки? А для того чтобы руки были умелыми сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Все пальцы, кроме большого пальца, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.
Пальчик, мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
(Показать указательный палец.)
С этим братцем – щи варил.
(Показать средний палец.)
С этим братцем – кашу ел.
(Показать безымянный палец.)
С этим братцем – песни пел.
Воспитатель. Ребята, но Ваня не сразу стал большим мальчиком. Когда-то Ваня был вот таким (Показываю картинку младенца, выставляю на трехэкранный системный оператор).
– Каким был Ваня? (Маленьким младенцем)
– А что он умел делать? А что не умел?
– А потом Ваня вырастет и будет вот таким (Показываю картинку взрослого мужчины).
– Да ребята, большим взрослым дядей. Что он будет уметь делать? (Писать читать, бегать, и т. д.).
Воспитатель. У человека есть много помощников:
Смотреть помогают… (глаза).
Слушать помогают… (уши).
Говорить – … (язык).
Ходить – … (ноги).
А работу делают (руки).
А чтобы руки были умелыми их надо научить.
Воспитатель. А теперь давайте покажем, какие у вас умелые руки.
Детям предлагаю силуэты елок, а пальчиками надо нарисовать фонарики и огоньки. Дети рисуют за столами.
Воспитатель. Ребята, вы молодцы! А наше занятие подошло к концу. До свидания!