«Полезный кубик» могут использовать не только дефектологи, но и психологи, воспитатели и родители. Кубик можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Яна ДАШКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 7 г. Мозыря»
Гомельская область
Красивая речь – это всегда большая работа. Она требует внимания, усердия и упорства. Дети, как губки, впитывают все услышанное, при этом, применяя различные фразы, не анализируя их. К сожалению, взрослые не всегда исправляют детей, таким образом одобряя неправильное использование слов. Как показывает практика, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушением лексико-грамматических категорий языка, входящих в структуру практически всех речевых нарушений.
Нарушение лексико-грамматических категорий языка проявляется в следующих ошибках:
– неправильное образование форм множественного числа существительных в именительном и косвенных падежах;
– в образовании уменьшительно-ласкательных форм;
– в согласовании числительных с существительными;
– в употреблении предложно-падежных конструкций;
– в неправильном образовании названий детенышей животных;
– в неправильном согласовании притяжательных местоимений с существительными в роде.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.
В своей работе по развитию лексико-грамматического строя я активно использую популярное пособие «Полезный кубик», которое сочетает в себе всем известные игры «Сосчитай-ка», «Жадина», «Большой-маленький», «Один-много», «Слова-признаки», «Слова-действия».
Полезный кубик
Оборудование: кубик, 9 предметных картинок или мелких игрушек на заданный звук или тему, цифры от 1 до 5.
Ход игры: разложить на столе картинки (игрушки); ребенок бросает кубик, выпадает одна из игр; бросает еще раз, выпадает следующая игра. Количество сыгранных игр зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Игра «Сосчитай-ка» помогает в развитии грамматического строя речи, а именно, в согласовании числительных с существительными.
Раскладываю разноцветные цифры, предлагаю карточку или игрушку и прошу сосчитать. Стараюсь каждый раз подбирать карточки, слова к которым могут быть любого рода, в единственном и множественном числе.
Игра «Жадина» помогает в развитии грамматического строя речи, а именно в согласовании притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе: говорю «пожадничай», забери все себе. Ребенок собирает картинки и говорит: «Мой… моя… мое… мои…».
Игра «Большой – маленький» помогает в развитии лексико-грамматического строя речи, а именно в образовании уменьшительно-ласкательных форм: я называю картинку, ребенок образует уменьшительно-ласкательную форму.
Игра «Один-много» помогает в развитии грамматического строя речи, а именно в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Я читаю двустишие:
Мы волшебники немного.
Был один, а стало много.
Затем, показываю картинку, ребенок образует форму множественного числа существительных в именительном падеже. После этого необходимо образовать форму множественного числа в родительном падеже.
Игра «Слова-признаки» помогает в развитии лексико-грамматического строя речи, а именно в подборе определений и согласовании их с существительными в роде и числе: показываю картинку или игрушку и прошу ответить на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Игра «Слова-действия» помогает в развитии лексико-грамматического строя речи, а именно в подборе глаголов и изменении существительных в косвенных падежах: предлагаю картинку или игрушку и спрашиваю: «Что делает? Что с ним делать?»
За время работы я обратила внимание на то, что материал, подаваемый на занятиях в игровой форме, воспринимается и усваивается намного легче, поэтому в своей практике я использую как можно больше разнообразных игр, как уже готовых, так и изготовленных самой.
«Полезный кубик» в своей работе могут использовать не только дефектологи, но и психологи, воспитатели и родители. Кубик можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.