Использование комплекса схем-моделей на занятиях по коррекции дисграфии с учащимися младшего школьного возраста

- 12:27Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Использование описанных наглядных пособий даёт возможность облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения коррекционного материала, повышает уровень познавательной активности и мыслительной деятельности на коррекционных занятиях и уровень учебной мотивации на учебных занятиях в классе.

 

Вероника ЕЛАГИНА,
учитель-дефектолог
ГУО средняя школа № 2 г. Ельска,
Гомельская область

 

 

 

Практика работы в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) показывает, что по-прежнему самую многочисленную группу составляют дети с различными нарушениями устной и письменной речи. У многих учащихся нарушения чтения и письма сочетаются с низкой учебной мотивацией, низким уровнем познавательного интереса, недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления. На коррекционных занятиях дети с трудом включаются в работу, не проявляют заинтересованности, ожидают привычной помощи от педагога.

Необходимость оптимизации коррекционно-педагогической работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями речи при высокой плотности занятий в условиях ПКПП ставит проблему поиска такого дидактического материала, который помог бы облегчить процесс восприятия и усвоения детьми этой категории новых знаний, удержать внимание и интерес ребенка на протяжении занятия, а значит, повысил бы эффективность коррекционной работы.

Первоначально в практику моей работы по коррекции разных видов дисграфии вошли отдельные задания из альбомов Е.В.Мазановой «Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии», «Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников», «Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии». Из этих пособий на коррекционно-педагогических занятиях применялись отдельные обозначения: символы, знаки, схемы, которые интересны были детям. Но часть детей всё же испытывала трудности при усвоении материала коррекционных занятий. В ходе дальнейшей работы с этими наглядными пособиями обозначения были усовершенствованы в виде схем-моделей, которые первоначально применялись на занятиях по коррекции оптической дисграфии.

 

Этапы работы со схемами-моделями

1 этап – диагностический

Диагностические занятия проводятся в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах. По результатам обследования учащихся II–IV классов сведения о состоянии устной и письменной речи заносятся в речевые карты.

Анализ речевых карт учащихся, посещающих занятия в ПКПП, демонстрирует, что устная речь младших школьников зачастую характеризуется обиходностью, множеством лексико-грамматических ошибок, нарушением звукопроизношения. У детей наблюдается неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность, скудность и ограниченность словаря. В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи. Дети испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила. На письме допускают ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию, ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова, ошибки по нарушению грамматического согласования слов в предложении, ошибки на смешение букв сходных по начертанию.

2 этап – пропедевтический

На этом этапе проводится вводная, ознакомительная беседа, в ходе которой мною даются основные понятия: «схема», «модель»; демонстрация, знакомство с различными моделями букв, графическими схемами, символами, которые изображены на разработанных схемах-моделях.

Внимание обращается на то, что схемы-модели – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить; цель схем-моделей – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, отложился бы в долговременной памяти, облегчил бы запоминание. Отмечается, что схема-модель – это приближенное описание оригинала; наглядный материал, специально созданный для решения поставленной задачи, который может быть заменён наиболее точным, удобным описанием.

В результате у учащихся формируется необходимый уровень понимания графического способа передачи информации: зрительное и пространственное восприятие объектов, их анализа и синтеза. Также формируется стойкий интерес к предлагаемым заданиям.

3 этап – коррекционно-регулятивный

На этом этапе учащиеся знакомятся с разными видами разработанных схем-моделей; апробируют и внедряют готовые схемы-модели в коррекционно-педагогический процесс.

На коррекционно-педагогических занятиях по разным видам дисграфии на этапе объяснения и закрепления коррекционного материала демонстрируются опорные схемы-модели. При объяснении новой темы с каждой схемой-моделью производится разбор того, что обозначают картинки, символы, знаки. Эти наглядные пособия я использую при проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

 

Состав пособий

Пособия состоят из:

– демонстрационного материала формата A3, которые на период изучаемой темы крепятся к доске;
– карточек формата А4 для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-дефектолога.

Для всех видов дисграфии разработан раздаточный материал для учащихся.

Раздаточный материал представляет собой индивидуальные мини-карточки, на которых изображены символы, необходимые для проведения занятия по коррекции определённого вида дисграфии.

 

Каждая схема-модель, которая применяется на занятиях по коррекции оптической дисграфии, имеет свою структуру:

– изучаемые буквы;
– предметные картинки, которые схожи с изучаемыми буквами занятия по начертанию;
– «домики», в которых написаны прописные изучаемые буквы и их элементы.

 

 

 

Тематика схем-моделей

Схемы-модели, которые используются на занятиях по акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии, я распределила по темам на основе содержания планирования по данным видам дисграфии.

 

Схемы-модели для занятий по акустической дисграфии

Схемы-модели для занятий по акустической дисграфии имеют следующую тематику: гласные буквы и звуки, функции мягкого знака, парные согласные буквы и звуки, гласные буквы о-у, ё-ю, сонорные согласные, шипящие-свистящие согласные звуки и буквы.

 

 

Схемы-модели, которые применяются на занятиях по дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Схемы-модели, которые применяются на занятиях по дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза распределяются по следующим темам: гласные буквы и звуки, сонорные согласные, парные согласные буквы и звуки, глухие непарные согласные, звуко-буквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез слов.

 

 

 Схемы-модели, используемые на занятиях по коррекции аграмматической дисграфии

Схемы-модели, используемые на занятиях по коррекции аграмматической дисграфии, делятся на темы: части слова, предлоги, словоизменение существительных, слова-признаки, слова-действия, слова, обозначающие количество предметов.

 

 

Введение схем-моделей значительно облегчило процесс усвоения содержания образовательной программы по русскому языку. Дети стали более активными на учебных занятиях, стали задавать вопросы, строить грамотные речевые высказывания при ответах, что положительно сказалось на результатах учебной деятельности.

Использование на коррекционных занятиях комплекса схем-моделей доказало свою эффективность:

– дети стали более внимательными к собственной речи, к ответам товарищей и к словесным инструкциям учителя-дефектолога;
– благодаря возросшей речевой активности детей, не угасающей в процессе многократных упражнений-тренировок, качественно развилась экспрессивная речь, резко сократилось количество «аграмматизмов»;
– применение схем-моделей позволило одновременно активизировать детей с разными речевыми возможностями; вслушиваясь в ответы более сильных товарищей, ребенок успешнее осуществлял переход из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».

Использование схем-моделей позволило детям научиться:

– добывать информацию, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
– формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
– развивать неречевые процессы: внимание, память, образное мышление.

 

Разработанный мною комплекс схем-моделей обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях.

Использование таких наглядных пособий даёт возможность облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения коррекционного материала, повышает уровень познавательной активности и мыслительной деятельности на коррекционных занятиях и уровень учебной мотивации на учебных занятиях в классе.

Описанные наглядные пособия могут быть использованы в работе учителей-дефектологов ПКПП, учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий