Сценарий познавательной игры-путешествия. Занятие ориентировано на экологическое направление.
Наталья ПОЧЕБУТ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Свислочь»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления о растительном и животном мире экологической тропы, раскрывающей взаимосвязь между объектами природы;
– развивать интерес к растениям и животным разных природных сообществ;
– воспитывать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею), ответственность за состояние природы ближайшего окружения; стремление активно участвовать в её охране.
Материал: игрушка Буся; планшет; дидактический материал (конверт с письмом, солнышко, капелька, листок, птичка), тарелки с ложками из дерева, мёд; дидактический материал для подвижной игры «Аист»; мольберты, гуашь, ватные палочки.
Предварительная работа: беседы и наблюдение за природными объектами ближайшего окружения, разучивание стихов, отгадывание загадок, разучивание частушек, игр. Поскольку на мёд у детей может быть аллергия, необходимо заранее выяснить у родителей, можно ли детям пробовать мёд, получить разрешение. При необходимости заменить угощение на чай с разрешенными сладостями.
Ход путешествия
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила электронное письмо на адрес нашего дошкольного центра. Прочитаем его вместе? (Да).
– Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я – Буся, хозяин экологической тропы. Знаю, что вы любите путешествовать, поэтому приглашаю вас на интересную экскурсию по моей экологической тропе. Приходите ко мне в гости, я вам все расскажу.
Хозяин тропы Буся.
Ну что, ребята, принимаем приглашение Буси? (Да)
Тогда в путь!
Станция «Хозяин тропы Буся»
Воспитатель: А вот и Буся.
Буся: Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы приняли мое приглашение. Я – хозяин экологической тропы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое экологическая тропа? (Нет) А давайте спросим у Буси (обращается к Бусе). Буся, а что такое экологическая тропа?
Буся: Экологическая тропа – это маршрут, который состоит из станций. Пройдя по тропе, можно узнать много интересного о природе нашего края, о деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнать, что природа дарит человеку, как человек должен охранять все живое.
Воспитатель: Как интересно!
Буся: Ребята, чтобы лучше узнать природу, приглашаю вас прогуляться по моей тропе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в природе:
– нельзя ломать ветки;
– нельзя оставлять после себя мусор;
– нельзя разорять гнезда и муравейники;
– нельзя рвать большие охапки цветов.
Буся: Молодцы, ребята! Вижу, что правила поведения в природе вы знаете и соблюдаете их!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По маршруту мы пойдем.
Все узнаем, все поймем.
Идут к липе, под которой стоит столик, а на столике угощенье – мед.
Станция «Липа»
Буся:
Пахучим сладким цветом
Ты каждый год цветешь.
И мед свой жарким летом
Ты пчелам отдаешь.
Буся: Как называется это дерево? (Липа)
Буся: Правильно, липа. Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». А еще липу называют медовым деревом, потому что его очень любят пчелы. Липовый мед самый полезный. Друзья, вы в гости к липе пришли, а гостей всегда угощают. Липа хочет угостить вас своим медком. Подходите, берите липовые ложечки, да из липовых чашечек угощайтесь.
Воспитатель: Недаром народ придумал поговорки:
– Цветы – пчелкам, а мед деткам.
– Сладок мед, да ковшом его в рот!
Ребята, давайте скажем липке спасибо за угощенье! (Спасибо).
Буся: Ну что ж, медком подкрепились, отправляемся дальше.
Идут к дорожке здоровья.
Станция «Дорожка здоровья»
Воспитатель: Что за чудо-чудеса!
Буся:
Вот дорожки на пути
Все дорожки не простые.
Разноцветные такие.
По дорожкам кто пойдёт.
Тот здоровье там найдет.
Дети снимают обувь и босиком проходят по дорожке здоровья туда и обратно.
Буся: Ну что, ребята, здоровья прибавилось? (Да) Давайте продолжим путь.
Идут по дорожке к гортензиям.
Станция «Моносад гортензий»
Буся: А это станция называется «Моносад гортензий». Очень скоро она зацветем огромными белыми цветами. Гортензия дословно означает “сосуд с водой”. Влаголюбива, поэтому без воды скучает.
Воспитатель: Ребята, а чтобы быстрее она радовала нас своей красотой, давайте её польем, а она нам скажет спасибо. (Дети берут лейки и поливают кусты гортензии).
Воспитатель: Посмотрите, она зашевелила листочками за вашу заботу.
Выходят, идут по дорожке.
Станция «Клён»
Буся: А куда мы отправляемся дальше, догадайтесь сами. Дам вам подсказку. Это дерево, а его листья похожи на ваши ладошки.
Воспитатель: Ну, что, ребята, догадались? (Клён)
Буся: Правильно, вот и клён.
Воспитатель: Ой, смотрите, а здесь письмо есть (читает):
–Я очень рад вам, ребята. Мне приятно, когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся своими ладошками с кленом, и поделимся своим теплом (дотрагиваются ладошками до ствола).
А мы для тебя, клён, приготовили подарок (ребёнок читает стихотворение о клёне).
Клён
Распускается весной
Клен нарядный – лист резной.
Каждый листик, как звезда,
Клен узнаешь без труда.
Станция «Фруктовый сад»
Буся: А сейчас мы отправляемся на станцию Фруктовый сад. А чтобы было веселей, по дороге мы будем играть. Я буду называть разные слова, а вы, когда услышите названия фруктов – идёте на носочках, руки тянете вверх к солнцу.
Буся: Молодцы! Ребята, вот мы и пришли в сад. Посмотрите вокруг, назовите деревья, которые растут в нашем саду? (Ответы детей). Какие фрукты растут на этих деревьях? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте присядем на травку. (Садятся на коврики, затем ложатся)
Аутотренинг (звучит легкая музыка).
Воспитатель: Вы лежите в траве. Трава мягкая, шелковистая, вы вдыхаете прекрасный аромат, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек. Вам хорошо и спокойно. Вы хотите быть всем другом. Вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости. Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой.
Станция «Огород»
Воспитатель: Буся, а это что за станция?
Буся: Пусть ребята посмотрят и догадаются сами. (Огород). Правильно, «Огород». Только наш огород не обычный, а сказочный. Я подружился с героями одной известной сказки. Догадались, какой? (Репка).
Воспитатель: И действительно, посмотрите, посадил дед репку, репка растет большая-пребольшая.
А бабка посадила, что? (Ответы детей)
Что же посадила внучка? (Ответы детей)
А что Жучка посадила? (Ответы детей)
Что посадила кошка? (Ответы детей)
Вот и мышка потрудилась и посадила что? (Ответы детей)
Воспитатель: Вижу, Буся, огород в образцовом порядке, как на парад построились грядки.
Станция «Метеобюро»
Буся: Это станция «Метеобюро».
Воспитатель:
У природы нет плохой погоды
Всякая погода благодать.
Знают все ребята сада,
Что погоду надо изучать.
Буся: А помогут нам в этом специальные приборы (флюгер – прибор для определения направления ветра, ветряной рукав – помогает определить силу ветра, термометр – прибор для изменения температуры воздуха, дождемер – прибор для измерения количества осадков, барометр – прибор для определения влажности воздуха, солнечные часы – помогают определить время).
Воспитатель: Знаешь ли ты, Буся, кто составляет прогноз погоды? (Нет).
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды: куда дует ветер, какая на улице температура, какой формы облака, какие идут осадки. Ребята, а кто из вас хочет стать метеорологом. (Заранее подготовленный ребенок называет свое имя)
Ребенок: Сегодня переменная облачность, температура воздуха составляет от 20 до 25 градусов тепла. Ветер западный, умеренный. Осадков не ожидается.
Буся: Значит, сегодня хорошая погода. У нас замечательное настроение, и мы можем продолжить наше путешествие.
Станция «Луг. Красная книга»
Буся:
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку,
Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться.
Буся: А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.)
Подходят к «Красной книге».
Буся: Почему цвет книги красный? Значит, природа в опасности.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу Беларуси.
(рассматривают Красную книгу.)
Буся:
Красная книга – это напоминание,
Ко всем на планете живущим воззвание:
Животным, растениям погибнуть не дайте,
Ребята, скорее природу спасайте!
Буся: Ну, а мы продолжаем наше путешествие.
Станция «Белые березы»
Буся:
Поднимайте ноги выше,
Мы к лесной березе вышли.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Здравствуй, березка, здравствуй, красавица! Посмотрите, ребята, какая она стала красивая в зеленом наряде.
Буся: Ребята! Я открою вам секрет, сегодня березка – именинница.
Воспитатель: А ребята приготовили подарки для берёзки!
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.
Я дарю тебе птицу, она будет другом и спасет тебя от гусениц.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
Я дарю тебе зеленый листик, чтобы ты была красивой.
Буся: Березка рада вашим подаркам.
А теперь все за мной скорей вставайте,
И от меня в пути не отставайте.
Станция «Сирень»
Буся: Нам дана подсказка-загадка.
Она кустиком растёт
И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает,
Белым цветом расцветает (Сирень).
Воспитатель: Правильно, это сирень. Как вы догадались? (Ответы детей).
Буся: Сирень – это дерево или кустарник? (Кустарник) Как жалко, что сирень уже отцвела.
Воспитатель: Буся, наши ребята сейчас это исправят. Ребята, давайте нарисуем цветки сирени и украсим её, что все могли долго любоваться её красотой (Рисуют цветы сирени).
Буся: Какая красивая сирень!
Станция «Лес»
Воспитатель: Ребята, куда нас привел Буся? (В лес).
Буся: Назовите деревья, которые растут в лесу? (Берёза, дуб, ель, сосна).
Воспитатель: Как же хорошо дышится в лесу! А это потому, что здесь растут сосны и ели, хвоя которых выделяет фитонциды – вещества, которые способны уничтожить большинство бактерий. Так и хочется вдохнуть полной грудью свежего и чистого воздуха, который наполняет нас новыми силами. Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательные упражнения
Закрыть правую ноздрю пальцем, глубокий вдох, закрыть левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2–3 раза), затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.
Станция «Птицеград»
Буся:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель: Ребята, догадались, что это? (Скворечник)
Буся: Здесь построен Птицеград. Для кого построены дома? (Для совы – дупло, для скворца – скворечник и т.д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите – на этом дереве есть гнездо. Давайте в него заглянем и возьмем оттуда птичье яйцо. Скажите, я правильно сделаю или нет? Можно ли брать птичьи яйца из гнезда? (Ответы детей). Да, правильно, нельзя. Даже есть знак: запрещено разорять птичьи гнёзда.
Станция «Муравейник»
Ребята находят муравья.
Воспитатель:
От друзей муравьишка отстал.
Ножку тонкую он поломал.
Травкой быстро ее обмотал.
Воспитатель: Буся, а ты не подскажешь, где живёт муравей.
Буся: Конечно, покажу, пойдёмте. Вот и муравейник.
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Буся: Молодцы, ребята! Муравей вам говорит большое спасибо. А вы знаете, что во всем мире насчитывается более 10 тысяч видов муравьев, а в наших лесах встречаются рыжие муравьи. Они такие трудяги, все куда-то спешат, спешат. Оказывается, они занимаются важным делом – спасают лес от гусениц.
Все за мной скорей вставайте,
И от меня в пути не отставайте.
Станция «Рябинник»
Буся:
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)
Буся: Ребята, посмотрите, у нас здесь растет не одна рябина, а целый рябинник. Рябина – это не только корм для птиц, её красоту воспевают в песнях, стихах.
Воспитатель: Буся, а наши ребята, знают частушки о нашей красавице рябине.
Красных ягод мы сорвали,
Бусы мы надели.
Налетели снегири
И все бусы съели!
До чего же хороша
Выросла рябинка.
Я возьму карандаши
Сделаю картинку! Ух!
Буся: Порадовали вы нас. Отправляемся дальше.
Станция «Здоровей—ка»
Воспитатель:
Спортик с радостью встречает,
К себе в гости приглашает.
Будем весело играть,
Прыгать, бегать и скакать.
Буся: Ребята, что-то я заскучал, а давайте со мной поиграем.
Музыкальная игра «Аист и лягушата»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Ход игры
Скачут, скачут лягушата,
Скок-поскок, скок-поскок. (Дети—лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении)
Скачут бойкие ребята,
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото
Погулять, погулять («Лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит вокруг)
Прячьтесь живо, лягушата, (Лягушата приседают и не шевелятся)
Чтоб не смог вас отыскать! (Аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся).
Буся: Как хорошо вы со мной поиграли!
Станция «Водоем»
Воспитатель: Уважаемый Буся, на твоей экологической тропе столько всего интересного. Где же мы ещё не были?
Буся: У водоёма.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называется водоём, созданный руками человека (Пруд).
Буся: В нашем пруду дружно живут и животные, и растения. Я загадаю вам загадки – и мы вспомним, кто живёт в пруду:
Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
“Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же (утки).
Ребенок: Я тоже знаю одну загадку:
Летом в пруду и в болоте
Вы её найдёте.
Весёлая квакушка,
Зелёная (лягушка).
Воспитатель: Возле пруда и в самом пруду живут разные животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни. Они не могут жить без воды и друг без друга. В природе всё взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты – высохнет пруд. Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу, отстреливать птиц.
Буся:
Все за мной скорей вставайте,
И от меня в пути не отставайте.
Станция «Цветочная»
Буся:
Здесь у нас растут цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные – белые и красные,
Жёлтые и синие – все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет!
Лучше нашей клумбы нет!
Буся: Весной нас радовали первоцветы, а сейчас множество разных ярких красок привлекает наш взгляд.
Воспитатель: Ой, Буся сколько красивых цветов на клумбе. Ребята, давайте полюбуемся ими.
Буся: А сейчас я превращаю вас в ваши любимые цветы. (Надевает ободки с изображением цветов). Присядьте, закройте глаза и представьте, что полянка покрылась зеленой травой и на ней расцвели разные цветы.
Психогимнастика
Воспитатель: Цветы – это вы, ребята.
Цветы еще спят. (Дети приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов.)
Раз, два, три – выросли цветы. (Медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя лепестки цветов.)
К солнцу потянулись – высоко. Стало им приятно и тепло! (Тянутся на носочках, смотрят вверх.)
Ветерок пролетал, стебелёчки покачал. (Бегают на носочках по кругу, плавно машут руками.)
Влево качнулись, низко пригнулись. (Наклоняются влево, наклоняются вперед.)
Вправо качнулись, низко пригнулись. (Наклоняются вправо, наклоняются вперед.)
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай! (Грозят пальцем правой, потом левой руки.)
Пусть они цветут, растут. (Хлопают в ладоши.)
Буся: Ну вот, ребята, я и познакомил вас со своей экологической тропой. (Идут к началу маршрута). Спасибо вам, что приняли мое приглашение. Приходите ещё ко мне в гости, буду очень рад. У меня для вас еще есть много всего интересного и познавательного. Да, я же вам ещё не рассказал историю моего появления на экологической тропе.
Воспитатель:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою,
Навеки родная земля.