Путешествие в страну Законию. Классный час для учащихся 3-го класса

- 15:35Классный час, Методичка, Начальная школа. Внеклассная работа

Классный час направлен на формирование правовой культуры учащихся начальной школы, их знакомство с документами, отражающими права и обязанности детей.

Татьяна СЕВКО,
учитель начальных классов
ГУО «Пархимовская базовая школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы.

 Задачи:

– познакомить учащихся с документами, отражающими права и обязанности детей;
– развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
– обобщить знания учащихся о таких понятиях, как «право» и «обязанность», показать их единство;
– способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

Форма: классный час с элементами игры.

Материалы и оборудование:

– Конституция Республики Беларусь (любое издание);
– Брошюра «Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка»;
– 11 отдельных букв, чтобы составить слово «конституция»;
– 24 буквы и знак “!” чтобы составить предложение “Знай свои права – уважай чужие!”;
– слова «Можно», «Нельзя»; названия станций;
– рисунок Совы, рисунок паровоза, картинки со сказочными персонажами;
– таблички: «Конституция – это…», «Право – это…», «Обязанность – это…»;
– приглашение посетить страну Законию;
– карточки для схемы: Закония, права, обязанности;
– карточки «Закончи фразу» (Приложение 1);
– тест (Приложение 2);
презентация;
– видеоролик (https://cloud.mail.ru/stock/b7oQGoZ2Bdmd9koYqf2kbryn);
– звук движущегося поезда

 

– звук остановки поезда

 

– выставка книг.

 

Предварительная работа с детьми
Найти дома пояснение в толковом словаре к словам «право», «обязанность».

 

Ход классного часа

I Вступительное слово учителя и детей

Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!», (дети хором)
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!», (дети хором)
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости! (дети хором)
Удач, успехов и везения!» –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

 

Игровая ситуация

Мы много путешествуем с вами. А в путешествиях люди узнают много нового. Сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию.

Его нам принесла Мудрая Сова (рисунок). Как вы думаете, что обозначает такое интересное название страны? Как там живут люди? Чем руководствуются?

Страна Закония – удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии – люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было не всегда (Слайд 1).

Послушайте о чем нам поведают ребята.

Демонстрация видеоролика.

Видео:
Жамойтина Арина:
– Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по-разному. В государстве Можно все было разрешено.
Букас Валерия:
– А в другом государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там многое запрещалось.

Учитель:

– Как вы думаете, что разрешалось в этом государстве?
– Ребята, это хорошо или плохо, когда всё разрешается?
– Ребята, как вы думаете, что могло запрещаться в этом государстве?

Видео:
Жамойтина Арина:
– Государства Можно и Нельзя постоянно враждовали между собой. И вот однажды государство Можно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось. В бывшем государстве Нельзя стала процветать вседозволенность. Постепенно государство Можно пришло в упадок.

Учитель:

– Ребята, как же быть?
– Как найти выход из этого положения?
– А теперь послушайте, к какому решению пришли государства.

Видео:
Букас Валерия
– Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители этой страны стали счастливы и довольны.

Учитель:

– Как вы думаете, почему страна Закония стала процветающей, т.е. лучшей? (На доске – название «Закония»).

Ответ: в стране Законии установили порядок, т.е. жители стали жить по законам. Они стали уважать права других людей и выполнять свои обязанности. (На доске в виде схемы: Закония, права, обязанности)

Учитель:

– Где находится страна Закония? (Ответ: такой страной является наша страна).
– А в какой стране вы живёте, как она называется? (Беларусь)

На доску крепится карта Беларуси, в центре – слово Закония, а вместо каждой области названия станций: “Знайка”,Правовая, “Помогайка”,“Обязуйка”, Соблюдайка”, “Проверяйка”.

 

II Основная часть

Итак, мы отправляемся с вами в страну Законию. Каждый путешественник берёт с собой багаж. Вот и мы возьмём багаж – это всё то, что вы изучали о правах и обязанностях за предыдущие два года учёбы. А сегодня ещё мы пополним ваши знания, узнаем, что такое право, что такое обязанность, познакомимся с документами, в которых записаны права и обязанности, вспомним обязанности учащихся нашей школы.

– На чем можно отправиться в путешествие? (На самолете, поезде, пароходе, автобусе).

– Давайте мысленно представим, что мы путешествуем на поезде. Машинистом будет Даша.

 

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза, проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

 

Станция 1-я. “Знайка”

Прибыли на станцию (хором) – “Знайка” (учитель показывает указкой на станцию).

Тихо сели. Внимательно послушайте задание.

Над заданием будем работать в парах:

Вспомним правила работы в паре

1. Будь вежлив с товарищем.
2. Умей выслушать мнение товарища.
3. Доказывай своё мнение.
4. Внимательно выслушай мнение другой пары.
5. Задай свой вопрос на понимание.

Посоветуйтесь с соседом по парте и отгадайте слово, которое обозначает название самого главного документа в стране, по которому живут люди. Оно спряталось в буквах, которые лежат на ваших столах.

К О Н С Т И Т У Ц И Я

– Какая пара готова? Поднимите руку.
– Какое слово составила ваша пара? (2–3 спросить)
– Кто слышал это слово и где?
– Что оно обозначает?

На доске:

Конституция – это сборник всех законов,
по которым живут люди в стране

Показываю книгу.

В этом сборнике написано всё для взрослых. А чтобы в стране были защищены права детей, в 1993 году в Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (Показываю брошюру).

– Вспомните, какие права вы знаете:

– право на жизнь;
– право на образование;
– право на отдых;
– право на медицинское обслуживание.

– Скажите, а что такое право? Кто нашёл дома пояснение в толковом словаре? Зачитайте. (Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С.И.Ожегова).

– Как вы это понимаете? (Правила, по которым должны жить люди)

 

Итог на станции:

– С какими основными документами мы познакомились?
– Какие новые слова запомнили?

Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается.

 

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза, проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

Прочитайте, до какой станции мы добрались? (Показываю указкой)

 

Станция 2-я.Правовая

Мы прибыли на станцию «Правовая». Давайте определим, какими правами обладает ребёнок. Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает (Демонстрация слайдов 3–7)

Работа в паре

Первое четверостишие разбираем вместе.

1. Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. (Слайд 3)    

2. Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. (Слайд 4)  

3. Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. (Слайд 5)  

4. Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас. (Слайд 6)  

5. Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. (Слайд 7)

Проверим, что у вас получилось?

 

Итог на станции:

– Посмотрите что получилось. Еще раз перечислите ваши права.
– Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие!

Молодцы, ребята – смогли справиться с трудным заданием.

Продолжаем наше путешествие дальше.

 

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (Имитирует движение паровоза. проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

Прочитайте, до какой станции мы добрались? (Показываю указкой)

 

Станция 3-я. “Помогайка”

– Ребята, а куда мы должны обращаться, если наши права нарушаются?

Когда нарушаются наши права, люди обращаются за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, люди смогут защитить себя от произвола и самоуправства. А в школе защитой ваших прав занимается социальный педагог. Кто в нашей школе социальный педагог?

Представьте себе, что вы юристы. И ваша помощь нужна сказочным героям. Посовещайтесь в парах, какие права сказочных героев нарушены. етям раздаются иллюстрации, которые дублируются на слайдах 8–11)

1. Золушка (право на отдых) (Слайд 8).
2. Красная Шапочка (право на жизнь) (Слайд 9).
3. Падчерица (право на отдых, право на защиту своих интересов) (Слайд 10).
4. Буратино (право на обучение) (Слайд 11).

 

Итог на станции:

– О каких правах мы говорили?

 

Физминутка

Ребята, каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем зарядку и немного отдохнём.

 

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку. (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза, проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

Прочитайте, до какой станции мы добрались? (Показываю указкой)

 

Станция 4-я. “Обязуйка”

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Посмотрите сценку. Затем подумайте и ответьте на вопрос: «В чём ошиблась девочка?»

Дети разыгрывают сценку

Семья. Бабушка вяжет, мама пишет. Забегает дочь Даша.
Дочь:
– Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мать:
– С грязными руками за стол?! Помой руки!
Дочь:
– Это насилие над личностью! Мы сегодня с правами ребёнка знакомились!
Бабушка:
– Дашенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Даша:
– Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка (встаёт из-за стола). Спасибо, я так наелась.
Мать:
– Помой посуду, доченька.
Дочь:
– Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

– В чём ошиблась девочка? Она обязана уважительно относиться к взрослым. То есть, кроме прав у каждого из нас есть и обязанности.

– Что такое обязанность?

– Кто нашёл в толковом словаре дома? Зачитайте. Как вы это понимаете?

 

Итог на станции:

– Какая самая главная обязанность у вас? (Учиться)
– Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Мы больше узнаем на следующей станции.

 

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

Прочитайте, до какой станции мы добрались? (Показываю указкой).

 

Станция 5-я. «Соблюдайка»

– Где записаны обязанности учащихся? (В дневниках, в Уставе школы).

– Вот в Уставе вашей школы тоже есть обязанности учащихся, которые вы должны неукоснительно выполнять. Для чего? (Чтобы был порядок).

– Заполним с вами бланк обязанностей, которые должен соблюдать учащийся. (Карточки «Закончи фразу». Приложение 1)

 

Итог на станции:

– Эти обязанности должен соблюдать каждый ученик. Чтобы вы их не забыли, оставьте эти бланки себе.

 

III Итог

Даша: Станьте друг за другом и бегите, повторяя за машинистом речеговорку (Слайд 2). Паровоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза проговаривая “Чух-чух-чух”. Звук движущегося поезда).

Стоп машина! (Звук остановки поезда).

Прочитайте, до какой станции мы добрались? (Показываю указкой)

 

Станция 6-я. “Проверяйка”

Вот и подошло к концу наше путешествие. Что новое вы узнали сегодня? Что было самым сложным? А теперь я хочу, чтобы каждый из вас ответил на вопросы теста (Приложение 2).

Молодцы. А сейчас мы проверим ваши ответы. Зачитывают по одному вопросу, и ребята отвечают.

Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами (читают по строчке. Слайд 12):

Даша: Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права
Алина: На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Ангелина: Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимой.
Полина: Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Олег: Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Настя и Никита: Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина.

 

Задание:

У вас на парте лежат буквы разного цвета. Выберите буквы, соответствующие вашему настроению в конце урока:

– красный – мне скучно;
– жёлтый – мне хорошо, я много узнал;
– зелёный – я отлично поработал.

А теперь в парах из этих букв сложите слова и прикрепите к доске.

Прочитайте хором, что у нас получилось (Знай свои права – уважай чужие!)

– Как вы думаете, что обозначает это предложение?

Знай свои права – этому мы учились сегодня. Уважай чужие – этому мы будем учиться на следующих занятиях и в течение всей школьной жизни.

Спасибо за работу. Занятие закончено.

 

Приложение 1

Закончи фразу. Тест для учащихся

1 Нельзя приносить на территорию школы ………………………………………..…
2 В случае пропуска занятий, учащийся должен………………..……………….
3 На территории школы запрещено………………………….………….…………
4 Учащийся относится к имуществу школы…………….………………………
5 Когда учитель входит в класс……………………………..…………………..
6 Учащийся обязан выполнять дома заданные……..………………………….
7 По первому требованию учителя учащийся предъявляет …………….……..
8 Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен……………………………………………………………………..……………………
9. Во время перемены учащийся обязан……………………………………….
10. В школе все учащиеся ходят в …………………………….………..……….
11. Спортивная одежда предназначена только для ………..…………………..
12. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в ……….

 

Приложение 2

Тест

1 Круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения?

2 По какой стране мы сегодня путешествовали?

3 Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе?

4 Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы?

5 Основной закон Республики Беларусь?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий