Из опыта работы по использованию на уроках математики авторских тренажеров для повышения качества знаний учащихся 5–9-х классов
Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: предполагается, что в конце мастер-класса его участники будут иметь представление о системе работы по повышению качества знаний учащихся 5–9-х классов с использованием авторских тренажеров, знать и применять алгоритм создания авторского учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Задачи:
1) создать условия для формирования мотивационной готовности участников мастер-класса для ознакомления с системой работы по повышению качества знаний учащихся 5–9-х классов с использованием авторских тренажеров на уроках математики;
2) познакомить участников с вариантами составления авторских тренажеров и алгоритмом их создания;
3) организовать работу групп в соответствии с направлениями работы;
4) содействовать развитию навыков анализа педагогической деятельности;
5) содействовать повышению профессионального роста участников мастер-класса, усвоения ими практической значимости полученного опыта.
Оборудование: дидактический материал, Презентация, Буклет
Участники: учителя математики.
Ход мастер-класса
1 Ориентировочно-мотивационный этап
Задача: психологически настроить участников мастер-класса на совместную работу, пробудить желание работать в группах, нацелить на сотрудничество.
Приветствие мастера, направление участников мастер-класса на работу, совместную деятельность. Участники слушают, нацеливаются на работу, концентрируют внимание.
– Здравствуйте коллеги, сегодняшний мастер-класс мне хотелось бы начать так:
Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетелся. Нет?
Точки капель, окружности луж –
Неужели ты не видишь? Ну ж…
На семи ветрах,
На семи холмах,
Вырос Мозырь на наших глазах;
Здесь оврагов шрам,
Боль военных ран:
Припять вольная в берегах.
В Республике Беларусь 2022 год объявлен Годом исторической памяти. Моя малая родина, и малая родина моих учеников – это город Мозырь. Сегодня я хочу познакомить вас с этим красивейшим уголком Республики Беларусь, удивив вас математическими приемами.
2 Этап целеполагания
Задача: создать условия для знакомства с участниками мастер-класса, для выражения своих ассоциаций с определенными числами и самостоятельного целеполагания.
Участникам предлагается знакомство с использованием приема «Математическая цепочка». Они проводят математические вычисления, в результате которых у них получаются числа 9, 1, 15 и 5. Мастер задает вопрос: с чем у вас ассоциируются эти числа?
Участники делятся своими ассоциациями, в заключение этапа мастер определяет, с чем ассоциируются у него названные числа:
– число 9 – Туровец Татьяна Сергеевна, учитель математики средней колы № 9 Мозыря и автор девяти учебных пособий по математике;
– числа 1, 5 и 15 ассоциируются вместе – 1155 год – год первого упоминания о городе Мозыре.
После знакомства с участниками предлагается совместно определить цель и задач мастер-класса.
3 Этап актуализации субъективного опыта участников мастер-класса
Задача: провести диагностику педагогического опыта участников мастер-класса, определить «проблемное поле» мастер-класса через индивидуальные взгляды на организацию образовательного процесса.
Этап проводится с использованием приема «Кубик Блума». Участникам предлагается бросить кубик и ответить на вопрос, написанный на одной из его граней:
1 Как вы используете тренажеры на своих уроках?
2 Какие эффективные приемы для работы с тренажерами вы знаете?
3 Создавали ли вы авторские тренажеры?
4 На каких этапах урока целесообразно применять тренажеры?
5 Знаете ли вы алгоритм создания тренажера?
6 Используете ли вы тренажеры на своих уроках?
4 Информационно-деятельностный этап (работа в группах)
Задача: создать условия для понимания участниками мастер-класса алгоритма составления авторского учебно-методического обеспечения образовательного процесса, понимания приемов использования авторских тренажеров.
Участникам мастер-класса предлагается работа в группах.
1-я группа
Участникам предлагается определить этапы урока, на которых можно применить прием «Математическая цепочка», используемый на этапе целеполагания этого мастер-класса.
2-я группа
Участникам предлагается работа с карточками.
На одной стороне карточки – изображение объекта города Мозыря, а на другой стороне – вопрос-тренажер.
Участникам необходимо ответить на вопрос, какие приемы можно использовать для работы с данными карточками, а затем познакомить других участников с Мозырем и его историей.
Материал карточек:
1) Количество микрорайонов в городе Мозыре представлено первым нечетным составным числом. Какое это число? (В г. Мозырь 9 микрорайонов).
2) Количество площадей представлено вторым простым числом в натуральном ряду. Какое это число? (В Мозыре 3 площади: Площадь Ленина, Площадь Горького и Площадь Примостовая).
3) Каким числом представлено количество сельских советов, входящих в состав Мозырского района, если известно, что это первое двузначное число? (В состав Мозырского района входит 10 сельских советов).
4) Какое количество улиц в городе Мозырь, если оно представлено вторым трехзначным простым числом? (В г. Мозырь 103 улицы).
5) Сколько населенных пунктов входит в состав Мозырского района, если это количество представлено двузначным числом большим 90, сумма цифр которого равна первому простому двузначному числу? (92 населенных пункта входит в состав Мозырского района 9 + 2 = 11).
3-я группа
Группе предлагается из полученных заготовок составить алгоритм создания математического диктанта и познакомить с ним других участников.
1) Определить тему урока.
2) Определить этап, на котором будет математический диктант.
3) Составить вопросы, на которые можно ответить кратко (верно либо неверно, понятие, формула и т.д.).
4) Определить эффективные приемы работы с тренажером.
4-я группа
Участникам предлагается из предложенных заготовок составить алгоритм создания авторского тренажера и познакомить с ним других участников.
1) Определить тему урока.
2) Определить этап, на котором будет применяться тренажер.
3) Составить однотипные задания.
4) Определить эффективные приемы работы с тренажером.
5 Практический этап. Представление работы групп
Задача: создать условия для продуктивной деятельности работы групп в соответствии с системой работы учителя по повышению качества знаний учащихся 5–9-х классов при использовании авторских тренажёров на уроках математики.
Участники по группам представляют полученные материалы, совместно с мастером проводится анализ полученных результатов, рассматриваются теоретический и практический аспекты применения опыта в опыте работы учителей-предметников.
В ходе анализа полученных алгоритмов следует сделать вывод, что алгоритм является авторским конструктором, поэтому переставляя местами элементы алгоритма, учитель не может допустить ошибку, а может создать свое авторское видение тренажера.
Стоит отметить, что алгоритмы создания авторского математического диктанта и авторского тренажера похожи, т.к. математический диктант является своего рода тренажером.
На этом этапе мастер предлагает варианты работы с тренажером устного счета на уроках математики. Мастер показывает приемы устного счета (фронтально).
1. Я предлагаю вам умножить 27 на 11.
– шаг 1 – складываем две цифры двузначного числа: 2 + 7 = 9
– шаг 2 – помещаем результат между двумя числами двузначного числа: 297.
– Попробуйте сами 36 × 11 (Ответ: 396)
2. Какой сейчас год?
Давайте из 2022 года вычтем получившееся число: 2022 – 396 = 1626
Из числа 1626 вычтем столько, сколько лет Мозырю на данный момент: 1626 – 867 = 759
К числу 759 прибавим исходное число: 759 + 396 = 1155
Это год, в котором Мозырь впервые упоминается в исторических источниках – в Ипатьевской летописи, «Повести временных лет». С этого времени и ведется его летоисчисление.
3. Давайте рассмотрим способ умножения чисел на 9. Для этого я предлагаю вам умножить 216 на 9. Как вы думаете, на какой прием мы будем опираться?
Умножим 216 на 10, для этого просто припишем к числу 216 нуль. Получим 2160, и из полученного числа вычтем исходное: 2160 – 216 = 1944.
Как вы думаете, что значит это число для города Мозыря?
14 января 1944 года город Мозырь освобождён в ходе Калинковичско-Мозырской операции войсками 61-й армии Белорусского фронта под командованием К.К.Рокоссовского.
В Мозыре 30 промышленных предприятий и 33 учреждения общего среднего образования. Давайте умножим 33 на 30. Умножим 33 на 10, получим 330, а потом умножим на 3 и получим 990.
Город Мозырь входит в 15 самых больших городов Беларуси. В Мозыре 6 дворцов культуры. Давайте уже знакомым способом умножим 15 на 6. Умножим 15 на 2, получим 30, а затем 30 умножим на 3, получим 90.
Давайте определим, на каких этапах урока можно применить данного рода тренажеры?
6 Заключительный этап
Задача: создать условия для анализа содержания и результатов работы каждым участником мастер-класса.
– В ходе мастер-класса мы познакомились со способами умножения на 9 и 11, вспомнили приемы вычитания и сложения трехзначных чисел. Применили знания о натуральных и простых числах, о составе числа и его разрядах.
Какой объект в Мозыре вы хотели бы посетить в рамках экскурсионной поездки?
Сегодня при помощи авторских тренажеров я познакомила вас с моей малой родиной, городом, где я родилась и живу. Мы должны знать и помнить о месте, где мы родились и живем, о месте, где живут наши родные и близкие. Мне бы хотелось верить в то, что красота и гостеприимство Мозыря оставят отпечаток в вашем сердце.
Обратите внимание, что каждый из вас, готовясь к своим урокам, создает авторские продукты. Используя на уроке эффективные приемы, мы делаем его не только эффективным, но и эффектным.
7 Рефлексивный этап
Задача: создать условия для оценки участниками мастер-класса эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса для определения значимости полученных знаний и умения применять их в своей педагогической деятельности.
Для проведения рефлексивного этапа предлагается применить прием «Подарок»
– В Мозыре живут добрые и гостеприимные люди, и я не могла прийти на мастер-класс без подарка. Я хочу подарить каждому из вас календарь, а от вас я тоже попрошу подарок – скажите слово, фразу или предложение о мастер-классе, участниками которого вы стали сегодня.
С помощью этого приема мастер подводит итог, а участники проводят анализ полученного опыта и возможности применения его в своей деятельности.