Урок в интегрированном классе по теме «Растения – часть живой природы. Жизнь растений осенью. Лекарственные растения». Человек и мир, 1-й класс

- 13:01Методичка, Начальная школа. Сценарии

Урок в интегрированном классе по теме «Растения – часть живой природы. Жизнь растений осенью. Лекарственные растения». Человек и мир, 1-й класс

Оксана ШУНДРИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 3 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

 

Цель: предполагается, что к концу урока у учащихся сформируются представления о растениях как части живой природы, дети познакомятся с разнообразием (лекарственного) растительного мира, лекарственными растениями.

Задачи личностного развития учащихся:

– содействовать получению знаний учащихся по теме;
– создать условия для формирования представлений у учащихся о разнообразии растительного мира и лекарственных растений, об использовании лекарственных растений в жизни;
– способствовать развитию умений общаться, сравнивать, вести диалог, работать с текстом;
– создать условия для воспитания бережного отношения друг к другу.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, карточки, тетрадь на печатной основе.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Ход урока

I Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Настроение прекрасное. Я хочу, чтобы наш урок прошёл хорошо. Надеюсь, вы мне в этом поможете. Чтобы наша работа была успешной, попрошу вас быть активными и дисциплинированными, работать старательно, слушать меня внимательно.

 

II Актуализация знаний

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

– О какой поре года говорится в загадке? (Осень)

– Да, мы совершим путешествие в красочный мир осени. Но давайте осени продемонстрируем свои знания. А о чем? Посмотрите на доску. Попробуйте из букв ПРАОРДИ составить слово.

– Какое слово получилось? Прочитайте (Природа)  

– Что оно означает? Перечислите. (Деревья, цветы, животные, солнце)

– Это то, что нас окружает?

– Значит, парта, стул – это тоже природа? (Нет, их сделал человек)

– Так что же такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека)

– Давайте из прошлых уроков вспомним свои знания о природе.

– Какая природа бывает? (Живая и неживая)

 

Задание. Из предложенных карточек выбрать:

– мальчикам – объекты живой природы (Живая природа: божья коровка, белка, крапива, ромашка, рябина, дуб)

– девочкам – объекты неживой природы (Неживая природа: луна, камень, туча, солнце, речка)

– А какая карточка осталась? (Стол) Докажите свой выбор. (Сделан руками человека)

На доске вывешиваются карточки «ЖИВАЯ», «НЕЖИВАЯ», под ними – карточки с объектами живой и неживой природы.

– Почему эти объекты относятся к живой природе?

Класс: Назовите предметы неживой природы.

Денис: Назови еще раз предметы, которые относятся к живой природе?

(Живая природа: дышат, растут, питаются, размножаются; неживая природа: наоборот)

– О чем мы вспомнили?

Денис: Назови в первой группе все растения. На какие группы их можно разделить? (Деревья и лекарственные растения)

 

III Сообщение темы урока

– Может, кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с живой природой, сформируем представления о разнообразии растительного мира, о пользе лекарственных растений и о жизни растений осенью.

– А как вы считаете, стоит ли нам знакомиться с этой темой?

– А сейчас вспомним, чем отличается живая природа и неживая природа осенью и летом? В этом нам поможет следующее задание:

На доске картинки лета и осени

– Какое небо? Тучи? Солнце? Деревья?

 

IV Знакомство с новым материалом

– Попробуйте отгадать загадку:

Дышит, растет, а ходить не может (Растение).

– Ребята, а какие растения вы знаете?

а) Представьте, что вы летите на вертолёте. Сверху какие можно увидеть растения? (Деревья)

(На доске картинки деревьев: рябина, клен, сосна, береза, яблоня – верхний ряд)

б) А сейчас мы на вертолёте начинаем спускаться. Какие сейчас увидим растения? (Кустарники)

(На доске: орешник, смородина, малина, крыжовник – средний ряд)

в) Ну а если мы пройдемся по земле, то какие еще растения можно увидеть? (Трава, травянистые растения)

(На доске: ромашка, ландыш, василек – нижний ряд)

– А зачем человеку нужны растения?

– Как к ним должен относиться каждый из нас?

– А вы знаете, ребята, что среди всех растений есть и такие, которые приносят пользу? (Лекарственные растения)

Класс: Откройте свой учебник на с.12, рассмотрите рисунки и подумайте, как осеннее похолодание влияет на деревья, кусты, и травянистые растения? (С них падают листья, они засыхают, у многих деревьев созревают плоды)

Д.: Попробуй назвать, какие это растения? (На доске среди всех: рябина, малина, ромашка)

– Прочитай в своей книге названия лекарственных растений, и подумай, для чего они нужны (Учебник, с. 52)

После того как прочитает, отвечает (Подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха. Помогают лечить болезни, используют для приготовления лекарств)

 

Физкультминутка

 

– Денис, с какими лекарственными растениями ты познакомился? (Подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха)

На доску выставляются картинки лекарственных растений

(Подорожник растет у дороги, свежий сок этой травы залечивает раны.

Тысячелистник растет на лугу, листья мелкие и сильно изрезаны, кажется, что их очень много. Его листья останавливают кровь.

Мать-и-мачеха растет на пустырях. Сверху листья зеленые, гладкие. Снизу – серые, покрытые волосками. Листья применяют для лечения кашля).

– Ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете?

– Зачем вам нужно знать о лекарственных растениях?

(Помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, напитки. Настои лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны).

– Меняется ли жизнь растений осенью?

 

– А сейчас мы немного отдохнём. В этом нам поможет игра «Расшифруй слово».

На доске выставлены слоги, составьте из них слово.

1-й ряд – ЛИ МА НА (малина)

2-й ряд – ПА ЛИ (липа)

3-й ряд – НИ ЧЕР КА (черника)

– Что у вас получилось?

Класс: Подумайте, к каким ярусам отнесём все эти растения? (Деревья, кустарники, травянистые растения)

Д.: Прочитай эти слова.

– Какие это растения? (Лекарственные)

– Какую пользу приносят человеку? (Липа и малина – при простудных заболеваниях, черника восстанавливает зрение)

 

V Повторение и закрепление изученного материала

Класс: А сейчас мы узнаем, какие плоды дают осенью деревья?
В этом поможет следующее задание.
Откройте тетрадь на с. 7

Работа в парах. Рассмотрите осенние плоды в центре рисунка. Соедините стрелками. Назови птиц и зверей, которые лакомятся этими плодами.

(Дуб: желуди едят дятлы, дикие кабаны и белки.
Сосна: шишками питаются белки, дятлы, клесты.
Орешник: кустарник, люди и животные.
Рябина: птицы и медведи.
Шиповник: ягоды используют как общеукрепляющий напиток)

– К каким ярусам отнесем?

(Деревья: дуб, сосна, рябина.
Кустарники: орешник, шиповник)

– Какие из них лекарственные?

Денис: Тебе предлагаются картинки. Найди среди них лекарственные растения. Подумай, какую они приносят пользу. (Картинки: малина, рябина, вишня, дуб, шиповник)

 

VI Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

– Давайте вспомним, с чем мы познакомились сегодня на уроке.

– Почему растения – это часть живой природы?

– Как изменяются растения осенью?

– С какими лекарственными растениями мы познакомились?

– Какую пользу приносят лекарственные растения?

– Как нужно относиться к растениям?

– Пригодятся ли нам полученные знания?

Благодарю за работу. Прошу всех встать. Урок окончен!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий