Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком младшего школьного возраста по автоматизации звука [л]

- 12:40КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен конспект занятия по автоматизации звука [л]

 

Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: Звук [л]. 

Цель: автоматизация звука [л] в словах.

Задачи:

– развивать артикуляционную и мелкую моторику;
– уточнять артикуляцию звука [л];
– актуализировать умения в произнесении звука [л] в слогах;
– формировать умение произносить звук [л] в словах;
– развивать фонематическое восприятие;
– формировать умение определять место звука в слове;
– формировать умение определять количество слогов в слове;
– закреплять умение согласовывать существительные с числительным;
– воспитывать положительное отношение к занятию.

 

Оборудование: зеркало, картинка с пароходом, маленькие кораблики для проговаривания звука в слогах, игра «Домик», картинки «со звуком [л]», бабочка и полянка, карточки с артикуляционными упражнениями.

 

Ход занятия

 

I Организационный момент. Объявление темы занятия

 

Учитель-дефектолог: Послушай и отгадай загадку:

Стеклянный шарик,
А в нем фонарик.

Как думаешь, что это? Правильно, лампочка. Какой самый первый звук в слове «лампочка»? Да, звук [л]. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [л] в словах.

 

II Основная часть

 

Артикуляционная гимнастика

Учитель-дефектолог: Для начала мы подготовим твой язычок для занятия.

Садимся напротив зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику.

«Заборчик» – зубы вместе, губы растянуты в улыбке. В таком положении удерживаем зубы и губы на 3 секунды. Повторяем 5 раз.
«Непослушный язычок» – положить язык на нижнюю губу и пошлепать его губами, получится «пя-пя-пя». Затем зубами. Получится «тя-тя-тя».
«Блинчик» – широкий язык лежит на нижней губе. Удерживаем под счет от 1 до 7.
«Иголочка» – рот открыт, язык высунуть вперед и сделать его узким. Удерживаем 7 секунд, затем прячем за зубы. Повторяем 7 раз.
«Качели» – кончиком языка упираемся поочередно то в верхние, то в нижние зубы под счет до 10.
«Почистим верхние зубы» – рот приоткрыт, кончик языка двигается влево-вправо по верхним зубам под счет до 10.
«Гудит пароход» – прикусываем кончик языка зубами и произносим звук «ы».

 

Уточнение артикуляции звука [л]

Учитель-дефектолог: Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [л]? (Вверху). Правильно, давай произнесем вместе протяжно, при этом смотри на картинку и веди пальчиком пароход к берегу.

Упражнение «Маленькие кораблики»

Учитель-дефектолог: Сейчас проговорим звук [л] в слогах. Веди пальчиком от кораблика по волне и соединяй с гласной буквой и наоборот соединяй гласную букву с корабликом  (ла, ло, лу, лы, ал, ол, ул, ыл).

Упражнение «Назови и покажи»

Учитель-дефектолог: Посмотри на картинку, называй картинки в верхнем ряду и показывай рукой и пальцами, как на картинках в нижнем ряду (луна, лопата, лук, лошадь, лупа, лампа, лыжи, лось).

Физкультминутка

Учитель-дефектолог: Давай теперь встанем и немного подвигаемся. Я буду называть слова, если ты услышишь в слове звук [л], подпрыгни один раз, если в слове не будет звука [л] подпрыгни два раза.

Лодка, корова, машина, лак, булка, сани, палатка, колобок.

 

Игра «Домик»

Учитель-дефектолог: Сейчас будем называть слова в окошках домика. В одних словах мы будем считать количество слогов и закрывать окошко с картинкой квадратиком с нужной цифрой, а в других словах будем определять, где находится звук [л], – в начале, середине или конце слова. Закрывать окошки будем квадратиками с маленькими квадратами.

Какую картинку выбираешь первую? (Лопата) Сколько слогов в слове лопата, давай похлопаем. (Ло-па-та, три слога, беру квадратик с цифрой 3). Правильно, молодец. Следующее слово – мел. Где находится звук [л] в слове мел? Произнеси сам слово еще раз. (Меллл. Звук [л] последний, беру квадратик, в котором закрашено последнее окошко). Правильно, звук [л] находится в конце слова. И так со всеми картинками в окошках домика.

Учитель-дефектолог: Теперь будем соединять слова между собой – картинку и цифру, которая находится на картинке.

Две лупы, три лопаты и так далее.

 

III Заключительная часть

 

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Молодец, сегодня ты научился говорить звук [л] в разных словах и выполнил много других заданий. Теперь старайся не забывать звук [л] и дома, и на уроках.

 

Рефлексия

Учитель-дефектолог: Если тебе сегодня на занятии всё удалось и всё получилось, то возьми бабочку со своим именем и прикрепи на полянку к другим бабочкам.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий