Образ Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин». Урок русской литературы в 9-м классе

- 15:34II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Урок с использованием возможностей Единого информационно-образовательного ресурса Республики Беларусь

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цели:

– предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать, в чём заключается своеобразие характера Ленского, связь образов Ленского и Онегина с лирическим миром автора;
– будут уметь находить сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры;
– смогут составить конспект видеофрагмента, заполнить таблицу «Онегин и Ленский» и на основе записей создать связное устное высказывание.

Задачи развития и воспитания:

– содействовать развитию навыков работы с поэтическим текстом, составления сравнительной характеристики и монологического высказывания;
– создать ситуации для воспитания ответственного отношения к учёбе (решение теста, заполнение пробелов во время просмотра видеофрагмента), развития чувства прекрасного и уважения к русской литературе (работа с эпиграфом, чтение и прослушивание отрывков из романа, заключительное слово учителя).

Эпиграф: Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная (В.Г.Белинский).

 

Ход урока

 

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Заслушивается чтение наизусть 5–7 человек.

Выполнение экспресс-теста по главам 5–6.

1. Из какой баллады В.А.Жуковского взят эпиграф к пятой главе?

А) «Светлана»; Б) «Кубок»; В) «Русалка»; Г) «Лесной царь».

2. Какой зверь служит проводником во сне Татьяны?

А) волк; Б) заяц; В) медведь; Г) лиса.

3. Что послужило причиной ссоры Онегина и Ленского?

А) Онегин посмеялся над стихами Ленского; Б) Ленский прочитал письмо Татьяны к Онегину; В) Онегин весь вечер танцевал с Ольгой.

4. Что заставляет Онегина решиться на дуэль вопреки душевному раскаянию?

А) желание развлечься; Б) общественное мнение; В) желание покрасоваться перед Ольгой.

5. Чем закончилась дуэль Онегина и Ленского?

А) Онегин ранен; Б) Ленский убит; В) Погибли оба; Г) Оба остались живы, но Ленский уехал за границу.

Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б.

Оценивание двух работ, остальные проводят самопроверку и самооценивание.

 

III Вступительное слово учителя

– Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Так говорил В.Г.Белинский. Как вы понимаете эти слова? (Так говорят о человеке, умеющем видеть и понимать прекрасное: литературу, музыку, изобразительное искусство, театр. Человек с чистой душой не позволит себе сквернословить или даже дурно думать о другом).

– Это положительный герой или отрицательный? О ком пойдёт речь на уроке?

 

IV Тема, цель

– Сегодня наш разговор пойдёт о «трижды романтике» Владимире Ленском в сравнении с «приземлённым» образом Евгения Онегина.

Определите задачи на урок, используя слова

– знать (своеобразие характера Ленского)
– уметь (найти общее и различное в характере героев)

Итогом урока станет конспект видеофрагмента и сравнительная таблица «Онегин и Ленский».

 

V Работа над темой

1) Актуализация знаний о романтизме и реализме

2) Просмотр видеофрагмента, размещённого на ЕИОР https://eior.by/catalog_lecture/9-klass/ruslit/20.php (1.13-8.02)

Во время просмотра учащиеся восстанавливают пробелы в рабочем листе (Приложение):

Прототипы Ленского:

Н.Батюшков, П.Вяземский, К.Рылеев, В.Кюхельбекер, А.Пушкин

Первое знакомство с героем (глава 2, строфы VI, X и XI).

«С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». «Из Германии», «учёные плоды», «Вольнолюбивые мечты», «дух пылкий и довольно странный, «всегда восторженная речь», «кудри чёрные до плеч».
«Он пел разлуку и печаль», «без малого в осьмнадцать лет».
«Богат, хорош собою», «полурусский сосед», «был принят как жених».
Философ и романтик во всём.

Любовь к Ольге

Любит Ольгу, близкую ему по натуре, пишет стихи, следуя моде.

Дружба Ленского и Онегина (глава 2, строфа XIII).

«волна и камень», «стихи и проза», «лёд и пламень», «от делать нечего друзья».

 

Физкультминутка

 

3) Заполнение таблицы «Онегин и Ленский» (по рядам)

Онегин Критерии различия Ленский
Глава 1, строфа 5 Образование Глава 2, строфа 6
(окончил … университет)
Глава 1, строфа 37 Отношение к свету Глава 2, строфа 7
Глава 1, строфа 43 (XLIII) Творчество Глава 2, строфа 9
Глава 1, строфа 37 Отношение к дружбе Глава 2, строфа 8
Глава 1, строфа 37 Отношение к любви Глава 2, строфа 8

Вывод: перед нами две противоположности: поэт-романтик и реалист, трезво оценивающий свою жизнь, скептик. Используя антитезу, автор подчёркивает различия между ними, но сразу указывает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу.

 

Поэт-романтик и реальная действительность

Приезд в Россию из-за границы → Посещение семьи Лариных → «От делать нечего друзья» с Онегиным → Ссора → Дуэль.

Кто виноват в смерти Ленского?

Ленский, Онегин и общество.

Озвучивание двух ответов.

 

VI Обобщение

Слово учителя:

– Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.

– Как вы думаете, что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского? (Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем).

– Все вы разные, как и Ленский с Онегиным. Но вас объединяет учёба в выпускном классе, поступление и, конечно же, желание иметь высокий балл свидетельства о базовом образовании. Кроме того, каждый уважающий себя человек знает содержание романа «Евгений Онегин». Поэтому продолжаем чтение.

 

VII Оценивание

VIII Рефлексия

– Мне было просто/сложно …

 

Приложение

Образ Владимира Ленского

Прототипы Ленского:

Первое знакомство с героем

Глава 2, строфы VI, X и XI.

Любовь к Ольге

Дружба Ленского и Онегина

Глава 2, строфа XIII.

 

Онегин и Ленский

Онегин Критерии различия Ленский
Глава 1, строфа 5 Образование Глава 2, строфа 6
(окончил … университет)
Глава 1, строфа 37 Отношение к свету Глава 2, строфа 7
Глава 1, строфа 43 (XLIII) Творчество Глава 2, строфа 9
Глава 1, строфа 37 Отношение к дружбе Глава 2, строфа 8
Глава 1, строфа 37 Отношение к любви Глава 2, строфа 8

Вывод: перед нами две ________: поэт-______ и реалист, трезво оценивающий свою жизнь, скептик. Используя __________, автор подчёркивает различия между ними, но сразу указывает, что именно «взаимной ______» они понравились друг другу.

 

Поэт-романтик и реальная действительность

Приезд в Россию из-за границы → … → «От делать нечего друзья» с Онегиным → Ссора → … .

Кто виноват в смерти Ленского?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий