Урок с использованием возможностей Единого информационно-образовательного ресурса Республики Беларусь
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цели:
– предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать, в чём заключается своеобразие характера Ленского, связь образов Ленского и Онегина с лирическим миром автора;
– будут уметь находить сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры;
– смогут составить конспект видеофрагмента, заполнить таблицу «Онегин и Ленский» и на основе записей создать связное устное высказывание.
Задачи развития и воспитания:
– содействовать развитию навыков работы с поэтическим текстом, составления сравнительной характеристики и монологического высказывания;
– создать ситуации для воспитания ответственного отношения к учёбе (решение теста, заполнение пробелов во время просмотра видеофрагмента), развития чувства прекрасного и уважения к русской литературе (работа с эпиграфом, чтение и прослушивание отрывков из романа, заключительное слово учителя).
Эпиграф: Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная (В.Г.Белинский).
Ход урока
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
Заслушивается чтение наизусть 5–7 человек.
Выполнение экспресс-теста по главам 5–6.
1. Из какой баллады В.А.Жуковского взят эпиграф к пятой главе?
А) «Светлана»; Б) «Кубок»; В) «Русалка»; Г) «Лесной царь».
2. Какой зверь служит проводником во сне Татьяны?
А) волк; Б) заяц; В) медведь; Г) лиса.
3. Что послужило причиной ссоры Онегина и Ленского?
А) Онегин посмеялся над стихами Ленского; Б) Ленский прочитал письмо Татьяны к Онегину; В) Онегин весь вечер танцевал с Ольгой.
4. Что заставляет Онегина решиться на дуэль вопреки душевному раскаянию?
А) желание развлечься; Б) общественное мнение; В) желание покрасоваться перед Ольгой.
5. Чем закончилась дуэль Онегина и Ленского?
А) Онегин ранен; Б) Ленский убит; В) Погибли оба; Г) Оба остались живы, но Ленский уехал за границу.
Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б.
Оценивание двух работ, остальные проводят самопроверку и самооценивание.
III Вступительное слово учителя
– Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Так говорил В.Г.Белинский. Как вы понимаете эти слова? (Так говорят о человеке, умеющем видеть и понимать прекрасное: литературу, музыку, изобразительное искусство, театр. Человек с чистой душой не позволит себе сквернословить или даже дурно думать о другом).
– Это положительный герой или отрицательный? О ком пойдёт речь на уроке?
IV Тема, цель
– Сегодня наш разговор пойдёт о «трижды романтике» Владимире Ленском в сравнении с «приземлённым» образом Евгения Онегина.
Определите задачи на урок, используя слова
– знать (своеобразие характера Ленского)
– уметь (найти общее и различное в характере героев)
Итогом урока станет конспект видеофрагмента и сравнительная таблица «Онегин и Ленский».
V Работа над темой
1) Актуализация знаний о романтизме и реализме
2) Просмотр видеофрагмента, размещённого на ЕИОР https://eior.by/catalog_lecture/9-klass/ruslit/20.php (1.13-8.02)
Во время просмотра учащиеся восстанавливают пробелы в рабочем листе (Приложение):
Прототипы Ленского:
Н.Батюшков, П.Вяземский, К.Рылеев, В.Кюхельбекер, А.Пушкин
Первое знакомство с героем (глава 2, строфы VI, X и XI).
«С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». «Из Германии», «учёные плоды», «Вольнолюбивые мечты», «дух пылкий и довольно странный, «всегда восторженная речь», «кудри чёрные до плеч».
«Он пел разлуку и печаль», «без малого в осьмнадцать лет».
«Богат, хорош собою», «полурусский сосед», «был принят как жених».
Философ и романтик во всём.
Любовь к Ольге
Любит Ольгу, близкую ему по натуре, пишет стихи, следуя моде.
Дружба Ленского и Онегина (глава 2, строфа XIII).
«волна и камень», «стихи и проза», «лёд и пламень», «от делать нечего друзья».
Физкультминутка
3) Заполнение таблицы «Онегин и Ленский» (по рядам)
Онегин | Критерии различия | Ленский |
Глава 1, строфа 5 | Образование | Глава 2, строфа 6 (окончил … университет) |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к свету | Глава 2, строфа 7 |
Глава 1, строфа 43 (XLIII) | Творчество | Глава 2, строфа 9 |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к дружбе | Глава 2, строфа 8 |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к любви | Глава 2, строфа 8 |
Вывод: перед нами две противоположности: поэт-романтик и реалист, трезво оценивающий свою жизнь, скептик. Используя антитезу, автор подчёркивает различия между ними, но сразу указывает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу.
Поэт-романтик и реальная действительность
Приезд в Россию из-за границы → Посещение семьи Лариных → «От делать нечего друзья» с Онегиным → Ссора → Дуэль.
Кто виноват в смерти Ленского?
Ленский, Онегин и общество.
Озвучивание двух ответов.
VI Обобщение
Слово учителя:
– Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.
– Как вы думаете, что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского? (Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем).
– Все вы разные, как и Ленский с Онегиным. Но вас объединяет учёба в выпускном классе, поступление и, конечно же, желание иметь высокий балл свидетельства о базовом образовании. Кроме того, каждый уважающий себя человек знает содержание романа «Евгений Онегин». Поэтому продолжаем чтение.
VII Оценивание
VIII Рефлексия
– Мне было просто/сложно …
Приложение
Образ Владимира Ленского
Прототипы Ленского:
Первое знакомство с героем
Глава 2, строфы VI, X и XI.
Любовь к Ольге
Дружба Ленского и Онегина
Глава 2, строфа XIII.
Онегин и Ленский
Онегин | Критерии различия | Ленский |
Глава 1, строфа 5 | Образование | Глава 2, строфа 6 (окончил … университет) |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к свету | Глава 2, строфа 7 |
Глава 1, строфа 43 (XLIII) | Творчество | Глава 2, строфа 9 |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к дружбе | Глава 2, строфа 8 |
Глава 1, строфа 37 | Отношение к любви | Глава 2, строфа 8 |
Вывод: перед нами две ________: поэт-______ и реалист, трезво оценивающий свою жизнь, скептик. Используя __________, автор подчёркивает различия между ними, но сразу указывает, что именно «взаимной ______» они понравились друг другу.
Поэт-романтик и реальная действительность
Приезд в Россию из-за границы → … → «От делать нечего друзья» с Онегиным → Ссора → … .
Кто виноват в смерти Ленского?