Сценарий математического занятия с использованием логических блоков Дьенеша
Марина ШЕРЕМЕТЬЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 52 г. Гродно»
Программные задачи
Величина:
– развивать умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5–10 элементов, определять отношения по величине между предметами.
Геометрические фигуры и форма предметов:
– систематизировать представление о разновидностях геометрических фигур;
– закреплять умение осуществлять различные действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
– сравнение, группировка и классификация по 1–3 признакам (по цвету, форме и величине одновременно).
Пространство:
– закреплять умения определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы.
Развивать:
– целенаправленность всех психических процессов; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания.
Воспитывать:
– интерес к содержанию и процессу познания.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, наборы логических блоков Дьенеша, листы для ориентировки, лента, мешочек, обручи (красный, синий, желтый), карта-схема, карточки с кодами геометрических фигур, QR-код (планшет, для считывания).
Ход занятия
Воспитатель.
В круг широкий, вижу, я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Раздается звук входящего видеосообщения.
Воспитатель. Ребята, к нам на электронную почту пришло срочное видеосообщение, давайте его посмотрим!
На экране включается видеосообщение от Цифрика.
Здравствуйте, дорогие ребята! Это я – Цифрик.
У нас случилась беда, ваша помощь нам нужна.
Приглашаем всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
Здесь Злой вирус побывал, и Фигурку он забрал!
Перебой видео, включается видеосообщение от Злого Вируса.
Вы сюда не идите, и Фигурку не ищите.
И останется она в виртуальном мире навсегда.
Включается видеосообщение от Цифрика.
Ребята, Фигурка оказалась в виртуальном мире. А для того чтобы ее спасти, вам нужно активировать все задания программы. К нам скорее вы спешите и Фигурке помогите. Ваша помощь нам нужна, вы поможете нам?
Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь Фигурке? (Ответы детей.) Ребята, чтобы вернуть Фигурку, нам нужно с вами оказаться в виртуальном мире. Помогут нам в этом логические блоки Дьенеша.
Дети выполняют задание за столами.
Дидактическое упражнение «Активируй пульт-лист»
Ориентировка на листе бумаги. Дети выкладывают логические блоки по указанию воспитателя.
Воспитатель. Чтобы управлять полетом, нужен пульт-лист. Нужно разместить кнопки на нашем пульте в виде разных геометрических фигур в определенном месте.
Найдите среднюю клетку, положите туда красный треугольник – это старт. В нижней правой – синий квадрат – это стоп. В нижней левой – желтый круг – включение света. В верхней левой – синий прямоугольник связь с землей. В верхней правой – красный круг – возвращение.
Дидактическое упражнение «Порядковый счет»
Воспитатель. Приготовиться к полету! Палец на старт! Начинаем отсчет.
Звучит музыка.
Дети считают от 1 до 10, с закрытыми глазами.
Воспитатель. Вот, мы и на месте.
Раз, два, три, четыре, пять –
Предлагаю поиграть!
Физкультминутка «Разверни пошире»
Воспитатель дает детям ленту, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками за ленту, образуя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Выполняют движения со словами:
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,
1, 2, 3, 4, разверните круг (квадрат, треугольник, прямоугольник) пошире.
Продолжаем движение по плану с геометрическими фигурами.
Воспитатель. Ребята, выполнять задание мы будем с помощью логических блоков Дьенеша. Давайте вместе их активируем.
Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек – активируй блоки»
Дети достают логический блок по очереди, описывая его по схеме наощупь (форма, толщина, размер). Достают, проверяют, называя цвет. Раскладывают в обручи, соответствующие цвету блока (красный, синий, желтый).
Воспитатель. Молодцы, ребята, все блоки активированы, задание выполнено. Ребята, дальше двигаться невозможно – путь заблокирован, а чтобы двигаться дальше, нужно построить дорожку.
Дидактическое упражнение «Построй дорожку»
Воспитатель задает параметры блока с отрицанием размера. Дети выбирают нужный блок для постройки дорожки.
Воспитатель. Выложите фигуру:
– квадратную, красную, не маленькую;
– треугольную, желтую, не большую;
– прямоугольную, желтую, не большую;
– треугольную, синюю, не маленькую и т.д.
Когда первый ряд дорожки выложен, под ним нужно выложить второй ряд, соблюдая условия (чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого размера).
Воспитатель. Ребята, и это задание мы активировали. Нам нужно отдохнуть и зарядиться силой.
Игровое упражнение «Будь внимательным»
Дети выполняют действия возле столов.
На экране появляются изображения геометрических фигур.
Квадрат – хлопают
Треугольник – топают
Круг – кружатся
Прямоугольник – приседают
Темп появления фигур постепенно ускоряется.
Воспитатель. И это задание активировано. Молодцы, ребята.
А сейчас самое сложное задание. Нам нужно пройти всю карту-схему и дойти к ключу от программы и активировать его, чтобы Фигурка возвратилась.
Дидактическое упражнение «Активируй ключ»
Детям выдаются карточки с кодами геометрических фигур. Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме в соответствии с указанным направлением стрелки.
Воспитатель. Ребята, вот мы и заполнили карту-схему логическими блоками и дошли до ключа, сейчас нам нужно его активировать.
Сканировать найденный ключ QR-код.
На экране включается видеосообщение от Фигурки.
Спасибо, дорогие ребята! Вы нам очень помогли, и я снова с вами и со своим другом Цифриком. Вы все умные, смелые, ловкие, дружные, готовы всегда прийти на помощь!.
Воспитатель. Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Дидактическое упражнение «Обратный счет»
Воспитатель. Приготовиться к полету! Палец на кнопку на пульте – возвращение! Начинаем обратный отсчет.
Дети считают от 10 до 1, с закрытыми глазами.
Звучит музыка.
Воспитатель.
Из полета возвратились
И на землю приземлились.
Рефлексия «Анализ деятельности»
Воспитатель.
Ребята, где мы побывали сегодня?
Кому помогли?
Какое задание было самым сложны?
Какое задание было самым интересным? (Ответы детей)
Ребята, вы были умными, настойчивыми, внимательными, сообразительными и настоящими друзьями!