Сценарий музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Ольга МАСАЛЬСКАЯ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область
Программные задачи:
– формировать у детей познавательный интерес, закреплять знания о животных и их детёнышах, осознанное восприятие образов музыкальных произведений;
– развивать мотивацию самовыражения, творчества, двигательные и вокальные навыки;
– воспитывать желание проявлять заботу о животных, сопереживание.
Материал и оборудование: магнитные картинки с изображением домашних животных, магнитные пары картинок «Домашние животные и их детёныши», объёмная игрушка Котик Рыжик, бантики на верёвочке (по количеству детей); аудиозаписи А.Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел», песня «Серенькая кошечка» (сл. Н.Найдёновой, муз. В.Витлина), р.н.мел. «Во саду ли, в огороде».
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о домашних животных. Вы знаете, кто такие домашние животные? (Ответы детей). Предлагаю вам отгадать загадки.
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
На спинке – щетинка. (Свинка)
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее? (Корова)
Я копытами стучу.
Я скачу, скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Все подковы я сотру. (Конь)
По мере ответов детей на магнитной доске воспитатель выставляет картинки с изображением этих животных.
Музыкальный руководитель. Домашние – это милые существа, которые всегда способны нас чем-то удивить! Какие домашние животные есть у вас? (Ответы детей)
Домашний питомец – это добрый приятель, с которым можно прыгать, бегать, играть, даже делиться с ним секретами. Вот и Котик Рыжик пришёл к нам в детский сад, чтобы пообщаться с вами, ребята, поиграть, вместе петь и танцевать!
Под музыку А.Гречанинова «Котик заболел» (слушание) «приходит» Котик Рыжик.
Музыкальный руководитель. Дети, какая музыка играет, грустная или весёлая? Почему грустная? (Ответы детей) Да, мне тоже кажется, что у Котика что-то болит. Может быть, он выпил холодного молочка и у него заболело горлышко? Давайте вместе с Рыжиком горлышко «погреем», а для этого мы вспомним, какие звуки произносят домашние животные и как называются их детёныши, договорились?
Музыкально-дидактическая игра «Домашние животные и их детёныши»
Цель: разогреть голос перед пением, повторить названия домашних животных и их детёнышей, работать над восприятием различных ритмов и слуховом пониманием высоты звука и темпа.
1. Как мычит корова? (М-м-м-му) (Вибрации этого звука действует на сосуды головного мозга; этот звук – любовь и покой).
2. Как называют детёныша коровы? (Телёнок) Он маме подпевает: «м-ууу-ууу» (вызывает колебания в глотке, гортани; укрепляет уверенность в своих силах).
3. Как лает собака? (Гав-гав, гав-гав-гав) (ритм 1-2, 1-2-3). Как называется детёныш собаки? (Щенок). Он подпевает «Ав-ав-ав, ав-ав-ав» (ритм 1-2-3, 1-2-3).
4. Какие звуки произносит мама-свинка? (Хрю. Хрю. Хрю) (В низком регистре и в медленном темпе).
5. Как называется детёныш свинки? (Поросёнок). Как хрюкает поросёнок? (Хрю. Хрю. Хрю) (в высоком регистре и в быстром темпе).
По мере ответов детей на магнитной доске воспитатель выставляет пары картинок «Домашние животные и их детёныши».
Музыкальный руководитель. Молодцы! Справились с заданием, горлышко согрели. Теперь самое время петь песню.
Исполнение песенки «Серенькая кошечка» (сл. Н.Найдёновой, муз. В.Витлина)
Серенькая кошечка
Села на окошечко,
Хвостиком махала,
Деток поджидала:
Где ж мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
Музыкальный руководитель. Смотрите, детки, Котику Рыжику стало немного веселей. Мне кажется, он идёт на поправку. Может быть, он вместе с нами потанцует?
Исполнение танцевально-ритмической композиции с использованием самомассажа под р.н.мел. «Во саду ли, в огороде»
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Мы недалеко сидели, все движенья подглядели.
Лапку правую потрём, а потом её встряхнём.
Вот и левой лапке тоже правой лапкой мы поможем.
Ушко левое своё левой лапкой достаём,
Правое не забываем, лапкой правой умываем.
Проведём по шёрстке лапкой, будет лобик чистый, гладкий.
Дальше глазки закрываем, каждый глазик умываем.
Чистим носик осторожно. Грудку нам почистить можно.
Вот и чистые котята, вот и выспались ребята!
Музыкальный руководитель. Ещё лучше Котику стало! Мне кажется, что он совершенно здоров! Давайте послушаем музыку и подумаем, как себя чувствует Котик.
Слушание композиции «Котик выздоровел» А.Гречанинов
Дети радуются, что Котик Рыжик пошёл на поправку, берут инструменты шумового оркестра и импровизируют под ранее прослушанную мелодию.
«Мы в оркестре пошумим» (импровизированная игра под заданную мелодию)
Музыкальный руководитель. Как все рады! Котик Рыжик не зря к нам пришёл! Совсем поправился! И на прощание хочет с вами поиграть!
Подвижная игра «Котик весело шагает»
Цель: формировать умение выполнять в игре роль водящего и игроков, соблюдать правила, слушать и слышать смену мелодией.
Котик весело шагает,
Котик лапки поднимает.
Котик сел, котик встал.
И котят своих догнал!
Музыкальный руководитель. Ай, котята, как же они любят играть! С чем любят дома играть котята? (С клубочками, с фантиками, с бантиками на верёвочке). Вот и мы, маленькие котята поиграем с бантиками на верёвочке.
Дыхательное упражнение «Подуй на бантик». Релаксационное упражнение
Музыкальный руководитель.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши лапки отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена, а расслаблена она.
Ротик чуть приоткрываем, постепенно расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но пришла пора вставать!
Крепче лапки мы сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
С Рыжиком пора прощаться, в группу снова возвращаться!
Дети с воспитателем возвращаются в группу.