Герои чужой войны. Сценарий классного часа в 10-м классе

- 16:37Классный час, Методичка

В материале представлен сценарий классного часа в 10-м классе.

Мария БАЛИНСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Полецкишская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область

 

 

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданственности.

Задачи:

– расширить знания учащихся о войне в Афганистане;
– помочь учащимся понять, почему мы должны помнить трудные времена в жизни нашего народа, наших близких, осмыслить события войны в Афганистане с общечеловеческой точки зрения;
– подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде;
– сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести страну к возрождению.

Оборудование: политическая карта мира, мультимедийная установка, фонограммы «Прощай, Афган» (https://www.youtube.com/watch?v=kx4EYMi_4yY), «Зажгите свечи» (https://www.youtube.com/watch?v=vG1kHCIxeSM) Петлюры и «Чёрный тюльпан» А.Розенбаума (https://www.youtube.com/watch?v=Fo1fMPr4jn0), видеоролик “Хроника афганской войны” (https://www.youtube.com/watch?v=uvIRi6fIFa4), фотография памятного знака воинам-интернационалистам в г.п. Вороново, портреты воинов-интернационалистов – Героев Советского Союза, портреты земляков – воинов-интернационалистов, свеча, презентация «Мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби», выставка книг.
При подготовке мероприятия, помимо других источников, использован материал «Афганистан, ты боль моей души» (https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnye-resursy/library/2016/04/09/afganistan-ty-bol-moey-dushi).
Комплект плакатов «Страницы мужества (Воины-интернационалисты Беларуси – участники войны в Афганистане 1979–1989)».

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительный этап: учащиеся класса заранее распределены на группы: группа историков, группа географов, группа литераторов, группа экскурсоводов, группа краеведов, группа журналистов. Каждой группе учащихся были предложены задания.

Эпиграф:

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой!
                                А. Вертинский

 

 

Ход классного часа

 

Организационный момент

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к войне в Афганистане.

2. Работа с эпиграфом.

Учитель: Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова А.Вертинского? (Ответы учащихся)

Тема мероприятия «Герои чужой войны». Как вы объясните название темы? Кого называем героем? (Примерный ответ учащихся: человек, который совершил подвиг, героический поступок). Обратимся к словарю. («Словарь русского языка» С.И.Ожегова).

Герой,-а, м. 1. Человек, совершащий подвиг,необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи. 4. Тот, кто привлёк к себе внимание.

Учитель: С чем у вас ассоциируется страшное и короткое слово «война»? (Примерные ответы учащихся: ужас, страх, кровь, бомбежка, смерть, голод, плен, боль, слезы, горе, скорбь, атака, взрывы, автоматная очередь, отвага, смелость, ранение, противник, героизм…).

Из ассоциаций учащиеся составляют кластер. 

Учитель: Как понимаете значение слов «чужая война»? (Примерный ответ: война на чужой территории).

3. Целеполагание. Исходя из темы, продолжите фразу:

– я узнаю…
– я попробую….
– я подумаю …

Учитель: Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая страница истории. Афганская война длилась с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года – 9 лет, 1 месяц и 21 день. Неофициально войну в Афганистане окрестили как «необъявленную», а официально она называлась «выполнением интернационального долга».

– Как вы понимаете «интернациональный долг»? (Ответ учащихся). Обратимся к словарю («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

Интернациональный -ая, -ое. Существующий между народами, распространяющийся на многие народы.

 

Информационный блок

Учитель: Что же это за страна – Афганистан?

Работа группы географов. (Учащиеся-географы рассказывают об Афганистане и предлагают ребятам игру «Верю – не верю».)

Сообщение учащихся:

Исламская Республика Афганистан – бедная страна в самом сердце Азии (работа с картой). В дословном переводе с персидского «Афганистан» означает «Безмолвная страна». В то же время, с языков тюркской группы слово «Афган» переводиться как «скрывшийся». Обе эти трактовки прекрасно подходят для описания Афганистана – горной, труднодоступной страны, где скрылись все племена, желавшие сохранить независимость.

Игра «Верю – не верю» (Учащиеся поднимают карточки «верю», «не верю»)

1. Верите ли вы, что, государство Афганистан находится в Юго-Западной Азии. (+)
2. Верите ли вы, что Афганистан граничит с Пакистаном на юге и востоке, Ираном на западе, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном на севере, Китаем и Индией. (+)
3. Верите ли вы, что Афганистан имеет выход к морю. (–)
4. Верите ли вы, что территория 652.864 тысяч кв. километров. (+)
5. Верите ли вы, что население Афганистана составляет 37.17 млн человек. (–)
6. Верите ли вы, что в стране проживает более 20 народностей. (+)
7. Верите ли вы, что официальный язык – пушту и дари. (+)
8. Верите ли вы, что столица государства – Кабул. (+)
9. Верите ли вы, что возраст Кабула свыше трёх с половиной тысяч лет. (+)
10. Верите ли вы, что Кабул – один из самых опасных городов мира, но не из-за грабежей и разбойников, а из-за террористов. (+)
11. Верите ли вы, что господствующая религия – ислам. (+)

Учитель: Ребята, давайте обратимся к хронике войны в Афганистане

(Учащиеся предлагают материал о войне в Афганистане и фрагмент видеоролика)

Сообщение группы историков:

В январе 1919 года к власти с помощью англичан пришла династия Надиршаха, которая правила до июля 1973 года.

27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В течение 1978–1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “удержания завоеваний апрельской революции”. СССР, для которого эта революция была неожиданностью, официально поддержал её с первых дней, увидев в этом возможность установить влияние в этом регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. Моджахедам (врагам революции) помогали США. Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР как союзную помощь поддержку, а другая, со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, – как агрессию и навязывание чужих порядков.

Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 года приняло решение о направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.

25 декабря 1979 года в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. 18-летние парни, надев панамы с красной звёздочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернутся домой. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить! 27 декабря 1979 года ограниченный контингент советских войск вошёл в Кабул и захватил дворец Х.Амина.

 

Просмотр фрагмента видеоролика «Хроника Афганской войны»

https://www.youtube.com/watch?v=uvIRi6fIFa4

 

Учитель: Вслушайтесь в эти цифры! По опубликованным на сегодня данным потери Советской Армии в войне в Афганистане составили 14 тысяч 453 человека погибшими и пропавшими без вести, из них 771 гражданин Беларуси. Контужено, ранено или травмировано было 11654 человек. Ежегодно в Афганистане воевали 100 тысяч советских солдат, за 10 лет – 1 млн., более 32 тысяч граждан Беларуси.

Сообщение группы журналистов:

За мужество и героизм, проявленные в годы войны в Афганистане более 200 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тысяч награждены посмертно). Звания Героя Советского Союза удостоен  86 человек. 28 из них – посмертно. 5 – уроженцы Беларуси.

Вспомним их поимённо:

Мельников Андрей Александрович
Чепик Николай Петрович
Сергеев Евгений Георгиевич
Пименов Василий Васильевич
Щербаков Василий Васильевич

Учащиеся выходят с портретами Героев Советского Союза и рассказывают основные вехи их биографий. Используется комплект плакатов «Страницы мужества (Воины-интернационалисты Беларуси – участники войны в Афганистане 1979–1989)».

Учитель: Эта длинная жестокая война закончилась 15 февраля 1989 года; после достижения соглашения о мирном урегулировании, наши войска были выведены из Афганистана. В этом году исполняется 34 года со дня вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска под командованием генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

 

Звучит песня «Прощай, Афган»

 

Учитель: Время отдаляет нас от тех событий. Не стало могучей державы, чьи интересы защищали в далеком Афганистане и наши односельчане.

Работа группы краеведов:

В нашей деревне проживали воины-интернационалисты, к сожалению, их уже нет рядом с нами: это Шимелевич Леонид Зенонович и Войтехович Иосиф Иосифович.

Учащиеся-краеведы рассказывают о своих земляках, материал сопровождается фотографиями.

Подготовленная учащаяся читает стихотворение «Афганистан» А.И.Шимелевич, жены воина-интернационалиста.

Говорят, что время лечит раны,
Говорят, что было, то прошло –
Нам не обойти судьбы капканы –
Прошлое в сердцах у нас живо.

Сколько б ни твердили, убеждали:
«Всё пройдет: и худо, и добро», –
Воинам снятся сны, как жестоко убивали
Их друзей, все будто только что.

Почему, коль время так гуманно,
Лечит всё и лечит всех людей,
Всё ещё живёт синдром Афгана:
Помнят все, до самых мелочей

Отправляли в ад почти мальчишек.
В ад. За что? За что и для чего?
Кто-то выжил, шанс им дан был свыше,
а другим совсем не повезло.

Время всемогуще? Я не верю!
Сколько ни твердите, всё равно
Сердцу в шрамах трудно биться в меру,
Сколько б там воды ни утекло.

Учитель: Тема войны нашла отражение в литературе (Выставка книг).

Всем воинам, которые отдали свои жизни, выполняя воинский и интернациональный долг, посвящаются эти строки, вслушайтесь внимательно в них.

Подготовленный учащийся читает стихотворение:

Вы смотрите с улыбкой на меня
Сквозь мраморные плиты обелисков.
Со мною незнакомые друзья,
Все те, кого я знал не очень близко.
Все те, кто за тебя и за меня
На камнях воевал Афганистана
И, жизни драгоценной не щадя,
Домой вернулся на борту «Тюльпана».
Вас часто навещают матери,
Цветы живые вам приносят дети.
Неужто ваша смерть была зазря,
И кто пред богом за нее в ответе?
Стою в раздумье молча средь могил,
Где спят «афганцы» – братья боевые,
Кто умер с честью, так же, как и жил,
Мне смотрят в душу, словно бы живые.

Работа над стихотворением

Учитель: От чьего имени написано стихотворение? (Примерный ответ: участника войны в Афганистане)

– Кто он? Сколько лет могло быть лирическому герою стихотворения? (Примерный ответ: офицер, командир, любивший жизнь, свою Родину, родителей…)

Проведем работу со словом «Тюльпан». Так назывался самолет, увозивший на борту груз 200 на Родину. Груз 200… Так называли цинковые гробы с телами погибших солдат. Цинковый гроб был неподъёмный, в смысле очень тяжёлый – приблизительно 200 килограммов.

 

Песня А. Розенбаума «Черный тюльпан»

 

Учитель: Люди чтят память о воинах-интернационалистах. Память об Афганской войне хранят и мемориальные комплексы, памятники в разных регионах страны.

Учащаяся-экскурсовод проводит заочную экскурсию по мемориальному комплексу «Остров мужества и скорби». Экскурсия сопровождается презентацией.

Работа группы экскурсоводов:

Остров слёз в Минске является искусственным островом. Его строительство началось в 1988 году, когда война ещё не была окончена. Однако официально комплекс был открыт лишь 3 августа 1996 года.

Остров слёз в Минске начинается с перекидного арочного моста. У входа – большой валун с вмурованной в него бронзовой иконой Божьей Матери. Под иконой – текст, раскрывающий предназначение мемориала: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм. Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле». Именно этот валун был установлен на острове слёз в далёком 1988 году в качестве закладного камня.

Центральным элементом комплекса является часовня памяти воинов-интернационалистов в Минске (часовня – памятник Сыновьям Отчизны, погибшим за её пределами). Часовня на Острове слёз частично переняла первоначальный облик храма Ефросиньи Полоцкой в Полоцке. На стенах этой часовни написаны имена всех белорусов, погибших в Афганистане. Всего – 771 имя.

Мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби» был бы неполным без скульптуры плачущего ангела-хранителя. Ангел на Острове слёз – это памятник не только тем «белорусам-афганцам», кто погиб во время войны, но и тем, кто погиб от душевных и физических ран уже после возвращения на Родину. Ангел на острове слёз в Минске плачет, так как не смог исполнить своё предназначение – уберечь воинов от смерти.

На территории Острова слёз располагаются большие камни-валуны с названиями афганских провинций, где воевали советские войска, а значит, где гибли белорусы.

Завершает мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби» символический поминальный стол. За ним в памятные дни собираются близкие, родные и друзья белорусов, погибших в Афганистане.

Остров слёз даже своим ландшафтом воплощает идею памяти и скорби. Он возвышается более чем на три метра над окружающим ландшафтом, поверхность острова неровная, с множеством камней. Всё это символизирует афганские горы, ставшие местом вечного упокоения для многих белорусов. Завершают мемориальную композицию плакучие ивы, склонившиеся над водой.

Остров слёз создавался как памятник воинам-интернационалистам, погибшим за пределами Родины, как памятник белорусам, на собственной шкуре узнавшим, что «Афганистан – страна песков и диких скал…» (а таких белорусов было порядка 30 тысяч!) Но сегодня Остров слёз – это памятник всем белорусам, погибшим в войнах и сражениях всех времен; это памятник, созданный для всех ныне живущих, как общая память и боль.

Вторая учащаяся-экскурсовод предоставляет информацию о памятном знаке в нашем районном центре

Учащаяся-экскурсовод:

11 декабря 2017 года у нас в районе, в г.п. Вороново, открыли памятный знак воинам-интернационалистам. В сквере возле колледжа «расцвел» черный тюльпан, появился из языков пламени тающей свечи. Этот цветок – символ войны в Афганистане. Сгорая, свеча обнажила и сегмент глобуса с широтой и долготой Афганистана. Такую задумку воплотил скульптур Юрий Бирюков в памятном знаке. (Фотография памятного знака).

Учитель: У времени есть своя память – история. Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и война в Афганистане. Мы гордимся нашими героями, и сколько бы времени не прошло – будем помнить. Без прошлого не бывает будущего. А нам с вами ещё жить и жить.

 

Песня «Зажгите свечи» (Петлюра)

 

Учитель (зажигая свечу): Я хочу зажечь свечу – символ мысли и символ памяти.

 

Рефлексия

Учитель: Какие впечатления остались у вас от сегодняшнего разговора? Что должна сделать молодёжь, чтобы не было таких ужасных событий? Спасибо за работу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий