Развитие познавательного интереса учащихся II и III ступени при обучении английскому языку  

- 12:02ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык в начальной школе, Методичка

Развитие познавательного интереса учащихся II и III ступени при обучении английскому языку.

Ирина БОРИЧЕВСКАЯ,
учитель английского языка
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Гродненская область

 

 

Учиться надо весело.
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с интересом.
А. Франс

Каждый учитель иностранного языка, принимая новый класс, мечтает приобщить своих учащихся к изучению нового предмета. Все хорошо знают, как не просто воспитать у учащихся потребность изучать иностранный язык, убедить каждого ученика в том, что ему надо знать этот предмет и поддерживать интерес к нему. Бесспорно, личностные качества учителя, его уроки, эрудиция прежде всего обеспечивают мотивацию учения. Большинство учителей работают в этом направлении, собирая материал, который помогал бы им вести убедительный разговор с учащимися в целях формирования положительного отношения к предмету.

Когда обучающиеся приступают к занятиям, они уже испытывают интерес. Увлекательность, новизна предмета требует от учащихся внимания, способности осмысливать понятия, умения делать выводы. Не всем это даётся легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают особенности английского произношения, интонацию предложения, не запоминают структуры речевых образцов и т.д. Это, как правило, вызывает неудовлетворённость, неверие в свои силы, ведёт к ослаблению интереса в дальнейшем изучении английского языка.

Скука на уроке – один из самых неприятных недостатков нашего учительского труда. При изучении отдельных тем на уроке бывает скучно не только ученику, но и учителю, а от этого снижается эффективность самого умного и полезного урока. Постоянный поиск путей повышения интереса учащихся к уроку – задача каждого педагога.

Проблема развития познавательного интереса на уроках для меня также крайне актуальна. Знать материал недостаточно. Необходимо уметь этими знаниями пользоваться. Я вообще считаю, что относительно любого иностранного языка неуместно использовать понятие знание, следует говорить о владении языком. Именно владение языком означает умело им пользоваться, на уровне автоматизма понимать собеседника и адекватно реагировать на сказанное им.

Чтобы интерес моих учащихся к моему предмету с каждым днём всё возрастал, я и занялась изучением этого вопроса с целью систематизации методов и форм работы, используемых для развития познавательного интереса к изучению английского языка.

Задача: определить наиболее интересные для учащихся и при этом эффективные формы и методы работы, направленные на повышение познавательного интереса к изучению английского языка.

Так, в ходе своей работы мне хотелось выяснить, какие виды деятельности снижают мотивацию. В ходе наблюдения я обнаружила, что интерес учащихся значительно снижается, когда материал слишком сложный или простой в языковом плане. А также, когда содержание текста не вызывает никаких эмоций. Тогда я стараюсь подбирать материал и задания к нему, который бы подходил ребятам по языковому уровню, а также чтобы он был познавательным и интересным.

Довольно часто при подготовке к урокам прибегаю к помощи сайта «British Сouncil». Материал очень хорошо систематизирован по темам, видам деятельности, имеется аудио- и видеозона, разработаны готовые задания. Есть возможность распечатать нужный материал. Благодаря этому сайту провожу уроки с использованием видео. Конечно, это уже не новинка, но, тем не менее, это эффективный приём, особенно при изучении тем страноведческого характера. Мне нравится использовать серию видео «Window on Britain». Материал доступен в плане языка. Совершить виртуальную экскурсию в страну изучаемого языка – это отличный способ познакомиться с языком, людьми, историей, традициями страны.

Нетрадиционные формы урока также являются хорошим способом повышения интереса к языку: уроки-викторины, экскурсии, путешествия, диспуты, игры, дебаты и др. Практика доказывает эффективность применения активных форм работы. Такие формы работы способствуют формированию речемыслительных способностей учащихся, познавательной активности, умения работать самостоятельно и в команде. Игра приближает речевую деятельность учащихся к естественным нормам, помогает развивать навык общения, способствует отработке языкового материала. Ребятам нравится перевоплощаться в героев игры, они легко вживаются в свои роли, открываются совершенно с другой стороны. Чего только стоит их отличное от уроков поведение, мимика, жесты!..

Интересно проходят уроки с использованием ролевых игр в среднем звене. Например, при изучении темы «Shopping» в 7-х классах – инсценирование ситуации «In the shop». Ребята на несколько минут становились опытными продавцами-консультантами, которые с лёгкостью справлялись с просьбами, а иногда и капризами покупателей. Или разыгрывание уже более серьёзной ситуации в рамках прочтения рождественской истории «A Christmas Carol» Ч.Диккенса при изучении темы «Personality». Сюжет этой истории серьёзный, но ребята смогли переместиться в прошлое, прочувствовать суть истории, используя определённый набор эмоций, передать обстановку и дух Рождества.

В старших классах практикую проведение уроков с элементами дебатов, дискуссий, круглых столов. Так, при изучении темы «Accommodation» в 10-м классе разгорелся жаркий спор при обсуждении вопроса «A Flat or A Private house». Оппоненты были очень убедительны, доказывая свою точку зрения. При изучении темы «Healthy Lifestyle» в 9-х классах ребята делились на две команды: сторонников и противников fast food. Ребята активно защищали свою позицию, подкрепляли её своими рисунками, таблицами. А также, в рамках изучения этой темы, ребята готовили “здоровые” блюда и дегустировали их. Интересно прошла защита мини-проектов по ситуации «My Food Pyramid» в 9-х классах. Ребята со знанием дела рассказывали о принципах и правилах питания в их семьях, раскрыли много секретов, указали на недостатки. В ходе таких уроков расширяется кругозор учащихся, их словарный запас, повышается мыслительная активность и, самое главное, коммуникабельность.

По итогам изучения определённой темы в своих классах стараюсь проводить «итоговые уроки»: уроки-викторины, уроки-праздники.

Полученные знания на уроках используем для проведения внеклассных мероприятий, которые традиционно проходят в рамках недели английского языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется материал, привлекаются разнообразные информационные источники. Пример таких уроков – викторины «The World of Sports», «The Club of Cheerful and Quick-Witted Fellows» в 7-х классах, «Do you know Britain well?» в 8-х классах др.

Хочу также отметить немалую роль использования элементов театрализации на самих уроках и во внеклассной деятельности. Театрализация – это самая точная модель общения, т.к. она подражает действительности и в ней, как и в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнёров. За красивым результатом работы стоит кропотливый труд и учителя, и учащихся.

Для расширения словарного запаса, совершенствования произносительных навыков и в целом для развития кругозора учащихся использую пословицы и поговорки при изучении отдельных тем. Они незаменимы в обучении монологической и диалогической речи, помогают усвоить строй языка, развивают память, делают речь живой, красочной.

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя новых подходов к её решению. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми учащийся уходит с урока.

Эффективным способом воздействия на чувства и эмоции является музыка. Музыка оказывает неоценимую помощь в изучении английского языка. Сегодня наши учебные пособия предлагают варианты песен при изучении определённых тем. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, лучше усваиваются грамматические структуры. Песня даёт возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности. Например, тема «Money» – песня «Money, money…» группы «ABBA»; тема «Music» – «Show must go on…» F.Mercury и группы «Queen»; тема «Travelling» – «One way ticket» группы «Eruption» и др. И конечно, в канун Рождества и Нового года, мы поём новогодние песни: «Merry Christmas», «Let it snow…», «Happy New Year». Хорошей традицией в моей практике стало проведение уроков-праздников, особенно в канун новогодних и рождественских праздников.

У каждого педагога своя изюминка для развития интереса к изучению своего предмета при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Все наши рецепты борьбы со скукой на занятиях направлены на развитие творческих способностей учащихся. Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Так давайте позволим и ученику спеть свою песню, а мы её подхватим и поддержим.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий