Особое внимание на уроке уделено формированию метапредметной информационной компетентности учащихся, развитию критического мышления посредством создания кластера. Кластер создаётся с использованием информации из разных источников. Содержательной основой заданий урока служат предложения из произведений русской литературы, изученных в 5–6-х классах.
Юлия ФОМЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область
Ход урока
І Организационный этап
Добрый день, ребята. Рада нашей очередной встрече. Пусть девизом нашего урока будет пословица: «Не беда ошибиться, а беда не исправиться».
Как вы понимаете смысл пословицы? (Ошибаться не стыдно, но нужно уметь исправить ошибку и её не повторять)
Желаю вам творческого настроя и успешной работы, а если и подстерегут вас ошибки, то следуйте нашей пословице: «Не беда ошибиться, а беда не исправиться».
ІІ Ориентировочно-мотивационный этап
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию изученного.
Домашнее задание включало в себя повторение темы «Правописание НЕ с именами существительными». Учащимся рекомендовано повторить эту тему по учебнику либо по опорной схеме.
Учащийся у доски выполняет задание: Воспроизвести схему «Правописание Не с именами существительными» на доске, привести примеры, «озвучить» схему классу.
«Озвучивание схемы». Ученик рассказывает правило, используя свою схему, приводит собственные примеры, учащиеся класса дополняют словами из своего домашнего задания.
Также обращаемся к пословице – девизу урока – и комментируем написание слова «Не беда»
1) слово не употребляется без НЕ 1) есть противопоставление с а.
2) можно заменить синонимом 2) логическое отрицание
Оценивается точность воспроизведения схемы и её озвучивание, приведение примеров.
Целеполагание
Запишите тему и определите, что каждый из вас должен знать и уметь к концу урока.
Как наша тема связана с той, которую мы повторили?
На самом деле правописание Не с прилагательными имеет много общего с правописанием Не с существительными, но есть и некоторые особенности.
III Операционно-познавательный этап
Первичное ознакомление с новым материалом
Учитель сообщает, что, изучая новую тему, на уроке будем работать в парах, напоминает основные правила такой работы.
Памятка о работе в парах
В паре мы:
– выполняем одну задачу;
– взаимодействуем;
– дополняем друг друга;
– внимательно слушаем друг друга;
– говорим тихо, чтобы не мешать одноклассникам
Ознакомление с планом работы, выполнение заданий согласно предложенному плану
1) Познакомьтесь с правилом в учебнике.
2) Выполните задание «Конструктор», учитывая, что в нём представлены дополнения к правилу в учебнике.
3) Создайте кластер-схему «Правописание НЕ с прилагательными», пользуясь информацией в учебнике и пунктами задания «Конструктор».
4) Озвучьте правило, пользуясь созданным кластером, своему партнёру по группе и (или) классу.
5) Откорректируйте кластер, если это необходимо.
Задание «Конструктор»
А) Прилагательное не употребляется без НЕ. Б) Прилагательное с НЕ можно заменить синонимом. В) Перед прилагательным есть слова вовсе не, далеко не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, усиливающие отрицание. Г) Краткое прилагательное, не имеющее полной формы. Д) Есть противопоставление с союзом а. Ж) прилагательное обозначает цвет, вкус, форму или является относительным или притяжательным. З) Прилагательное в сравнительной степени |
1. Далеко не новый способ 2. Небрежный вид 3. Не высокие, а низкие результаты. 4. Не готов отвечать 5. Несчастная любовь 6. Очень недовольный 7. Этот сок не слаще, чем тот 8. Это не деревянная деталь |
Ключ: А-2, Б-5,6 В-1, Г-4, Д-3, Ж-8, З-7.
Вариант заполненной кластер-схемы
«Озвучивание» кластера.
При «озвучивании» кластера задаются вопросы:
– Что общего в правописании с НЕ у существительных и прилагательных?
– Что нового вы узнали о слитном написании НЕ с прилагательным?
– Какие слова перед прилагательным указывают на раздельное написание?
– Какие виды прилагательных всегда пишутся раздельно с НЕ?
Первичное осмысление и закрепление темы
Прочитайте предложения на слайдах. Угадайте, из каких произведений они взяты. Назовите автора. Выпишите прилагательные с НЕ по столбикам: слитно//раздельно
«По следам художественных произведений» (Предложения демонстрируются на слайдах).
1) Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить (не)разумным хазарам!..
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
(Не)зримый хранитель могущему дан. (А.С.Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»)
2) Нет, это (не)генеральская… — глубокомысленно замечает городовой. (А.П.Чехов, «Хамелеон»)
3) На первый взгляд – это тихая и (не)мудрёная земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (К.Паустовский, «Обыкновенная земля»)
4) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, (не)опрятный без матери и одинокий…
С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придётся остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять вслед за ней очень (не)удобные для произношения слова… слова. (В. Распутин, «Уроки французского»)
5) Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
(Не)терпеливого коня…
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
6) (Не)годный! слыхана ль такая дерзость в свете! (И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок»)
7) Лицо у него было отнюдь(не)красивое, но выразительное и с очень тонкими чертами…
Он играл поочерёдно вальсы, польки и кадрили, но из его головы не выходило царственное лицо (не)обыкновенного гостя… (А.И.Куприн «Тапёр»)
8) Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина (не)яркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою (не)тленную красу. (Д.Б.Кедрин «Алёнушка»)
9) Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
Догадка (не)хуже разума. (Русские пословицы)
Учитель оценивает работу двух-трех учеников. Остальные осуществляют взаимопроверку в парах по ключу.
Ключ к взаимопроверке:
Слитно: неразумные хазары, немудрёная земля, неопрятный мальчишка, неудобные слова, нетерпеливый конь, негодный, необыкновенный гость, неяркая родина, нетленная краса.
Раздельно: не генеральская собака, отнюдь не красивое лицо, не кудрявая речь, а правдивая, не хуже разума.
IVРефлексивно-оценочный этап
Мини-тест
1-й вариант выписывает номера слитного написания с НЕ;
2-й вариант выписывает номера раздельного написания с НЕ.
1) (не)большая, но светлая комната; 2) (не)ровные лесные дорожки; 3) учит (не)английский язык; 4) правило ничуть (не)понятно; 5) далеко (не)радостные события; |
6) (не)весёлый взгляд 7) (не) поседливые ребятишки; 8) (не)готов отвечать; 9) (не)яркий, а бледный свет; 10) очень (не)вкусный суп. |
1-й вариант: 1, 2, 6, 7, 10
2-й вариант: 3, 4, 5, 8, 9
Взаимопроверка. Обмен тетрадями. Комментарий ответов.
Рефлексия
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью следующих словосочетаний: очень (не)понятная тема, вовсе (не) сложная тема, (не)брежная работа в тетради, (не)тяжёлая, а лёгкая тема, (не)простая тема.
Подумайте и определите для себя, что следует сделать дома, чтобы усвоить эту тему как следует.
V Информирование о домашнем задании
Дома следует выучить правило, пользуясь текстом § 54 и кластером, и выполнить упражнение 412.